Кто нас лечит: лидерами антирейтинга татарстанских больниц стали Нижнекамск, Казань и Бугульма

В РТ из-за врачебной ошибки погибли 35 человек, редко за нарушение признается хамство докторов, а пациенты недовольны качеством медицины

Аналитическая служба «Реального времени» изучила данные татарстанского Фонда обязательного медицинского образования, который аккумулирует и изучает жалобы на республиканские больницы. Сейчас лидеров антирейтинга фонд ОМС и страховщики РТ начали штрафовать, как стало известно в середине 2016 года.

Три богатыря — Нижнекамск, Казань и Бугульма

Первое место в нашем антирейтинге стала Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница. Она стала безоговорочным лидером по количеству признанных обоснованными жалоб в 2016 году. У главной здравницы нефтехимической столицы Татарстана из 77 полученных жалоб — 70 обоснованные.

Причем, в 27 из этих случаев организация не захотела оказывать медицинскую помощь по программам ОМС, в 12 случаях взимала деньги за медицинскую помощь, которая должна была оказываться бесплатно, а в 19 случаях получила обоснованную жалобу на организацию работы.

Несмотря на такое количество жалоб главный врач Нижнекамской центральной районной многопрофильной больницы — Габибулла Ахмедов — получает неплохую зарплату, находясь в середине списка татарстанских главврачей по размеру дохода за 2015 год. Его доход, согласно исследованию «Реального времени», составил около 1,3 млн рублей в год. Впрочем, это все же меньше примерно на 600 тысяч рублей, чем доходы главврачей МКДЦ или РКБ.

На втором месте по количеству обоснованных жалоб — Казанская городская клиническая больница, которая, к слову, сохраняет лидерство по объёму пролеченных больных. Помимо жалоб, больница получает и хорошие отзывы — так приятно удивлялся (хотя и не без оговорок) седьмой горбольницей в июле 2016 года ведущий НТВ Динар Усманов.

Больница, которая находится на третьем место по количеству обоснованных жалоб, — Бугульминская ЦРБ, которую сейчас, судя по официальному сайту, возглавляет Владимир Гуров. В прошлом году таких жалоб на нее было 32. Больше всего, 12 — оказались обоснованными жалобами на качество медицинской помощи, оказываемой лечебным заведением. Еще в девяти случаях были обоснованные жалобы на взимание денег за медицинскую помощь по программам обязательного медицинского страхования. В четырех случаях пациенты обоснованно жаловались на отказ в медицинской помощи по программам ОМС. Отметим, что Бугульминская центральная районная больница не только стабильно вызывает жалобы, но еще и находится в «зоне кадрового риска» — здесь количество врачей пенсионного возраста составляет 37,1% — об этом сообщалось на итоговой коллегии Минздрава Татарстана в феврале 2017 года.

На РКБ со всей республики 23 жалобы

Четвертое место по числу обоснованных жалоб — у главной больницы республики — Республиканской клинической больницы. Здесь 23 жалобы. Больше всего обоснованных жалоб, по 8 штук, на качество медицинской помощи и на взимание денег за медпомощь по программам ОМС. Еще 6 обоснованных жалоб — на организацию работы медицинской организации. Впрочем, такое количество жалоб неудивительно, учитывая размеры медицинского учреждения — оно является крупнейшим в регионе.

Замыкает пятерку лидеров по жалобам среди государственных учреждений здравоохранения Татарстана городская больница №5 Набережных Челнов. Здесь, как и в случае с РКБ, 23 обоснованные жалобы. Больше всего на эту больницу жаловались по поводу организации работы (9 обоснованных жалоб), отказ в медицинской помощи по программам ОМС (7 обоснованных жалоб), а также на качество медицинской помощи и взимание денежных средств за медпомощь по программам ОМС (по 3 жалобы). Несмотря на такое количество жалоб, в декабре 2016 года больница получила сертификат соответствия ISO 9001:2015, который должен демонстрировать, что учреждение соответствует международным стандартам менеджмента качества в области предоставления медицинских услуг.

Как жалобы на районные больницы не признали жалобами

Впрочем, есть и больницы, в отношении которых были жалобы, но они не были признаны обоснованными. Таких в Татарстане оказалось пять. Три из них — центральные районные больницы и две — стоматологические. Причем обе зубные лечебницы — из Набережных Челнов.

К примеру, в адрес Актанышской центральной районной больницы поступило три жалобы по поводу взимания средств за медицинскую помощь по программам ОМС. Ни одна из них не была признана обоснованной. В отношении Балтасинской центральной районной больницы было рассмотрено две жалобы по поводу качества медицинской помощи — однако ни одну из них также не признали обоснованной. Одна жалоба была и на Кукморскую центральную районную больницу — по поводу лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи. Обоснованной она вновь не была признана.

Три жалобы поступили на стоматологическую поликлинику №1 из Набережных Челнов: две из них по поводу этики и деонтологии медицинских работников, одна — по поводу отказа в медицинской помощи по программам ОМС. Еще одна жалоба была в адрес первой детской стоматологической поликлиники в Набережных Челнах — по поводу отказа в медицинской помощи по программам ОМС. Все эти жалобы не были признаны обоснованными.

Качество, отказ от обслуживания и платные услуги

Основной причиной жалоб в 2016 году оказалась организация работы медицинской организации. Обоснованных жалоб по этой причине — около трети от общего числа обоснованных жалоб, 246 штук. Пациентам, очевидно, не кажутся достаточными нововведения в больницах — качество обслуживания по-прежнему остается на низком уровне и вызывает самые большие недовольства.

На втором месте, примерно с равными долями, три причины обоснованных жалоб. Это — отказ в медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (по этому критерию — 154 обоснованные жалобы, или 21% от общего числа обоснованных жалоб), качество медицинской помощи (148 жалоб, 20%), взимание денежных средств за медицинскую помощь по программам ОМС (147 жалоб, 20%).

По сравнению с прошлым годом список основных причин обоснованных жалоб не изменился — в 2015 году на первом месте также была организация работы медицинской организации, причем ее процент был даже выше — тогда около 40% от всех жалоб именно по этой причине. Жалоб по причине отказа от медицинской помощи было 24%, по причине качества медицинской помощи — около 19%, взимания денежных средств за медпомощь — около 14%.

Хамство врачей признают неохотно

По остальным причинам обоснованных жалоб оказалось относительного немного. Лишь в 16 случаях (2% от общего числа обоснованных жалоб) были высказаны обоснованные недовольства на этику и деонтологию (мораль и нравственность) медицинских работников.

Еще в восьми случаях были обоснованные жалобы на выбор медицинской организации в сфере ОМС, в семи — на лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи, по одному случаю — на выбор врача, санитарно-гигиеническое состояние медицинской организации, а также на прочие причины.

35 татарстанцев погибло в результате врачебной ошибки

«Реальное время» отдельно запросило статистику по числу так называемых преступлений, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи.

Сведения о рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о ятрогенных преступлениях в следственном управлении Следственного комитета РФ по РТ

Показатель

2016

2015

2014

2013

2012

Количество поступивших сообщений о совершении преступлений, связанных с врачебными ошибками и ненадлежащим оказанием медицинской помощи

62

43

60

42

52

По ним принято решений о возбуждении уголовного дела

42

31

42

18

8

Число лиц, признанных потерпевшими от ятрогенных преступлений:

40

29

38

15

6

Из них погибло вследствие ятрогенных преступлений:

35

20

35

12

6

В том числе несовершеннолетних (малолетних)

14

10

9

4

3

Показатель 2016 года вырос по сравнению с прошлым годом. Количество таких преступлений, согласно данным следственного управления СКР по Татарстану, составило 62 — почти в полтора раза больше, чем в 2015 году. Из них в 42 случаях приняты решения о возбуждении уголовного дела — на 35% больше, чем в 2015 году. Признано потерпевшими 40 человек (рост на 37%), из них погибло 35 человек — на две трети больше, чем в 2015 году.

Количество погибших в результате ятрогенных преступлений (ухудшения здоровья, вызванного медицинскими работниками) — 35 человек против 20 в 2015 году.

Работа над ошибками?

Отметим, что список лидеров по количеству обоснованных жалоб по сравнению с прошлым годом практически не изменился. Первое место тогда занимала, как и в этом году, Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница с 68 обоснованными жалобами, в основном (28 случаев) — на отказ в медицинской помощи, организацию работы учреждения (24 случая) и качество медицинской помощи (12 случаев).

На втором месте находилась с 62 обоснованными жалобами казанская горбольница №7. В основном на больницу жаловались за организацию работы (22 случая), качество медпомощи (19 случаев), отказы в медпомощи (10 случаев), взимание денежных средств (7 случаев). Казанская седьмая больница, таким образом, уменьшила количество жалоб: в отличие от Нижнекамской районной многопрофильной больницы, где в 2016 году количество жалоб даже увеличилось — с 68 до 77.

Уменьшилось количество жалоб и у удерживающей третье место Бугульминской центральной районной больницы — в 2015 году их было 53, в то время как в прошлом году количество жалоб снизилось до 43. В 2016 году на больницу стали жаловаться не так много по причине организации работы в учреждении (показатель 2015 года — 24, в 2016 же году — лишь 6), но даже больше стали взимать денежные средства за медпомощь по программам ОМС (9 обоснованных случаев в 2016 году против 8 случаев в 2015 году).

Статистические данные по обращениям граждан с жалобами на медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Татарстан, рассмотренные ТФОМС Республики Татарстан и страховыми медицинскими организациями за январь-декабрь 2014-2016 гг.

Статистические данные по обращениям граждан с жалобами на медицинские организации

Перечень медицинских организаций, включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Татарстан (в соответствии с постановлением КМ РТ об утверждении ПГГ)

2016

2015

2014

Количество рассмотренных жалоб (строка 1 таблицы 1.2. формы отчетности №ПГ)

Количество рассмотренных жалоб (строка 1 таблицы 1.2. формы отчетности №ПГ)

Количество рассмотренных жалоб (строка 1 таблицы 1.2. формы отчетности №ПГ)

всего

из них обоснованных

всего

из них обоснованных

всего

из них обоснованных

ИТОГО

1 285

993

1 587

1 228

1 586

ГАУЗ «НИЖНЕКАМСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА»

87

77

85

68

63

ГАУЗ «ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №7» Г.КАЗАНИ

80

58

88

62

100

ГАУЗ «БУГУЛЬМИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

47

34

66

53

77

ГАУЗ «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА №5»

46

36

61

48

72

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"
Справка

Согласно статистическим данным по обращениям граждан с жалобами на медицинские организации, которые осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в Татарстане, количество жалоб в 2016 году значительно снизилось — более, чем в полтора раза.

За прошлый, 2016 год рассмотренных жалоб было меньше тысячи — 938. В 2015-м и 2014 годах их количество было примерно одинаковым, но значительно большим, чем в 2016 году, — 1587 и 1586, соответственно. Таким образом, в прошлом году количество жалоб снизилось на 70%.

Удивляет при этом стабильность доли жалоб, которые были признаны обоснованными. В 2016 году таких оказалось 725 (что составило 78% от общего числа рассмотренных жалоб). Этот процент практически не изменился по сравнению с прошлыми годами — тогда он составлял около 77%. Получается, что количесто обоснованных жалоб стабильгл,, в то время как общее число жалоб изменилось довольно значительно.

.,

АналитикаОбществоМедицина

Новости партнеров