Ангелина Кузнецова, Русская классическая школа: «Для ребенка учиться дома — это счастье»

Вопросы качества образования в последние годы поднимаются все чаще. И декларируются не только с трибун ведомств, но и обсуждаются среди родителей и педагогов. «Реальное время» продолжает публиковать разные мнения на тему поиска возможностей улучшения обучения современных детей. И сегодня предлагает интервью с педагогом Русской классической школы Ангелиной Кузнецовой, директором воскресной школы «Апостол». Она рассказала «Реальному времени» о том, каковы плюсы и минусы семейного образования, о раздельном обучении мальчиков и девочек и роли учителя в наши дни.

Родители, которые решаются не отдавать своих детей в школу и переводят их на семейное образование, ищут и пробуют разные методики и программы. Одной из лучших, по признанию многих, за последние годы стала Русская классическая школа, разработанная в Екатеринбурге командой единомышленников. Сейчас в разных регионах России и на Украине действуют порядка трех десятков частных школ и гимназий, использующих данную образовательную систему, всего же, в том числе на семейном образовании, около 2,5 тысячи детей обучаются, используя методику этой школы.

По этой программе учатся и казанские дети: в нашем городе несколько лет назад была создана площадка для поддержки родителей, обучающих детей дома, клуб семейного образования «Русская классическая школа», который возглавляет Ангелина Кузнецова, директор воскресной школы «Апостол».

«Самое тяжелое — решиться и пережить первый год»

— Ангелина Инаровна, семейное образование является частью российского законодательства с 1996 года. Но почему о нем заговорили именно последние годы?

— Раньше об этой возможности мало кому было известно. Но основная причина в том, что результаты той системы образования, которая сложилась после перестройки, наглядно проявились только сейчас. Родительская общественность начала просыпаться и искать альтернативы. Семейное образование часто путают с домашним образованием, но это разные вещи. Домашнее образование — это когда ребенок по состоянию здоровья вынужден находиться дома, и школа организует для него надомный процесс обучения, то есть к нему приходят учителя. Но семейное образование — это когда воспитанием и образованием ребенка занимается семья, и она решает, что, как и где будет изучать ребенок. Обучать может как мама, так и посторонний человек, репетитор, гувернер. При этом закон предусматривает отчетность: раз в год или чаще, по своему усмотрению, родитель пишет заявление в школу с просьбой аттестовать его ребенка, и школа аттестует его по тем стандартам, которые есть сегодня в образовании. То есть родитель, образовывая ребенка, ориентируется еще и на федеральные стандарты, на то, что ребенок в конце года должен написать контрольную работу, диктант, сочинение, что-то прочитать, нарисовать, пройти какие-то тесты.

«Для ребенка учиться дома — это счастье. Ребенок знакомится с миром знаний в режиме, сообразном со своим психическим и физическим устроением. Ему не надо вставать в шесть утра и ехать в школу, он высыпается, он приступает к учебному процессу, когда готов, в доброжелательной обстановке». Фото classicalconversations.ru

Такая ответственность под силу не каждому родителю. Это подразумевает, что один родитель должен быть полностью свободен, у него не должна болеть голова о том, чтобы пойти на работу и зарабатывать деньги. Семейное образование — это дорогое удовольствие, морально дорогое. А с точки зрения финансов, это, наоборот, экономия средств. Ребенок сидит дома, нет транспортных расходов, нет затрат на форму, на вещи, которые нужно носить, чтобы соответствовать школьной моде. Единственное — мама не работает, но она вкладывает в своих детей, и еще неизвестно, что ценнее.

Для ребенка учиться дома — это счастье. Ребенок знакомится с миром знаний в режиме, сообразном со своим психическим и физическим устроением. Ему не надо вставать в шесть утра и ехать в школу, он высыпается, он приступает к учебному процессу, когда готов, в доброжелательной обстановке. В большинстве своем дети-семейники — это очень умиротворенные счастливые дети.

— Это плюсы семейного образования. А каковы минусы?

— Минусы — нервное напряжение родителей, которые постоянно думают: вдруг я что-то недодал, вдруг мой ребенок чем-то обделен в сравнении с теми, кто ходит в школу? Но это беспокойство очень быстро проходит — через год. Они отучили ребенка с сентября по май, приходят на первую аттестацию, и ребенок сдает прекрасно. У родителей падает камень с плеч: «Значит, можем!». И на второй год они уже идут спокойно, а на третий — еще спокойнее.

Самое тяжелое — решиться и пережить первый год. Пока не все могут решиться на это, поэтому на данном этапе развития нашего общества семейное образование не для всех. Это прежде всего проблема родителей. Либо деньги надо зарабатывать, либо мама не готова жертвовать своими личными интересами. Мамы зачастую бывают молодые, им хочется сделать карьеру, им надо куда-то бежать, поэтому проще отдать ребенка в школу с восьми до пяти. Но мы не знаем, что в это время делают в школе с ребенком, а к концу года начинаем замечать, что ребенок-то не наш. Потому что какой-то чужой взрослый человек что-то в него вкладывает. Мы не можем это контролировать, мы не влияем на воспитание ребенка. Пока ребенок маленький, он с трудом уходит из дома, но в 12—13 лет он уже привык к этому, он уже привык ориентироваться не на маму и папу, которые где-то зарабатывают деньги, а на социум. И начинаются разные истории.

В советские времена школа была контролируема государством и защищаема с точки зрения нравственности. Были единые ценности: пионеры, комсомольцы-герои, патриотизм, любовь к своей родине. В каком-то смысле дети были защищены, не было гаджетов, не было интернета. Можно было спокойно отдавать ребенка в школу. И тогда существовали свои перегибы, но в целом общество было единомысленным. Сейчас ситуация изменилась: патриотизма нет, примеров положительных нет. Какой учитель попался — таким и воспитают вашего ребенка. И родители, которые понимают это, начинают размышлять на тему семейного образования. Таких, по статистике, становится все больше и больше. До 2,5 млн человек в США учатся на семейном образовании. Россия только-только начинает этот путь, у нас количество детей-семейников исчисляется несколькими тысячами.

«Когда сознательные родители берутся за семейное образование, они составляют траекторию развития. Допустим, три часа в день ребенок занимается академическими дисциплинами, а в остальное время они идут в художественную, музыкальную, спортивную школу, на фигурное катание, на хоккей. Это разве не социализация?». Фото ku-obr.ru

Эта тема будет набирать обороты. Когда родители отдают первого ребенка в школу, они собирают все шишки и уже не хотят вести туда второго и тем более третьего. Те, у кого один ребенок, как правило, не попадают в поле семейного образования, они еще верят в то, что можно отдать ребенка в школу и не волноваться за его светлое будущее. Конечно, бывают прекрасные учителя, они еще сохранились. И если повезло с такими учителями в школе, то прекрасно, чего еще желать? Но таких учителей становится все меньше и меньше, кризис кадров в отрасли образования налицо.

— Один из основных аргументов противников семейного образования заключается в том, что дети не получат социализации. Что вы можете им ответить?

— Когда сознательные родители берутся за семейное образование, они составляют траекторию развития. Допустим, три часа в день ребенок занимается академическими дисциплинами, а в остальное время они идут в художественную, музыкальную, спортивную школу, на фигурное катание, на хоккей. Это разве не социализация? Там всюду дети. И ребенок выбирает себе круг общения по интересам. А в школе социализация очень сомнительная. Никто детей не отбирал, их сгрудили из разных мест. Поэтому сперва родителей-семейников слово «социализация» пугало, а теперь вызывает улыбку. Потому что это вопрос терминологии. Что мы называем социализацией? Когда нормальные родители дают ребенку нормальное общение с детьми, увлекающимися тем же, чем и он. К тому же, с первого по четвертый класс ребенок не ищет друзей. Друзья появляются в 6—7 классе. А малышу нужна мама, его в это время нужно обучать, он все впитывает, как губка. Семьи для этого вполне достаточно, можно два или три раза в неделю выходить в какие-то кружки и секции. Ребенок не в вакууме живет, он не заперт.

«Чистописание, грифельные доски и перьевые ручки»

— Расскажите о русской классической школе (РКШ). Что это за образовательная система?

— Родители разные, никто их не учил тому, как давать образование своим детям. И они начинают искать методики, вступают в интернет-сообщества, пишут друг другу, обмениваются информацией, щедро делятся наработками. И вот, более 10 лет назад, в Екатеринбурге инициативная группа родителей, переживая за кризис, в который ввергнуто наше образование, взялась за создание собственной программы. Работали над этим ученые, учителя и методисты, а объединила их Татьяна Анатольевна Алтушкина, мать шестерых детей. В итоге программу назвали «Русская классическая школа». В нее вошли самые лучшие отечественные наработки в сфере педагогики — как дореволюционные, так и советские. Ведь известно, что российская дореволюционная система школьного образования и во многом наследовавшая ей советская — были одними из лучших в мире. Об этом говорят и оценки экспертов, и результаты международных олимпиад, а главное — реальный уровень грамотности тех уже немолодых людей, которые учились в школе в середине прошлого столетия.

РКШ основана на системе Константина Дмитриевича Ушинского в области словесности и на системе Александра Пчёлко, Григория Поляка и Андрея Киселева в области математики. Это возврат к классике отечественной педагогики. Сохранив основы избранных систем, авторы придали им современные методические формы и интерпретации.

Сначала программа работала только в частной семейной школе в Екатеринбурге. Сейчас в разных регионах России и на Украине действуют порядка трех десятков частных школ и гимназий, использующих данную образовательную систему. На средства благотворителей изданы учебники. В этом году тема РКШ включена в перечень тем, которые будут рассматриваться на Рождественских чтениях в Москве.

В Казани РКШ развивается в двух форматах. Во-первых, на базе Православной гимназии имени святого Гурия Казанского при Духосошественском Храме. А также более 30 семей, где есть дети дошкольного возраста и ученики начальных классов на семейном обучении, используют элементы этой программы.

«Например, грифельные доски и перья. В РКШ пишут перьевой ручкой каллиграфическим почерком по специальным прописям». Фото ermogen.net

— Расскажите подробнее, какие именно образовательные моменты создатели РКШ вернули из прошлого?

— Например, грифельные доски и перья. В РКШ пишут перьевой ручкой каллиграфическим почерком по специальным прописям. Перо — это великое изобретение человечества. Оно пишет только в одном положении, когда ребенок сидит прямо. То есть без участия взрослого человека ребенок вынужден держать спинку и рука у него ставится правильно. Также ученые выявили, что писание пером приводит к созреванию мозговых структур. Дело в том, что когда человек пишет пером, он волей-неволей чередует фазы напряжения и расслабления мышц руки (иначе перо порвет бумагу) и регулярно сбрасывает накопившееся напряжение, макая перо в чернильницу. Тогда как безотрывное письмо шариковой ручкой создает перенапряжение у детей. Писание пером формирует изумительный почерк! Там такие тетради, что взрослые люди, давно не видевшие ничего подобного, буквально плачут над ними!

Затем — чтение. В учебниках нет никаких современных мультфильмовых героев. Ребенок поступательно знакомится с миром. Сначала — его ближайшее окружение, игрушки, игровая комната, учебные предметы, мебель, посуда, транспорт и так далее. Так ребенка постепенно вводят в мир вещей, а потом — в мир природы. Когда это происходит не под давлением, не на скорость, ребенку очень интересен процесс постижения мира.

Также дети учат стихи. В современных школах эта практика почти сошла на нет. Однако известно, что в возрасте с первого по четвертый класс память человека самая сильная, и то, что он запомнит в эти годы, заложит ценностный фундамент для его будущей жизни. Поэтому дети учат много классики, поговорки, пословицы.

— А как эта программа связана с православной культурой?

— В русской классической школе нет отдельного блока по православию. Но вся программа зиждется на православной культуре, так как она выросла из творчества русского гения Константина Ушинского, который строил свои работы на основе православных ценностей. Православие там присутствует вкраплениями: в истории подробно изучается крещение Руси, великие князья и пр. Когда изучается азбука и ребенок знакомится с миром предметов, то все начинается из дома: его комната, его игрушки. Затем он узнает, что есть город, есть страна, и есть мир, Божий мир, и есть Церковь, и есть Господь, и есть небесный мир, и есть ангелы. Этого посыла уже достаточно. Все стихи и тексты, пословицы и поговорки даются с опорой на нравственные понятия. И ребенок к концу 4 класса, освоив этот объем, имеет картину мира — пусть не до конца сформировавшуюся, но уже намеченную. Тогда как у современных детей, выходящих из школы, нет картины мира, у них все разрозненно: есть телевизор, есть машины, есть торгово-развлекательные центры…

Однако, несмотря на то, что изначально программа создана православными людьми, в православном контексте, в Татарстане, например, ею интересуются люди разных вероисповеданий, всем, кому не безразлична судьба своих детей.

— Как лично вы вышли на эту тему?

— Мы узнали об этой программе, когда к нам, в воскресную школу, начали приводить детей, которым было трудно учиться в обычной школе. Родители начали искать альтернативы, они были встревожены тем, как учат их детей. Мы искали методики и нашли РКШ. Сейчас у них уже есть опыт, они друг друга поддерживают. Я оказываю только методическую, консультационную помощь.

«В русской классической школе нет отдельного блока по православию. Но вся программа зиждется на православной культуре, так как она выросла из творчества русского гения Константина Ушинского, который строил свои работы на основе православных ценностей». Фото tatarstan-mitropolia.ru

«Мальчики и девочки встречались только на балах»

— Как известно, РКШ также за раздельное обучение мальчиков и девочек.

— Да, это базовые вещи. В частной гимназии в Екатеринбурге, где проходит обучение по системе РКШ, девочки и мальчики учатся раздельно, в небольших классах по 6 человек, и в этом году готовится первый выпуск, 11 класс. И они разительно отличаются от большинства выпускников современных школ. От совместного обучения очень много минусов. Скорость обучения девочек и мальчиков разная. Девочки зачастую осваивают материал быстрее, чем мальчики. На всю жизнь девочки запоминают, что мальчики — существа медленные и глупые, и когда они вырастают, им трудно выйти замуж и правильно относиться к мужу. А мальчики запоминают, что девочки — это очень шустрые существа, которых надо бояться. Кризис института семьи во много связан с тем, что мальчики и девочки очень рано начинают близко общаться. В царской России до 10 лет дети обучались дома. С 10 лет их отдавали в гимназию, но и гимназии были мужские и женские. Мальчики и девочки встречались только на балах. Таким образом, не возникало фамильярности, и в возрасте 15—16 лет, когда пробуждается естественный интерес к противоположному полу, они с большим почтением начинали знакомиться и общаться. Это правильный алгоритм, который был сломан в советские годы.

Совместное обучение в советских школах началось сразу после революции. Тогда сломали прежние традиции образования и начали создавать новую советскую педагогику. В классах учились и мужчины, и женщины, разных возрастов, разного происхождения. Когда через 10 лет подвели итоги, оказалось, что уровень образования упал очень низко. У власти стояли неглупые люди, они стали искать дореволюционных учителей. Но раздельные классы вернулись только в годы войны. Тогда народным комиссаром просвещения РСФСР стал дворянин Владимир Потемкин. Он приказал организовать раздельные классы мальчиков и девочек. И к 1950-м годам советская школа вышла на первое место в мире. Она дала прорыв и в науке, и в технике, и в балете, и в медицине, и космосе. Слияние классов произошло только в 1960-х годах.

Вернуться к раздельному обучению в рамках всей системы российского образования сегодня трудно. Это роскошь — нужны отдельные классы, больше учителей. Но результаты этого поразительные. Раздельное обучение усиливает потенциал человека, он может погрузиться в учебу и преждевременно не тратить энергию на беспокойства, связанные с противоположным полом.

— Каковы первые результаты семейного образования? Что можно сказать об этих детях, чем они отличаются от обычных школьников?

— О результатах пока трудно судить, потому что прошло еще мало времени. Результаты образования не сиюминутны, они дают о себе знать через десятилетия. Но уже сейчас видно, что дети-семейники на аттестациях показывают хороший уровень знаний.

«В чем минус ЕГЭ? Натасканные на тестовую систему, дети могут набрать до 100 баллов. Но это не имеет отношения к образованию. Набрав эти баллы, они могут поступить в лучшие вузы страны, но они не имеют квалификации там учиться». Фото rk.karelia.ru

— Сегодня из уст чиновников от образования часто можно услышать такое словосочетание как «конкурентоспособный ребенок». Это нацеленность на высокие баллы, победы в олимпиадах, соревнованиях. Что вы думаете об этом?

— Все упирается в нравственную картину мира. Если ребенка воспитывают в доктрине «помоги слабому», помоги старшему, младшему, уважение, любовь, то о конкурентоспособности речи не идет. Речь идет о формировании сильного, зрелого человека. Если он таков, то он всегда конкурентоспособен — если не на первом, то на втором, третьем этапе он справится с вызовом. Но если ребенка «натаскивать» только на скорость, на то, чтобы быстрее решить, прочитать, догнать, «урвать», сначала он будет побеждать, но как незрелая личность упадет на первом повороте, поскольку у него нет долгосрочной и правильной мотивации. Поэтому конкурентоспособность — это ложная установка. Разобраться в ситуации, сделать правильные шаги и выиграть может только сильная зрелая личность с правильными установками, а не натасканная тестами на скорость.

— В связи с этим вопрос: как вы и родители, дающие своим детям семейное образование, относитесь к ЕГЭ?

— Мы существуем в реальности современной системы образования, поэтому все дети готовятся к ЕГЭ. Но в первую очередь РКШ дает образование, формирует картину мира, создает твердую платформу знаний, и только в конце готовит к тестам. В чем минус ЕГЭ? Натасканные на тестовую систему, дети могут набрать до 100 баллов. Но это не имеет отношения к образованию. Набрав эти баллы, они могут поступить в лучшие вузы страны, но они не имеют квалификации там учиться. Грамотный учитель дает знания. Тогда как незрелые учителя добиваются того, чтобы их ученики написали тесты на 100 баллов, а что дальше будет с учеником — их не волнует. Это не учителя, а функционеры, которые предоставляют услуги по обучению ЕГЭ.

«Учитель — это не тот, кто учит сдавать тесты. Он ведет ребенка за руку к Богу»

— Недавно вышел российский фильм «Училка», который очень наглядно показал, во что превратилась российская школа. В частности, в фильме поднята тема изменения отношения к учителю в нашей стране. Если раньше это была уважаемая профессия, то сейчас ученики, мягко говоря, не оказывают должного почтения педагогам.

— С одной стороны, такое пренебрежительное отношение к учителю говорит о низкой культуре всего общества. Другой момент кроется в том, что настоящих учителей сегодня очень мало. Не все, что говорят современные учителя, нужно слушать, не всему можно верить. Зачастую это в лучшем случае урокодатели, а в худшем — это люди, предоставляющие образовательную услугу. Но в исконном смысле учитель — это человек, формирующий внутренний мир ребенка. Я читала, что в Японии учителя носят нагрудный знак. И когда он заходит в транспорт, им уступают место. Потому что учитель — это самый уважаемый человек в обществе.

Как на Руси было? Шапку снимали перед учителем, врачом и священником. Учитель — не тот, кто учит заполнять тесты. А по душам поговорить, а сориентироваться в трудностях, нравственных проблемах? В правильных школах еще советского периода классы ходили к своему классному руководителю до конца жизни и грелись вокруг него. Поверяли свои секреты, рассказывали, как женились, вышли замуж, внуков своих приносили показать. Это важно. Это преемственность поколений. И если в жизни человека был такой учитель, он его всю жизнь помнит. Сейчас учителей готовят по-другому. Им не говорят об их высокой миссии, о том, что они будут отвечать за каждое слово. О том, что учитель — это детоводитель, он показывает ребенку мир, дает ему знания и приводит к Богу.

«Нужно выращивать учителей, которые будут крыльями защищать наших детей, возле которых дети смогут греться. На тьюторстве далеко не уедешь». Фото tatarstan-mitropolia.ru

— Сегодня особенно на Западе создается все больше популярных образовательных методик, где роль учителя сводится к минимуму. Говорится, что ученик может найти в интернете больше информации, чем владеет любой учитель. Поэтому учитель должен просто направлять учеников в поиске информации и устанавливать рамки в виде жестких сроков сдачи работ и так далее.

— Это тьюторы, наблюдатели, поставщики услуг. Весь западный мир к этому идет. Выше мы говорили об особом положении учителя в жизни человека. Это русская тема. Доктрина нашего учительства поется в песне: «Когда уйдем со школьного двора под звуки нестареющего вальса, учитель нас проводит до угла… И если вдруг удача запропала, пройди по тихим школьным этажам…» Нужно выращивать учителей, которые будут крыльями защищать наших детей, возле которых дети смогут греться. На тьюторстве далеко не уедешь. Оно может быть целесообразным в институте — там нужны люди, которые помогают сориентироваться в поиске информации.

А пока ребенок «молочный», с ним надо разговаривать, в него надо вкладывать, его надо любить. Они же разные. Есть шустрые, есть медленные, есть умные, есть послабее. И любить надо каждого. Потому что Бог создал людей разными, и каждый пригодится на своем месте. Какой-то не очень умный, но добрый ребенок пригодится в ухаживании за больными людьми. Вот смысл учительского труда — понять, в чем талантлив ребенок. Этот талант — не математика, не русский язык. Это талант сердца. Может, он будет ухаживать за животными? Хлеб выращивать? Двери кому-то открывать? И учитель должен разглядеть это и объяснить: это не страшно, что ты не нобелевский лауреат, что ты не модель, что ты не супермен, не бизнесмен. Потому что, как на клумбе растут разные цветы, так и люди нужны разные.

Наталья Федорова
ОбществоОбразование

Новости партнеров