Многодетная мама Динара Косач: «Я глубоко уважаю своего мужа»

Многодетная мама Динара Косач — о семейном образовании, секретах воспитания и гармонии в отношениях с мужем и детьми

Семья Андрея и Динары Косач необычна во многих отношениях. В этой православной семье семеро детей, они не ходят в детский сад, не смотрят телевизор и не выходят в интернет, до четвертого класса занимаются дома, на семейном образовании, а потом — поступают без труда в престижные лицеи и школы. Динара — «Женщина года 2015», удостоена медали «Материнская слава». Она поделилась с «Реальным временем» своим опытом воспитания и обучения детей.

«Проще всего научиться любить ближнего в многодетной семье»

«Как вы решились завести столько детей?» Не сосчитать, сколько раз мне задавали этот вопрос. Скажу следующее: мы с мужем незадолго до знакомства приняли крещение. Оба — уже в сознательном возрасте: мне было 18, ему 21. Как говорит профессор Московской духовной Академии А.И. Осипов, любой человек, если считает себя образованным, в первую очередь, должен ответить на вопрос: зачем он живет? Потому что когда мы делаем какое-то дело, мы знаем, зачем мы его делаем, какова наша цель. Но для чего вот это огромное дело под названием жизнь? Ведь мы прекрасно знаем, что умрем. Так для чего этот период? Самый простой ответ — для того чтобы научиться любить. Любви евангельской: научиться любить ближнего своего. А проще всего научиться любить ближнего в многодетной семье. За 16 лет нашей супружеской жизни не было ни дня, чтобы я не была или беременной, или кормящей.

Сейчас у нас семеро детей — Саша (ему 15 лет), он учится в 131-й школе, Иван (ему 13 лет) и Павлик (11 лет) — оба учатся в школе «СОлНЦе», Миша — на семейном образовании, София, Аня и Тимоша — в моей семейной группе детского сада. То есть четверо детей постоянно дома.

Знаете, труд по воспитанию ребенка отличается от труда в социуме. Мой второй сын сейчас учится в школе и однажды сказал: «Я жениться не буду, я посвящу себя науке». Я долго думала, чем же меня так встревожили его слова. И я поняла: где бы мы ни работали, мы везде заменимы, и только для своих детей нас абсолютно никто не сможет заменить, даже если другие люди будут в сотни раз лучше и добрее.

Ведь мы прекрасно знаем, что умрем. Так для чего этот период? Самый простой ответ — для того чтобы научиться любить. Любви евангельской: научиться любить ближнего своего. А проще всего научиться любить ближнего в многодетной семье

«Когда мы начинали семейное образование, всех это удивило»

Сейчас семейное образование — это модно. Как мне сказала одна девушка: «Если ты родила дома, у тебя семейная группа детского сада и семейное обучение, то ты — звезда». Но девять лет назад, когда мы начинали, всех это удивило. Муж сказал, что отдавая детей в детсад и в школу, мы снимаем с себя ответственность. Но перед Богом, прежде всего, мы должны будем ответить за то, как воспитали своих детей, а не за то, на какой работе работали.

Я, конечно, внутренне не сразу была готова. Родителей мужа смутило наше решение, ведь его мама — Соросовский учитель физики (лауреат премии Фонда Сороса среди учителей средних общеобразовательных учреждений, — прим. ред.). Они думали, что, может быть, мы не хотим отдавать детей в школу из-за того, что нам финансово сложно собрать ребенка в школу. Но мой муж все спокойно и логично объяснил.

Суть в том, что до десяти лет мировоззрение человека не сформировано, он впитывает все, как губка, ему трудно отличить добро от зла. Поэтому в эти годы его нужно воспитывать в кругу семьи. Дать начальное образование — это не очень сложно. Моя шестилетняя София может считать десятки и сотни до тысячи, тогда как в обычной школе дети складывают в пределах десяти весь первый класс. Поэтому первый класс мы сдаем экстерном. Но в четвертый класс идем в школу.

Первый сын какое-то время учился в обычной школе, потом поступил в 131-й лицей. Следующие двое сыновей поступили в Специализированный олимпиадный центр («СОлНЦе»). Остальных детей тоже будем туда готовить.

Подростку в 10 лет необходимо развиваться в среде сверстников. Ребенок должен в это время начать делать первые шаги в социуме с соответствующей поддержкой родителей.

В роно мне сказали, что мы имеем право приходить в школу только один раз — перед поступлением в четвертый класс, чтобы аттестоваться. Но я для себя решила приводить детей на аттестацию раз в полгода, чтобы была некая завершенность.

Что касается затрат на семейное обучение, то, по-моему, их не больше, чем когда ребенок ходит в школу. Учебники можно и не покупать, взять в школе, но обычно этого мало. Я покупаю разные тесты, наработки. На уровень обычной школы мы сейчас уже не смотрим, наша цель — подготовка к вступительным экзаменам в школу «СОлНЦе», а уровень там значительно выше.

«Школа отбивает желание учиться»

Почему родители решаются на семейное образование? Одна из причин в том, что ребенок уже после первого класса не хочет учиться. Взять хотя бы длительность уроков: сорок минут — одно, сорок минут — другое. Ребенок не успевает включиться, как ему уже надо выключаться из темы. И у ребенка не формируется внутренняя личная мотивация, у него есть только одна обязанность — сдать. И потом это сказывается во взрослой жизни, когда зачастую человек не отвечает за качество своей работы.

Кроме того, к сожалению, школа создает из детей безликую массу. Учителя в обычных школах так перегружены разными отчетностями, что у них крайне редко остаются силы и время на человеческие отношения с каждым учеником. Своим детям желаешь лучшего и хочешь отдать их туда, где каждый ребенок — индивидуальность. В школе «СОлНЦе» каждый ребенок для учителей — «наше солнышко, наша деточка». Там ценят именно то дело, которым увлечен ребенок. Дети там раскрываются. Они хотят учиться! Мой сын все каникулы по своему желанию математикой занимался.

Многие говорят, что школа и детский сад нужны для социализации детей. Но у нас с этим проблем нет. Многодетная семья — это большой социум. Тут приходится учиться, терпеть, заботиться

«Многодетная семья это большой социум»

Многие говорят, что школа и детский сад нужны для социализации детей. Но у нас с этим проблем нет. Многодетная семья — это большой социум. Тут приходится учиться, терпеть, заботиться. Кроме того, все дети у нас ходили или ходят на занятия в бассейн, у старших — первый разряд по шахматам, занимаются танцами, борьбой, гимнастикой.

Сейчас я уже не боюсь семейного образования, есть опыт. Но когда занималась с первым ребенком, то переживала. Первые годы было тяжело. Муж разрешил мне водить старшего сына на подготовку к первому классу в школу. И учительница, проверив сына, очень просила отдать его ей в класс. Я уговаривала мужа: такая хорошая учительница! Но он не согласился: «Хорошая, но она абсолютно не знает, о чем эти мальчишки болтают на переменах и чем они живут. А живут они тем, что у них в семьях, что у них по телевизору, что у них в телефонах или в планшетах». И я согласилась: не хочу этого «мусора» к нам домой.

«У нас нет телевизора»

Почему люди соглашаются иметь дома телевизор, прекрасно сознавая, что телевидение изначально создано для формирования общественного мнения? Необходимо, конечно, знать, что происходит в мире, но по телевизору правды не скажут. Муж сделал проектор, и мы на большом экране смотрим всей семьей по вечерам познавательные фильмы — например, BBC. Что касается развлекательных видео, то иногда чувствуем, что детям надо расслабиться, скачиваем какой-нибудь семейный фильм или сериал.

У нас нет wi-fi. Интернет есть только у мужа (он работает дома), а также у меня на телефоне — с низким трафиком, поскольку я слежу за школьными объявлениями. Но на лето я интернет и у себя отключаю. Современный телефон только у старшего 15-летнего сына. Хотя на вторую четверть мы его забрали, потому что выходила двойка по математике. Это самый действенный способ, сразу стал ударником. Я говорю: «Саша, ну ты прямо как маленький! Каждый год приходится этот акт изъятия телефона производить».

«Поход в храм для детей это праздник»

Папа полностью читает утреннее и вечернее правила. С детьми мы по вечерам недолго молимся. Вера не просто занимает место в нашей жизни. Без этого мы не видим смысла жить. Каждое воскресенье ходим в храм. Но мы стараемся не заставлять детей. Знаем примеры семей, где детей заставляли, а потом в 13—14 лет ребенок теряет интерес к религии. Поэтому они свой выбор сами должны сделать. Для них поход в храм должен быть праздником.

Заниматься со своими детьми сложнее, чем с чужими. Потому что свои дети могут дергать за психологические веревочки. Не зря же говорят, что без мамы ребенок просто идеальный

«Наш папа как директор школы»

Заниматься со своими детьми сложнее, чем с чужими. Потому что свои дети могут дергать за психологические веревочки. Не зря же говорят, что без мамы ребенок просто идеальный. Но стоит прийти маме — начинаются капризы. Иногда знакомые на семейном образовании жалуются: как быть, когда ребенок говорит «не буду заниматься!»? В такой ситуации без отца не обойтись. Наш папа — как директор школы, и мы идем к нему. И так как решение о семейном образовании в нашей семье было принято именно папой, то все сложные вопросы мы решаем с ним. А в тех семьях, где решение принимала мама, возникают сложности.

Все дети проверяют границы дозволенного, позволяют вольности в словах, эти границы нужно постоянно держать. Одна знакомая жалуется: ребенку 8 лет, он грубит. В таком возрасте поможет только папа. Ведь непочтение к родителям — это корень всех зол. Это нужно сразу пресекать.

Но сможем ли мы это сделать, если будет принята ювенальная юстиция? За границей ребенку нельзя сказать, чтобы он помыл посуду, иначе его забирают из семьи. Мне рассказали, что уже и на российском телеканале запущена реклама, в которой ребенка призывают: если тебя поругали родители, звони по такому-то телефону.

«Нужно, чтобы муж и жена жили душа в душу»

Многие скептически относятся к семейному образованию — по незнанию или по лени. Моя подруга говорила: я не смогу дать такие знания, какие дают в школе… В итоге, две ее дочки-отличницы уже несколько лет пытаются и не могут поступить ни в школу «Солнце», ни в 131-й лицей. И теперь она понимает, что школа ожидаемого уровня знаний не дала. Поэтому младшую дочку она перевела на семейное обучение.

Откровенно говоря, я много раз готова была отказаться от семейного образования и снять с себя груз этой ответственности. Иногда жалуюсь мужу, «выпускаю пар», он пожалеет, по голове погладит, и я снова могу продолжать, потому что понимаю — это лучший вариант.

Чтобы многодетная семья была счастливой, а семейное образование — удачным, в первую очередь, нужно, чтобы муж с женой были единым целым, жили душа в душу. Я глубоко уважаю своего мужа. Мы 14 лет жили на съемных квартирах, но я никогда не сомневалась в том, что он все делает правильно, и что у нас все будет, когда мы внутренне будем к этому готовы. Строительство нашего дома несколько лет назад было подтверждением этого!

Материал подготовила Наталия Федорова, фото из семейного архива Косач

Новости партнеров