Послевкусие Гайдаровского форума — 2017: нет пророков в своем Отечестве

Посмотрев ряд выступлений спикеров на прошедшем Гайдаровском форуме — 2017, экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» был разочарован их банальностью и отсутствием четкого конкретного видения нашего будущего. Если бы не взволновавший всю страну «бунт губернаторов» во главе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым по поводу «кривого» бюджетного федерализма да пытавшихся расшевелить сонную атмосферу иностранцев, то писать об этом форуме было бы нечего.

Унылый форум может спать спокойно

По завершении форума осталось лишь сожаление о потерянном времени. Уже 7 лет (форум проводится с 2010 года) одни и те же высокие российские лица говорят одни и те же вещи: «нужны институциональные и структурные реформы, развивать человеческий капитал, у нас технологическое отставание, необходимо, чтобы наши темпы роста опережали мировые» и т. д. и т. п. Иногда просто казалось, что можно смело слушать аудиозаписи прошлых форумов и не видеть разницы. Не видно только Улюкаева, нашедшего, наконец, свое «дно».

Выступление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева было признанием, что бесплодные разговоры идут уже не 7 лет, а гораздо больше:

«Очевидно, что есть одна общая проблема — это риск долгосрочной стагнации. Уже понятно, что восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной и бюджетной политики не получится. Требуется серьезная структурная реформа, хотя мы об этом говорим лет, наверное, 15».

Бунт губернаторов с бюджетной петлей на шее

Сонную атмосферу форума разбавляли лишь иностранцы да президент Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Они выступили за расширение полномочий регионов, отметив необходимость их стимулирования, чтобы как можно больше субъектов РФ стали донорами. С ним согласились их красноярский и ульяновский коллеги. А еще их, как ни парадоксально, поддержал один из архитекторов этой финансовой вертикали отъема средств у регионов, бывший министр финансов России Алексей Кудрин. Он предложил передать регионам часть полномочий в сфере управления некоторыми финансовыми источниками. Такое мнение он высказал на брифинге Гайдаровского форума, отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени» о распределении бюджета между федеральным центром и регионами-донорами:

«Мы должны поднять полномочия субъектов федерации в результате передачи им части полномочий и поднять им финансовые возможности в результате передачи им части финансовых источников. Какая это граница, где она остановится — этот вопрос мы сейчас прорабатываем».

От Кудрина, кстати, ждали обнародования хотя бы в общих чертах концепции стратегии социально-экономического развития до 2025 года, над которой Центр стратегических разработок (ЦСР) уже больше полугода работает. Но не дождались никакой конкретики. Он лишь повторил снова свою мантру про повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин — до 65 лет. Подсластил эту горькую пилюлю он словами о необходимости повысить расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру не на 1% ВВП по каждой отрасли, а на 2—3%. Только за счет чего — неясно.

Дискуссия о справедливости перераспределения финансовых потоков между федеральным бюджетом и регионами, которая заиграла новыми красками после пламенного призыва Рустама Минниханова с намеками на «раскулачивание», тоже как-то свернулась и затихла — все кивали головами, говорили что это правильно, что нужно реальное наполнение понятия «федерализм». Даже Антон Силуанов, министр финансов РФ, устроивший недавно обструкцию финансовым властям Татарстана, обнаружив мифическую «дыру» в бюджете республики аж на 30 млрд рублей был миролюбив. Он вяло отбивался от обвинений руководителей регионов:

«Мы сейчас провели инвентаризацию расходных полномочий регионов Российской Федерации. Выявили, что целому ряду регионов, а их таких 14, не хватает собственных доходов для осуществления полномочий, которые федеральный законодатель определил для регионального и муниципального уровня… Было предложено в следующем году осуществить настройку межбюджетных отношений, реализовать опыт ряда стран. Если доходы (имеется в виду в 2016 году — прим. ред.) федерального бюджета сократились на 5%, то регионы, наоборот, возросли на 8%. В 2014 году дефицит бюджетов регионов составлял более 470 млрд рублей, в 2015 году — 170 млрд рублей, в 2016 году — около 57 млрд рублей, поэтому можно говорить об улучшении региональной бюджетной политики».

Каких-то совершенно убедительных ответов губернаторы-«бунтари» не услышали. Все логично укладывалось в общую сонную атмосферу форума. Поговорили (каждый раз об одном и том же), согласно покивали головами, повздыхали-поохали — и в путь, до следующего форума!

К нам иностранцы пришли на танцы!

Единственными, наряду с бунтующими губернаторами, кто разбавлял скучную атмосферу форума, были иностранцы.

Сильно выступил в качестве правдоруба Всемирный банк.

«Одним из элементов восстановления роста могут стать частные инвестиции, но доминирующее положение государства во многих отраслях мешает появлению новых компаний», — констатировала заместитель главного экономиста Всемирного банка Анна Ревенга. По данным Всемирного банка, участие частного сектора в инвестициях в инфраструктуру в 2010—2014 годах составило в России 3% по сравнению с 12% в Китае, 20% в Индии и 25% в Бразилии.

Слабые экономические перспективы и ухудшающееся состояние бюджета России ставят под угрозу показатели процветания страны, прогресс в снижении уровня бедности замедлился или даже вовсе прекратился, зафиксировал Всемирный банк.

Большое впечатление произвел выступивший в четверг Кевин Радд (Kevin Rudd), бывший премьер-министр Австралии (2007—2010, 2013 гг.). Когда-то Австралия решала проблемы, которые во многом были похожи на российские. Там точно так же была огромная зависимость страны от добычи полезных ископаемых. На долю этой страны приходится 8% мировых запасов каменного угля и 15% запасов бурого угля, а по запасам урана Австралия, вероятно, занимает второе место в мире, уступая только бывшему СССР. Ресурсы нефти в Австралии ограничены, а газа — велики.

Как рассказал Кевин Радд, народ в Австралии понял, что дальнейший рост на базе добычи полезных ископаемых — тупиковая ветвь. Какие реформы произвела Австралия:

  • отказалась от любых попыток экономической изоляции и пошла по пути максимальной открытости экономики, став мировым лидером по участию в зонах беспошлинной торговли;
  • в периоды высоких сырьевых цен направляла бюджетные ресурсы на стимулирование несырьевых секторов, чтобы снизить от них зависимость;
  • ввела законодательно закрепленную норму об обязательном направлении каждой семьей 9% своего текущего дохода на сбережения, что позволило создать четвертую в мире по объему индустрию управления активами и решить проблему пенсионных накоплений, причем основанную только на частных управляющих компаниях;
  • для решения демографической проблемы в виде старения населения и для снижения нагрузки пенсионной системы на экономику был принят лозунг «keep the country young» (страна должна быть молодой), что подразумевает проведение активной иммиграционной политики по привлечению в Австралию молодежи.

Поддал огня и первый замдиректора МВФ Дэвид Липтон. Он сказал, что у России нет шансов выйти даже на среднемировые темпы роста экономики, если не будет решена проблема защиты прав собственности, если не будет обеспечено верховенство права и независимость судебной власти, если не будет проводиться полномасштабная борьба с коррупцией, если частный бизнес будет находиться в запуганном состоянии и не готов будет проявлять присущую ему экономическую активность.

Иностранцы старались как могли. Они выступали и смотрелись гораздо лучше скучных и предсказуемых российских чиновников. Но вот остались ли их пламенные призывы в головах российских чиновников? Загадка. Как говорят на старославянском языке: «Несть пророка в отечестве своем»…

Альберт Бикбов, фото gaidarforum.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров