Раузил Хазиев может потерять миллиард: Сергей Когогин переключит Daimler на себя

Раузил Хазиев может потерять миллиард: Сергей Когогин переключит Daimler на себя
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Альянс немецкого автомобильного концерна Daimler и ПАО «КАМАЗ» невольно преподнес неприятнейший сюрприз татарстанским энергетикам. Строящийся крупнейший завод по выпуску каркасов кабин для Mercedes-Benz Actros и новых моделей КАМАЗа станет подключаться не к недозагруженной Набережночелнинской ТЭЦ «Татэнерго», а к альтернативному источнику энергоснабжения — собственной ТЭЦ. По оценке экспертов «Реального времени», упущенная выгода от недополучения дополнительных нагрузок может составить 1—1,5 млрд рублей ежегодно.

СП Daimler и КАМАЗ зарядится от своего энергоцентра

КАМАЗ вновь «подрезал» доходность татарстанских энергетиков, предпочтя перенести «центр тяжести» по энергоснабжению будущего завода на собственный энергоцентр, а не передавать лакомые для любого генератора новые мощности на «чужие» для него ТЭЦ «Татэнерго».

Несмотря на зимний двухнедельный корпоративный отпуск КАМАЗа, его энергетический дивизион «КАМАЗ-Энерго» находится в настоящей «запарке». В январе этого года КАМАЗ готовится запустить один из наиболее ответственных в этом году объектов — первую очередь только что построенной мини-ТЭС, предназначенной для энерго-и теплоснабжения строящегося завода по выпуску каркасов кабин для нового модельного ряда КАМАЗа. Старт строительству этого грандиозного завода был дан в марте прошлого года. Тогда генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин и член правления Daimler Вольфганг Бернхард лично приехали на строительную площадку: завод возводится в непосредственной близости к автомобильному заводу КАМАЗа и занимает огромную территорию в 67 тысяч кв. м. По признанию Сергея Когогина, это самый крупный завод КАМАЗа, строящийся за последние десятилетия. Финансирование стройки осуществляет СП Daimler и КАМАЗ. И хотя запуск завода запланирован на 2019 год, первая очередь энергоцентра почти готова.

За рядовым, на первый взгляд, событием по запуску камазовской ТЭС на самом деле до сих пор ревниво следят челнинские энергетики. В течение прошлого года они всерьез бились за возможность подключения СП Daimler и КАМАЗ к Набережночелнинской ТЭЦ, которая загружена на 6070% от проектной мощности. «В нашем городе потребление тепла увеличивается на 25 Гкал или на 10% в год в связи с вводом 300 тысяч кв. м жилья, и конечно, нам не хотелось бы терять нового потребителя», — рассказал представитель Набережночелнинской ТЭЦ «Татэнерго».

Однако татарстанские энергетики были отправлены в «аут». В июле этого года уже на начальном этапе строительства завода гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин подписал приказ о начале строительства собственного энергоцентра. Мощность новой газопоршневой электростанции (ГПЭС) составит 12,5 МВт электрической энергии и 25,93 Гкал тепловой энергии по этим параметрам его смело можно назвать новым крупным теплоисточником Набережных Челнов, нежели генератором электрической мощности. Как сообщили на КАМАЗе, в настоящее время завершен монтаж внутренних и внешних тепловых сетей, газопровода, а поставленное оборудование подключено к электрическим сетям. Первую очередь станции — выработка тепла мощностью 15 Гкал — планируется запустить в январе, а вторую — включение газопоршневых установок — в июне.

Инвестором проекта выступила «Лизинговая компания КАМАЗ». «В этом году впервые в истории компании мы занялись новым направлением — проектным финансированием. «Лизинговая компания КАМАЗ» инвестирует средства в строительство мини-ТЭС. После того как станция будет введена в эксплуатацию, мы передадим ее в лизинг СП «Энергетическое партнерство»», — передала слова гендиректора компании Олега Ершова его пресс-служба. Однако в ней отказались назвать объем инвестиций. По оценкам гендиректора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, она составляет не менее $30 млн.

Разжечь «свой костер» дешевле, чем идти на «чужой огонек»?

«ТЭС строится для совершенно нового завода по производству каркасов кабин, не имеющего аналогов в мире», — объясняет выбор КАМАЗа руководитель департамента по связям с общественностью Олег Афанасьев. — В нем принципиально новая технология сварки и окраски металла, которая требует непрерывного и надежного электроснабжения и совершенно другого качества тепла. И мы подсчитали, что на данном этапе нам выгоднее построить собственную генерацию, хотя изначально рассматривался вопрос загрузки Набережночелнинской ТЭЦ. Но было выбрано самое оптимальное решение».

Напомним, что в июле он рассказывал «Реальному времени», что стоимость электроэнергии собственной выработки обойдется на 5% дешевле действующих тарифов за счет того что инвестор «заморозил» тарифы на этом уровне на несколько лет вперед. Таким образом, КАМАЗ посчитал, что разжечь «свой костер» будет дешевле, чем идти на «чужой огонек».

«Татэнерго» — КАМАЗу: готовы продавать по тарифу от коллектора

Между тем, в АО «Татэнерго» выразили готовность поставлять тепловую энергию для нужд ПАО «КАМАЗ» «по максимально выгодным условиям, т. е. по тарифу от коллектора Набережночелнинской ТЭЦ (ниже просто не бывает — прим. ред.) — 678,00 руб./Гкал (без учета НДС).

«Техническая возможность для передачи дополнительного объема тепла имеется, — констатирует пресс-служба компании. — Договорные нагрузки подключенных потребителей на 2016 год составляют 2 681,6 Гкал/час, что составляет 65,5% от мощности ТЭЦ (имеется в виду Набережночелнинская). Свободная мощность ТЭЦ составляет 1 410,4 Гкал/час (или 34,5%)».

При этом КАМАЗ, заключивший договор на потребление почти 560 Гкал/час, даже не отбирает полностью заявленную мощность. «Фактический среднемесячный расход в отопительный период составляет 191,5 Гкал/час или 34% от договорной мощности, — отмечают в пресс-службе. — В связи с низкой загрузкой тепловой сети КАМАЗа в настоящее время возникают значительные сверхнормативные тепловые потери, которые могут быть уменьшены за счет дополнительной загрузки теплосетей КАМАЗа и ТЭЦ путем увеличения потребления ПАО «КАМАЗ» крупным заводом по производству каркасов кабин для автомобилей КамАЗ. При этом, АО «Татэнерго» предлагает достаточно выгодные тарифные условия», — подчеркивают в пресс-службе «Татэнерго».

Таким образом, руководство «Татэнерго» открыто дает понять, что готово вновь обсуждать варианты централизованного теплоснабжения нового завода КАМАЗа.

КАМАЗ готовит «альтернативную котельную»?

Между тем, новая ТЭС заработает гораздо раньше самого завода, а значит станция будет работать и на обеспечение основных технологических производств КАМАЗа, на продажу тепла на свободном рынке. «По проекту запуск завода кабин предусмотрен в 2019 году, а ТЭС, безусловно, заработает раньше, — говорит Олег Афанасьев. — Конечно, она не будет стоять в консервированном состоянии. Летом 2017 года начнется монтаж технологического оборудования, поэтому к этому моменту нужно будут подвести электроэнергию. Именно с этого момента она заработает в режиме когенерации».

Новая ТЭС заработает гораздо раньше самого завода. realnoevremya.ru/Максима Платонова

По мнению экспертов, камазовский энергоцентр может в перспективе оказаться пресловутой «альтернативной котельной» для Набережночелнинской ТЭЦ, а челнинский потребитель сможет выбирать поставщика тепла по более низкой цене. Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что КАМАЗ мог отказаться от переноса нагрузок на ТЭЦ не из-за тарифов, а из-за высокой платы на технологическое присоединение нового завода Daimler в Челнах.

«Русэнергосбыт» ничего не потерял, но упустил 5% сбыта

С открытием энергоцентра КАМАЗ получит и собственную электроэнергию. Как уже писало «Реальное время», несколько лет назад представители автозавода жаловались, что затраты на энергоносители на выпуск одного автомобиля в 2011 году выросли втрое — до 100 тыс. рублей, плюс ежегодная сбытовая надбавка «Татэнергосбыту» достигала 100 млн рублей.

«Мы вынуждены уйти от покупки электроэнергии с территории РТ и заключать прямые договоры с генерирующими компаниями», — предупредил тогда КАМАЗ и сдержал слово. После расторжения договорных отношений с «Татэнергосбытом» осталась недозагруженной Набережночелнинская ТЭЦ… В результате в 2012 году автогигант объявил конкурс по выбору сбытовой компании, победителем которого стал «Русэнергосбыт» — второй по выручке российский независимый энерготрейдер. В рамках трехлетнего договора с КАМАЗом «Русэнерго­сбыт» обеспечивал 100% потребностей завода в электричестве. В прошлом году «Русэнерго­сбыт» вновь был выбран КАМАЗом в качестве поставщика электричества. В настоящее время КАМАЗ покупает у нее до 1,5 млрд кВт/ч электроэнергии.

«Из общего потребления КАМАЗа около 50% поставляется от Набережночелнинской ТЭЦ, остальное через сети «Сетевой компании». При этом внешнее электроснабжение завода рассчитано таким образом, что при отключении ТЭЦ как источника вся потребление обеспечивается от сетей «Сетевой компании» и наоборот. Возможность увеличения выработки и поставки электроэнергии для нужд КАМАЗа у нас есть», — отметили в пресс-службе «Татэнерго».

С запуском энергоцентра российский энерготрейдер может недополучить 5% доходов от сбыта КАМАЗу или около 600 млн рублей. Вчера директор казанского филиала компании Аслямов Халиль отказался от комментариев. Однако ранее представитель компании рассказывал «Реальному времени», что идею собственной генерации завод вынашивал давно. «В свое время мы пытались участвовать, но сочли, что это не очень выгодно. Поэтому с уважением отнеслись к этому решению автозавода», — говорил представитель «Русэнергосбыта».

Эксперты считают, что малая генерация является самым легкодоступным способом получения дешевой электрической энергии, поскольку потребитель не платит за передачу энергии по сетям. Как правило, надбавка за транспортировку составляет от 40 до 60% от оптовой цены на ОРЭМ, поэтому если убрать эту составляющую, то закупочная цена сразу «проседает» больше, чем на 10%. А если станция работает в режиме когенерации, то конечная цена на электричество может оказаться еще ниже. По словам топ-менеджеров предприятий, по этой причине многие промышленные потребители республики переходят на автономные источники, оставляя сбытовиков «с носом».

Как известно, первым на автономные источники энерго- и теплоснабжения перешел комбинат «Майский», круглогодично выращивающий огурцы и помидоры. Именно тогда им была обкатана финансовая схема функционирования малой генерации: в 2011 году частный инвестор, пенсионный фонд РЖД «Благосостояние», инвестировал один млрд рублей в строительство энергоцентра «Майский» (электрическая мощность 23,5 МВт, тепловая — 24,5 МВт) в обмен на гарантированные закупки энергоресурсов. Правда, спустя четыре года комбинат «Майский» неожиданно отказался от закупок тепловой энергии, сохранив лишь потребление электрической энергии. Впрочем, инвестор не сильно пострадал. Освободившееся тепло было направлено на отопление поселка Осиново.

Первым на автономные источники энерго- и теплоснабжения перешел комбинат «Майский». realnoevremya.ru/Максима Платонова

По данным «Реального времени», среди выбывших из татарстанской энергосистемы теплоснабжения есть весьма крупные казанские потребители — ПАО «Нэфис-Косметикс», КАПО им. С. Горбунова — филиал ПАО «Туполев», КМПО. Таким образом, уже не первый раз малая генерация вступает в конфликт с большой энергетикой. Впрочем, во всех этих компаниях указывают, что никакого конфликта нет, а есть только желание оптимизировать свои расходы. «Наш энергоцентр — не альтернатива централизованному электроснабжению. Нет, ни в коем случае, — уверяет глава пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. — Это связано исключительно со строительством нового завода каркаса кабин». И так говорит каждый, не желая вступать в открытое противостояние. И правда, лучше уйти по-английски.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров