«Ренова» публично вышла на республику — разговор идет на высшем уровне»

Родина Туркменбаши сдалась Казани не с первого раза

«Ренова» публично вышла на республику — разговор идет на высшем уровне»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

14 декабря авиакомпания Turkmenistan Airlines запустила из аэропорта «Казань» регулярные пассажирские рейсы в Ашхабад. В то же время, как выяснила газета «Реальное время», стратегическим направлением для казанского аэропорта остается Китай. На апрель запланирован рейс в Ригу авиакомпании Air Baltic. Среди перспективных направлений — Израиль, возможно, европейские города.

Обещанного пять лет ждут

Свое вступительное слово Алексей Сидоров, и. о. замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ, начал с констатации факта: «Укрепление внешнеэкономических связей — это одно из главных направлений в Татарстане: президент республики объехал весь мир, торговые связи у нас укрепляются, растет число партнеров наших предприятий и растут туристические связи».

По его словам, идея открытия прямого рейса Казань — Ашхабад не нова, она прорабатывалась уже 5 лет, но из-за определенных экономических условий открытие рейса откладывалось.

— После очередного визита нашей делегации в Ашхабад была достигнута договоренность об открытии авиарейса в зимний период 2016 года, — пояснил на пресс-конференции в «Татар-информ» чиновник. — Несомненно, открытие прямого сообщения — это один из стимулов развития деловых связей; если есть прямое сообщение, то люди активно общаются между собой, и возникает синергетический эффект в других отраслях экономики.

Слова Сидорова подтвердила Вероника Акташева, директор по стратегическому развитию МАК, сказав, что этот маршрут прорабатывался достаточно давно. «Мы планировали открыть эту линию в период 2015—2017 гг., получилось посередине», — признается она. Этот рейс дает, как и все остальные рейсы, очень позитивный эффект региону: повышается авиационная подвижность региона, открываются новые возможности для туристического и, в большей степени, бизнес-сообщества, отмечает Акташева.

Третья столица третья по счету

Об авиакомпании Turkmenistan Airlines и о новом аэропорте, который будет обслуживать этот рейс, рассказал Андрей Чистяков, замгендиректора ITM Group и генеральный агент авиакомпании Turkmenistan Airlines. По его словам, Turkmenistan Airlines — это государственная авиакомпания, для которой рейсы в Россию это большое событие: раньше рейсы летали только в Санкт-Петербург и Москву. Более того, авиакомпания развивается, как и аэропорт. Открытие нового аэропорта состоялось в Ашхабаде 15 сентября, продолжил Чистяков.

Судя по ролику, показанному присутствующим, аэропорт можно сравнить по красоте с сингапурским: «Этот аэропорт уже вошел в десятку самых красивых аэропортов планеты, а также в Книгу рекордов Гиннесса за самый большой по площади светящийся орнамент», — воодушевленно рассказал агент. Внешне аэропорт напоминает сокола, который является национальным символом; аэропорт назван в честь героя эпоса Огузхана, богатыря, поведал Чистяков.

Также Чистяков не обошел стороной практические достоинства аэропорта.

— Аэропорт построен целиком, весь новый, очень технологичный, в нем строители постарались учесть все технические новшества, которые есть: и стойки саморегистрации, и сканеры для паспортов; это достаточно дорогой проект для страны, — признает он, — постройка аэропорта обошлась со всеми зданиями, посадочными полосами и ангарами примерно в $2 млрд.

По его словам, рабочий корпус включает в себя сам аэропорт, тренажеры для пилотов, медицинский центр, пожарное обслуживание, взлетно-посадочные полосы (каждая по 3,8 тыс. м). «Они могут принимать все типы воздушных судов и хотят позиционироваться как хаб для стыковочных рейсов — так и происходит, так и развивается», — пояснил Чистяков. Пассажирам предлагаются такие услуги, как кафе, залы ожидания, магазины дьюти-фри, бизнес-залы, размещение в высококлассном отеле по доступной цене для пассажиров, ожидающих рейса.

Почти Сингапур, но...

Весь парк авиакомпании — это новые самолеты Boeing 737-800; стыковки в Ашхабаде тоже очень удобные, если, например, ожидание больше трех-четырех часов, то пассажиры могут воспользоваться прекрасной гостиницей, где можно отдохнуть пару часов. Если говорить о среднесрочных перспективах развития авиакомпании, то это и развитие маршрутной сети разлетов из Казани.

Чистяков также не мог не сказать о развитии с помощью этого рейса деловых связей и связей студенческих.

— Из Ашхабада часто достаточно большое количество молодых людей приезжает учиться в Россию, в Казань, Поволжье, — рассказал он. — Они летают достаточно часто, активно, это серьезный пласт людей, которые в дальнейшем, прилетая сюда и находясь здесь… и, безусловно, бизнес будет укреплять связи между Ашхабадом, Туркменией и Татарстаном, и таким образом даст достаточно сильный скачок в развитии связей.

Что касается туристического потока, то важно отметить, что он будет не только из республики, но и в нее по направлениям, по которым летает эта авиакомпания: «Китай, Иран — сейчас открылись новые направления (азиатские и европейские, юго-восточные будут открываться в ближайшее время), — подчеркнул Чистяков. — Но это также и въездной туризм: достаточно активно сейчас развиваются туристические рынки Китая, особенно Ирана, поэтому Татарстан будет не только своих отправлять, но и принимать достаточно большое количество туристов».

Тойли Шамаммедов, и. о. представителя авиакомпании в РФ, отметил, что, несмотря на то, что сейчас всего два рейса в неделю (по понедельникам и средам), затем рейсов будет больше. Такие планы в данный момент, сказал он.

— Мы планируем, что пассажиропоток будет увеличиваться, и встанет вопрос об увеличении частоты рейса, — пояснила Акташева. — Мы надеемся, что этот рейс не только себя укрепит в течение полугода, но и разовьется в большей степени.

Прибалты, Израиль и Китай

Акташева также рассказала о планах на следующий год: «На следующий год в краткосрочной перспективе мы планируем развивать сотрудничество с авиакомпанией «ЮВТ» по развитию региональной российской сети. И когда она получит допуск на международные рейсы (мы ожидаем этого, возможно, в этом году)».

По ее словам, также планируется совместная работа и открытие международных направлений.

— В следующем году мы планируем открытие рейса в Ригу авиакомпании Air Baltic; открытие планируется на апрель. На следующий год и на ближайшие 3—5 лет у нас много новых стран в перспективе к открытию, к проработке; надеемся, что эта стратегия в максимальной степени будет реализована: Китай, Израиль, возможно, нас ждут европейские города, — рассказала «Реальному времени» представитель МАК.

По итоговым показателям года Акташева отметила, что аэропорт «Казань» в отличие от большинства российских аэропортов планирует закрыть год с «плюсом», с приростом в 5%. «Мы планируем не только увеличить количество рейсов по нашим уже имеющимся направлениям, но и открыть новые российские города».

Смотрите, кто пришел

— У нас в этом году пришел ряд авиакомпаний, если помните, у нас было открытие рейса в Чехию в этом году, во Франкфурт — это новая линия «Аэрофлота», каждый месяц у нас открывалось новое направление. После этого в августе у нас было открытие чартерного рейса в Урумчи — совершенно новая авиакомпания, нового партнера TianJin Airlines, с которым мы, надеюсь, будем продолжать сотрудничать в пиковые сезоны. И в этом году был также ряд российских новых линий, в основном это ЮВТ горно-алтайский.

По китайскому направлению также ведется активная работа: «Работу мы ведем и уже перешли в практическую плоскость. Надеемся, что каждый год у нас будет оно представлено. Конечно, направление является одним из самых сложных для нашего аэропорта, потому что это достаточно новый и далекий иностранный район, и поэтому у нас пока был чартер и к нам привозили туристов с августа по октябрь этого года. Было два рейса в неделю, приезжало около 100—120 человек, они находились в России в течение недели. Их программа включала пребывание в Казани, Москве и Петербурге, но пунктом въезда и выезда из России была Казань».

По авиационным ограничениям у МАК пока не было возможности отправлять наших туристов, но работа над этим идет. «Это, скажем так, поэтапный процесс, т.е. мы начали с китайских туристов и надеемся, что эти рейсы продолжатся летом следующего года, и мы очень тесно сейчас работаем с российскими авиакомпаниями по открытию рейса в Китай, что даст нашим туристам возможность совершать путешествия в эту страну», — сказала Вероника Акташева.

«Сейчас акцент развития аэропорта ставится не на территориальное расширение»

Что касается поиска инвесторов для аэропорта и проявленного интереса со стороны «Реновы», то представитель МАК заявила, что воздушные ворота Казани были всегда интересны инвесторам.

Напомним, что в ноябре холдинг «Аэропорты регионов» объявил о том, что сохраняет интерес к российским аэропортам с пассажиропотоком более одного миллиона человек. Генеральный директор холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский заявил следующее: «К тем аэропортам, где пассажиропоток больше одного миллиона, интерес сохраняется, но их практически не осталось. Остались Уфа, Казань, Иркутск — нам это все, в общем-то, интересно, вопрос в том, что субъекты должны выразить какой-то интерес и понимание того, что они хотят от частного собственника».

— «Ренова» и другие аэропортовые холдинги всегда интересовались нами, так как мы всегда развивались успешно, и надеемся, что этот тренд продолжится. Конечно, им интересно получить того, кто идет во главе списка. Кроме того, что у нас самые лучшие показатели по развитию линий, мы еще и как экономическое предприятие стабильные и эффективные. Несомненно, холдинг хотел бы получить наш аэропорт. «Ренова» вышел публично на республику, насколько я знаю, этот разговор идет на более высоком уровне, не на уровне аэропорта. Сейчас акцент развития аэропорта ставится не на территориальное расширение, а на техническое усовершенствование объектов.

Диляра Ахметзянова, фото .tatar-inform.ru

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров