Как Ильсур Метшин не поверил, что казанцы недовольны дошкольным воспитанием, а в экономике — кризис

Кризис сказался на некоторых областях социально-экономического развития Казани, констатировали власти города сегодня на сессии городской думы. Замедлились темпы роста оборота торговли и платных услуг, инвестиции в основной капитал, рост зарплат и др. Но недорабатывают здесь, по-мнению градоначальника, не только чиновники исполкома, но и минэкономики, которое оценивает их работу по неправильным критериям. Однако в ведомстве с критикой Метшина не согласны, отмечая, что критерии оценки его (и других татарстанских глав) эффективности изменятся уже в самое ближайшее время. Впрочем, пока Казань занимает последнее (!) место по исполнению индикаторов эффективности муниципальных образований Татарстана.

Несколько подупали

Выполнение программы социально-экономического развития Казани на 2011-2015 годы в 2014 году обсудили сегодня на сессии Казгордумы депутаты. Так, как доложил глава комитета экономического развития исполкома города Ильдар Шакиров, из 71 индикатора оценки выполнено 52 (73,2%), и «развитие макроэкономический ситуации в 2014 году несколько ослабело». Но у Казани еще есть временной запас на то, чтобы «подтянуть» отстающие сферы, считает чиновник. «Развитие экономической сферы в 2014 году проходило под неблагоприятным воздействием внешних факторов, плюс к этому добавился фактор геополитической напряженности вокруг страны, который имел место. В этих сложных условиях итоги развития города по некоторым показателям несколько ниже прогнозных параметров, вместе с тем их значения остались в положительной зоне, превысив общероссийские и республиканские уровни», — заявил Шакиров.

В целом, если верить экономистам исполкома, то валовый территориальный продукт Казани вырос на 1,3% и составил 465 тыс. руб на жителя или 560 млрд рублей (в программы был заложен показатель 540 млрд рублей). Не достиг прогнозных показателей объем отгруженных товаров на душу населения: он составил 278,2 млрд рублей с ростом на 4% по сравнению с прошлым годом, хотя программой был заложен на уровне 290,5 млрд.

Инвестиции падают

Инвестиции в основной капитал составили 161 млрд рублей вместо запланированных 277,4 млрд. Оборот розничной торговли Казани в прошлом году вырос на 2,6% вместо запланированных 6,1%, по итогам года он составил 449,9 млрд, а объем оказания платных услуг — на 4% вместо 5,6%. Доля малого и среднего бизнеса в ВТП Казани составила 34%, не достигнув на 2% прогнозного уровня, но при этом доля занятых в этой сфере бизнеса соответствует программным ориентирам.

Средняя зарплата казанца составляет 32,12 тыс. рублей, что на 10,9% выше показателей 2013 года. Однако, темпы роста оплаты труда ниже прогнозных показателей: в программе социально-экономического развития города был заложен рост на 11,8% в год. Шакиров объяснил это «инфляционными процессами в стране». Не дотягивает до должного уровня и собираемость платежей за услуги ЖХХ.

Кузнецов недорабатывает

40% индикаторов невыполнения программы связаны с общеэкономической деятельностью, добавил председатель постоянной комиссии по социально-экономическому развитию, предпринимательству и муниципальной собственности Сергей Кондратьев.

«Понятно, что есть индикаторы, которые зависят от муниципалитета, есть вопросы, на которые влияет работа республиканских министерств и ведомств», — прокомментировал Мэр Казани Ильсур Метшин. Однако, градоначальник был явно недоволен и поручил провести тщательный анализ невыполнения этих индикаторов. «Экономический блок, возглавляемый первым заместителем Иваном Владимировичем Кузнецовым, явно недорабатывает в этих вопросах и не обостряет те моменты, которые можно и нужно было в рабочих моментах решать, а не только ссылаться на декады. Это касается не только курирующего заместителя, но и всех подразделений. Каждый должен себя видеть в программе социально-экономического развития. И не только перед сессией обостряться по этим вопросам, но делать это в ежедневном режиме», — раскритиковал он своих коллег.

Но критикой городской власти он не ограничился. По словам мэра, усугубляет ситуацию неправильная методика оценки социально-экономических показателей, которые исполком не первый год пытается изменить. «Простой пример, который говорит о том, что индикаторы как минимум вызывают сомнения в правильности, а с упорством понятно кого они продолжают эти индикаторы отстаивать: в 2014 году в Казани построено 30 детсадов (на более чем 4 тысячи новых мест –прим. ред.), никогда мы столько не строили. А удовлетворенность дошкольным образованием по индикатору снизилась. Как так может быть? Мы проводим достаточно серьезные соцопросы, по охвату они почти в 2 раза превышают те, что ВЦИОМ проводит. И они говорят о том, что люди не просто видят, но ощущают на себе программу строительства дошкольных учреждений, а минэкономики нам ставит индикаторы, что удовлетворенность населения снизилась. Я обращаюсь к минэкономики и к республиканскому комитету по мониторингу, мы совместными усилиями должны пересмотреть индикаторы и приблизить их к реальной жизни», — заявил Метшин и поручил оформить протокольное поручение от имени Казгордумы. «И, если нужно, вынести его на более высокий уровень, если они сами (минэкономики и комитет по мониторингу — прим. ред.) не могут принять решение и идти в ногу со временем», — пригрозил он.

«Я понимаю обеспокоенность Ильсура Раисовича… Но»

Критику мэра Казани парировала Наталья Таркаева — заместитель министра экономики Республики Татарстан.

— Показатель «Удовлетворенность населения качеством услуг дошкольного образования» — это индикатор опроса, который проводит комитет социально-экономического мониторинга по муниципальным образованиям. То есть это не индикатор, устанавливаемый министерством экономики. Это опрос, то есть население, отвечая на вопросы, говорит, что качество дошкольного образования их не устраивает, и никакие министерства пороговых значений не выставляют, — объяснила она в интервью «Реальному времени».

По словам Таркаевой, удовлетворенность населения качеством услуг дошкольного образования не имеет прямой зависимости от количества созданных мест в дошкольных учреждениях. «Потому что гражданин может быть не удовлетворен качеством даже в том случае, если его ребенок ходит в детский сад, то есть население не устраивает сама сфера, — отмечает она. — Когда проводится такого рода опрос, гражданин дает ответы в соответствие с тем, как этот вопрос был задан. Если бы спросили — довольны ли граждане тем, что создали 5 тысяч мест в дошкольных учреждениях, ответ был бы: «Да, довольны». Но спрашивают: «Вас устраивает качество услуг дошкольного образования?», на что они отвечают: «Нет».

— Безусловно, мэрия Казани сделала неимоверные усилия по созданию новых мест в дошкольных учреждения, по обеспечению дошкольными учреждениями жителей города. Просто опрос, который они обсуждают, рассматривает не тот показатель. И в данном случае я понимаю обеспокоенность Ильсура Раисовича по поводу того, что такое количество усилий не было оценено по достоинству. Но это, повторюсь, вопрос к методике самого опроса.

«Индикатор по дошкольным учреждениям устанавливает министерство образования»

Отдельно Таркаева остановилась на индикаторах. «Индикаторов много, и они разные. Есть индикаторы в программе социально-экономического развития города Казани. Они основываются на прогнозе социально-экономического развития республики в разрезе районов. Для понимания: каждый год на основании тех параметров, которые доводит министерство экономического развития РФ, делаются прогнозы социально-экономического развития республики. Этот республиканский прогноз собирается из прогнозов районных. Сумма районных прогнозов должна совпадать с прогнозами по республике. И, естественно, все муниципалитеты хотят свои индикаторы установить поскромнее, чтобы точно их достичь, но тогда их сумма разойдется с прогнозом республики», — отметила замминистра.

— Есть еще индикаторы в программе социально-экономического развития Казани. Они показывают, как исполнение мероприятий программы и вложенные деньги в исполнение этих мероприятий повлияли на ключевые показатели развития города. В этой программе есть много индикаторов, которые устанавливаются отраслевыми министерствами и ведомствами. Мы, в частности, устанавливаем индикатор по малому бизнесу. А индикатор по дошкольным учреждениям устанавливает министерство образования. Министерство экономики отвечает только за актуализацию показателей программы исходя из прогноза социально-экономического развития. По формулировкам вопросов и опросу населения всё же следует обратиться к комитету социально-экономического мониторинга. Все-таки у них есть методики статистических опросов, которые они проводят, и они знают, как это правильно делать. Именно они профессионалы в этой сфере и компетентны давать комментарии, — парировала Наталья Таркаева критику Метшина.

«В Казани самый низкий процент исполнения индикаторов»

По ее словам, существует еще система индикаторов оценки эффективности муниципальных образований. Эти индикаторы установлены в соответствии с указом президента России и постановлением правительства РФ. По этим индикаторам ежегодно собирается информация и предоставляется к подписанию соглашений — то есть региональные власти знают, кто и как выполнил поставленные индикаторы.

— Следует отметить, что в Казани самый низкий процент исполнения индикаторов среди всех муниципалитетов Татарстана. Процент исполнения в Казани примерно равен 40, — подчеркнула Таркаева.

Тем временем завтра, 23 апреля, будет подписываться соглашение между минэкономики и муниципальными образованиями республики по новой системе оценки, с дополнительными индикаторами, которые завязаны на ключевой показатель качества жизни. «Оценку эффективности работы глав муниципальных образований нужно смотреть именно с точки зрения достижения индикаторов качества жизни. Мы обсуждали этот вопрос и с районами, и на уровне правительства и разработали новую систему, которая в полной мере будет отражать ту деятельность, на которую непосредственно главы муниципалитетов имеют прямое влияние, и выполнение которой зависит исключительно от их управленческих решений. Это и количество совершенных преступлений, и ДТП на дорогах местного значения, налоговые и не налоговые поступления, инвестиции, работа в системе «народный контроль» и др. Оценка глав муниципалитетов будет проходить раз в квартал», — рассказала Наталья Таркаева «Реальному времени».

— На самом деле, достаточно часто поднимался вопрос о пересмотре различного рода индикаторов. Каждое обращение рассматривается отдельно и принимается решение о целесообразности внесения изменений. Однако это минимум это приводит к невозможности сравнения изменений показателя во времени, отсутствию сопоставимости данных. Несмотря на это, мы готовы рассмотреть такое обращение если оно поступит в министерство, — добавила она.

Фото: kpfu.ru, tatcenter.ru, prokazan.ru, imenno.ru, mert.tatarstan.ru

Дина Валиуллина, Анастасия Юрьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров