Павел Шмаков: «В любой школе есть много проблем, которые можно решить при сотрудничестве с церковью»

Колонка российско-финского педагога о внедрении в школах нового религиозного предмета

Сегодня активно обсуждается попытка введения в школьную программу нового предмета «Православная культура», который, по замыслу инициаторов (РПЦ), должен преподаваться с 1-го по 11-й класс. У части населения такая идея вызвала неоднозначную реакцию. Вместе с тем колумнист «Реального времени», известный российский и финский педагог Павел Шмаков считает, что присутствие церковных институтов в школе вполне уместно. В авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты, он приводит пример, как в Суоми выстроены отношения между светским образованием и религией.

«Если закрывается одна дверь, то открывается другая»

Когда-то давно, в 2000 году, приехал я в Финляндию не от хорошей жизни. Меня уволили с любимой работы. Закрыли Академический колледж— школу года России 2003 и 2005 годов, ассоциированную школу ЮНЕСКО с 2004 года, Федеральную экспериментальную площадку с 2008 года… Не помогли ни встречи с Минтимером Шаймиевым, ни переданное детьми лично Владимиру Путину письмо. Никогда не мечтал о жизни за рубежом. Любил и люблю свою Россию. Но… Тогда я оказался не нужен своей родине.

Прочитал потом у Хелен Адамс Келлер, слепоглухой американской писательницы: «Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь». О том же говорил, приехав в Россию, и Ник Вуйчич, счастливый австралийский оратор, меценат, писатель и певец, родившийся без рук и без ног: «Надо быть смелым и благодарным и мечтать. Не все мечты сбываются, но если закрывается одна дверь, то открывается другая».

О том же говорил, приехав в Россию, и Ник Вуйчич, счастливый австралийский оратор, меценат, писатель и певец, родившийся без рук и без ног: «Надо быть смелым и благодарным и мечтать. Не все мечты сбываются, но если закрывается одна дверь, то открывается другая». Фото Олега Тихонова

И эта дверь открылась. В 2002 у меня родилась дочь. Кто-то там наверху решил, что Настеньке будет лучше со мной — и стал я жить в чужой тогда стране вдвоем с 10-месячной дочкой. Когда дочке было года полтора, пошла она в садик. Сажал ее, маленькую, на оборудованное специальным сиденьем место на своем велосипеде — и ехали мы сначала в один садик. Когда он нам с дочкой не понравился — перешли в другой, с малыми группами.

Чтобы понять финскую систему работы с маленькими детьми, чтобы знать, кому и как я доверяю своего ребенка, стал искать место помощника воспитателя в садиках. Одновременно учил финский. Попав внутрь финской системы дошкольного образования, стал, одно за другим, находить отличия от российской системы.

«Большинство финнов люди верующие»

Первое, что я заметил, — это свобода выбора. Неоднократно приводил такой пример, но он очень показательный. В той стране у маленьких 2— 3-летних детишек, еще почти не умеющих говорить, но уже понимающих воспитателя, спрашивают: «Хотите молочка или водички?». В Финляндии любую еду запивают. Кто чем. Взрослые — не молочком, а водой, соком, пивом… Так вот, продолжение вопроса к малышам: «Если хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если водички — поднимите мизинчик». Детки напряженно думают и поднимают. Кто — мизинчик, кто — большой пальчик. О чем-то подобном мне рассказывал мой учитель, основавший школу самоопределения в Москве, Александр Тубельский, но я тогда его не понял…

Второе отличие, которое я заметил чуть позже, — это отношение к религии. Большинство финнов — люди верующие. И церковь тесно сотрудничает с государством. Маленьких детишек водят в церковь на множество праздников. В Финляндии два государственных языка — финский и шведский. И две государственных религии — лютеранство и православие. Лютеран, согласно официальной статистике, более 80 процентов, православных — один процент. В школах уроки православия и уроки лютеранской религии проводятся отдельно. Наверное, на детские сады у православных храмов сил не хватает… Потому на праздники все ходили вместе (конечно, с согласия родителей) в лютеранские храмы.

«Рождество в Финляндии, по-моему, — главный праздник. Готовиться с нему начинают раньше, чем за месяц. Украшают квартиры и дома». Фото suomi-holiday.fi

Как помощник воспитателя я сопровождал детишек до лютеранской церкви. Еще в детском садике малыши пели много песенок, связанных с Рождеством. Конечно, есть и много других праздников, но Рождество в Финляндии, по-моему, — главный праздник. Готовиться с нему начинают раньше, чем за месяц. Украшают квартиры и дома.

Празднуют «маленькое Рождество» недели за три-четыре до настоящего Рождества — на работе, в школах, в садиках, в учебных группах, в клубах… Сейчас, к примеру, начало декабря 2016 года. И вот уже полмесяца, как вся Финляндия имеет праздничный вид.

На это же время приходится еще один важный праздник — День независимости Финляндии с балом в Президентском дворце. В этом году — 99 лет независимости, и на бал самых выдающихся людей страны приглашает Саули Ниинистё, президент Финляндии. Свыше тысячи приглашенных! Представляю, как этот день будет праздноваться на будущий год!

В нашей России мы любим Новый год. Особенно — саму новогоднюю ночь, елку, Деда Мороза, детские подарки… В Финляндии же празднуют именно Рождество Христово! В наших детских садах и школах воспитатели и учителя, часто неверующие, вряд ли могут вложить душу в разговоры о душе и об Иисусе Христе.

«Кто, как не священник, мог бы за несколько бесед заронить в детские души зернышки понятий о христианской этике, поговорить с ними о доброте, о справедливости, о милосердии?» Фото egorievgrad.ru

Церковь в школы

Основы православной культуры пришли в школу (как и основы ислама, иудаизма, основы светской этики). Но ведут этот важный предмет учителя, далеко не всегда воцерковленные. Думаю, уж если мы сочли, что в нашем образовании важно изучение и понимание религиозного мировоззрения, то церковь должна принимать в этом процессе непосредственное участие. Не считаю себя специалистом именно в этом предмете, но считаю, что физику должен преподавать учитель физики, а не, к примеру, философ, хорошо понимающий место физики в картине мира, но не умеющей решать задачи районной олимпиады по физике. Биологию должен преподавать учитель биологии, а не профессиональный врач (хоть я и не сомневаюсь, что хороший врач понимает происхождение человека и биологические процессы в природе).

В любой школе, и в нашей школе СОлНЦе, тоже есть много проблем, которые можно было бы решить при более тесном сотрудничестве с церковью, мечетью, синагогой… Дети разговаривают матом. На недостаточно высоком уровне — уважение к старшим, уважение к людям «простых» рабочих профессий, с которыми они встречаются в нашей школе: к уборщицам, дворнику, вахтеру… Встречаются случаи воровства — то из духа авантюризма, воруют шоколадку в магазине, а то, порой, могут и взять 100 рублей из кармана куртки товарища.

Кто, как не священник, мог бы за несколько бесед заронить в детские души зернышки понятий о христианской этике, поговорить с ними о доброте, о справедливости, о милосердии? Где, как не в церкви, в душу ребенка привнесут смирение и истинное понимание любви? Конечно, здесь важна добровольность этого пути и согласование с родителями.

Павел Шмаков

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников. Колумнист «Реального времени».

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992—2000 гг. был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004—2005 гг. обучался в педагогическом училище. В 2004—2006 гг. учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006—2010 гг. преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

Новости партнеров