Центры инжиниринга остаются без поддержки

С будущего года Минэкономразвития полностью перестает субсидировать созданные к настоящему времени центры инжиниринга и прототипирования

Структуры, созданные для развития рынка инжиниринговых услуг, услуг в области прототипирования и промышленного дизайна не увидят поддержки и со стороны региона. Во всяком случае, постановление о субсидировании 20% затрат инжиниринговых центров, выход которого их руководители ожидали еще в октябре, свет так и не увидело. «Реальное время» попыталось разобраться, смогут ли центры, равно как и их клиенты, жить и развиваться самостоятельно.

Есть куда расти

По данным консалтинговой компании IBISWorld на 2014 год, объем мирового рынка инжиниринговых услуг за последние восемь лет увеличился с 542 до 725 млрд долларов; дальнейший его рост прогнозируется на уровне четырех процентов ежегодно. Россия, доля которой на общемировом рынке инжиниринга и прототипирования сегодня не превышает одного процента, будет расти вдвое быстрее, и к 2019 году, согласно прогнозам, объем отечественного рынка достигнет 272 млрд рублей.

Показатели, которые фигурируют в Дорожной карте развития инжиниринга в России, принятой постановлением правительства РФ летом 2013 года, внушительнее на порядок: уже в 2015 году объем рынка должен был составить не менее двух трлн рублей.

Между тем, согласно данным пилотного исследования, проведенного специалистами Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) по заказу Минпромторга России, в прошлом году объем выручки российских инжиниринговых компаний составил всего 67,1 млрд рублей (руководитель исследования, заведующий отделом исследований инновационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Гершман отмечает при этом, что статистическое исследование было выборочным в него попали 102 крупные и средние компании, оказывающие инжиниринговые услуги, из 23 регионов РФ).

Михаил Гершман: «Общая сумма поддержки в рамках подпрограммы небольшая, если мы говорим о дальнейшем масштабном развитии рынка, однако в таком объеме федеральная поддержка отрасли оказывается впервые». Фото vk.com/innovatorsclub

Разницу в данных ученый объясняет следующим образом:

— Во-первых, исследование было выборочным: его целью была апробация разработанного статистического инструментария. Во-вторых, статистические методы, позволяющие оценить объем и динамику этого рынка в целом, только начинают внедрятся, поэтому неудивительно, что те, кто проектировал дорожную карту, не имели возможности составить точный прогноз, — поясняет Гершман.

Чем богаты

Для финансового подкрепления уже упомянутой нами Дорожной карты в декабре 2013 года в рамках масштабной госпрограммы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» была принята подпрограмма «Развитие инжиниринговой деятельности», действие которой рассчитано на 2014—2018 гг., а общий бюджет составляет порядка шести млрд рублей.

— В эту подпрограмму включены также и ранее действовавшие инициативы, в том числе, поддержка региональных центров инжиниринга и прототипирования в рамках программы поддержки МСП Минэкономразвития, — поясняет Гершман. — Да, общая сумма поддержки в рамках подпрограммы небольшая, если мы говорим о дальнейшем масштабном развитии рынка, однако в таком объеме федеральная поддержка отрасли оказывается впервые.

Начиная же с 2010 года, на создание инфраструктуры поддержки субъектов МСП, занятых в области инноваций и промышленного производства, в общей сложности было выделено более 9,7 млрд рублей. Эта самая инфраструктура по итогам 2016 года должна включать в себя 116 центров поддержки субъектов МСП, занятых в области инноваций и промышленного производства, в том числе 30 центров кластерного развития, 41 инжиниринговый центр, 19 центров прототипирования и девять центров сертификации, стандартизации и испытаний.

«Золотой век» татарстанского инжиниринга приходится на 2014 год — тогда на создание инжиниринговых центров из федерального бюджета республика получила 931 млн рублей, то есть почти 10% от общероссийского объема.

Годом позже суммы, направляемые в РТ на инфраструктурную поддержку технологичных компаний, составили всего 57 млн рублей. Средства были распределены следующим образом: 12 млн рублей получил Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, 30 млн — региональный центр инжиниринга биотехнологий, 15 млн — Центр цифровых технологий.

В 2016-м получить федеральное финансирование посчастливилось только Камскому центру кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства — бюджет «разорился» на 13 млн рублей (справедливости ради надо отметить, что в тучном 2014-м он получил на свое развитие всего 21,6 млн рублей, а за все время действия программы объем федерального финансирования центра составил немногим более 49 млн рублей). Всего же в масштабах России в уходящем году было профинансировано 56 центров инфраструктурной поддержки субъектов МСП на сумму в 1,3 млрд рублей.

Нарастили портфель

В Татарстане сегодня действуют шесть инжиниринговых центров, которые создавались и финансировались в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». По данным Министерства экономики РТ, с 2013 по 2015 гг. общий объем господдержки центров составил более двух млрд рублей: 1,5 млрд из федерального бюджета, и почти 500 млн — из республиканского. Министерство не предоставило данных об объемах заказов, выполненных центрами инжиниринга и прототипирования, однако ведомство отмечает, что «условия и обязательства, предусмотренные соглашениями, заключенными кабинетом министров РТ с Минэкономразвития России на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, Республикой Татарстан выполнены; достигнуты значения показателей результативности предоставления субсидий на софинансирование мероприятий».

Стоит сказать, что татарстанские инжиниринговые центры успели накопить довольно солидный пул компаний-клиентов. Так, по данным Минэкономики РТ, клиентский портфель созданного в этом году Центра цифровых технологий включает в себя 41 компанию, в числе которых — ОКБ им. Симонова и Альметьевский завод «Радиоприбор»; кроме того, Центр подписал пятилетние договоры с ПАО «Туполев» и АО «Иннополис Сити». Центр прототипирования и внедрения отечественной робототехники в 2016 г. оказал услуги 89 компаниям. В Региональный центр инжиниринга в сфере химических технологий, начиная с 2013 г., обратились 173 компании; в 2017 г. «РЦИ ХимТех» планирует нарастить выручку на 50% по сравнению с 2016 г.

Однако, с большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшей перспективе клиентский портфель этих структур если и вырастет, то вряд ли сколько-нибудь существенно: начиная с прошлого года, бюджетную поддержку перестали получать не только сами центры, но и их клиенты.

— Часть средств, которые инжиниринговые центры получали в рамках программ господдержки, направлялась на субсидирование 90% стоимости услуг, которые мы оказывали малым и средним компаниям, — поясняет директор АО «Региональный инжиниринговый центр медицинских симуляторов «Центр медицинской науки» Арслан Валиев. — Как правило, МСБ обращается в центры для «упаковки проектов» — разработки бизнес-планов, программ модернизации, подготовки обоснований для участия в программах поддержки и т. п. Стоимость разработки программы модернизации составляет от 300 до 600 тысяч рублей. Заплатить от 30 до 60 тысяч малое предприятие вполне может себе позволить. А вот полная стоимость оказывается «подъемной» для очень немногих, — резюмирует Валиев.

По информации Валиева, в 2014 году центр получил из бюджетов порядка 20 млн рублей именно на субсидирование такого рода услуг для МСП-компаний. С учетом 10% компаний МСП, на «упаковке проектов» центр заработал около 25 млн рублей. Но уже в следующем году в условиях отсутствия финансирования, общий объем таких услуг не превысил 1,2 млн рублей: позволить себе оплатить разработку по полному «прайсу» смогли буквально пять-шесть компаний.

Здесь мы вновь ссылаемся на исследование Михаила Гершмана из ВШЭ: более 80% от объема рынка инжиниринга в России составляют услуги по инженерно-техническому проектированию, связанному с разработкой техзаданий и предложений, технико-экономических обоснований, рабочей и технологической документации, то есть с той самой «упаковкой проектов». А доля услуг по управлению инжиниринговыми проектами, включая услуги генерального подрядчика, едва превысила 10% (в этих десяти процентах наибольшим спросом пользовались услуги по инженерно-техническому проектированию изделий — 50,1%; при этом каждым третьим заказчиком выступали представители нефтегазового комплекса; 14% от числа заказчиков составили строители, 12,5% — горнодобытчики и 12,3% — производители электронного оборудования).

Арслан Валиев: «Как правило, МСБ обращается в центры для «упаковки проектов» — разработки бизнес-планов, программ модернизации, подготовки обоснований для участия в программах поддержки и т. п.» Фото vk.com

Развиваться не на что

В связи с вышесказанным уместно привести ссылку на еще одно исследование Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, посвященное ресурсному обеспечению малых и средних компаний, занятых в промышленном производстве. Согласно ему, в 2015 г. абсолютный объем затрат на технологические инновации у российских компаний МСП составил всего 12,2 млрд рублей, сократившись по сравнению с 2013-м на 22% (пик затрат на инновации приходится на 2007 г. — 3,7 млрд рублей по ценам 2000 г.).

Доля технологических инноваций в общем объеме товаров и услуг в прошлом году составила 0,6%. Лидирует (хотя определение лидерства тут весьма условное) по этому показателю производство офисного оборудования и вычислительной техники (5%), медицинских изделий (3,9%) и аппаратура для связи, радио- и телевещания (2,5%).

В условиях ужесточения доступа к кредитным ресурсам инновационную деятельность малые компании осуществляют преимущественно за счет собственных средств: в прошлом году 67,8% затрат на инновации осуществлялось за счет собственных ресурсов (в 2013 — 58,1%). Доля кредитов в этой части сократилась с 25,2% в 2013 г. до 14,4%. Доля же бюджетной поддержки, включая субсидии из федерального, регионального и местных бюджетов, в прошлом году составила всего 8,5% (в 2013 — 9,4%).

— Нехватка средств, как собственных, так и заемных — это основной сдерживающий фактор для развития инноваций в сегменте малых и средних компаний. В этой связи у инжиниринговых центров может появиться еще одно поле для деятельности выступать своего рода посредником между малым производством и отраслевым ведомством, как региональным, так и федеральным, содействуя «малышам» в получении льготных кредитов,- заключает Михаил Гершман из Высшей школы экономики.

Татьяна Колчина

Новости партнеров