Смешанные браки 100 лет назад: «Ее природа и воспитание были мне близки и понятны»

Как татары относились к межконфессиональным бракам в прошлом веке. Часть 1

На минувшей неделе социальные сети и казанские СМИ бурно обсуждали тему никаха и сопутствующие «свадебные» вопросы у татар. Казанский историк и колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова в своей новой колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает о таком явлении, как смешанные браки и отношение к ним со стороны татарской общественности.

Распространение в татарской буржуазной среде европеизированного уклада жизни приводило к постепенному размыванию этноконфессиональных границ. Особенно это было характерно для городов, где татары часто соседствовали с другими народами. Одним из результатов тесного общения представителей разных религий становились смешанные браки.

Дворянский интернационал

Смешанные браки случались и в более раннее время, но лишь в дворянской среде. Как отмечает исследователь этого вопроса Г.Б. Азаматова, в роду дворян Тевкелевых было три случая перехода в православную веру, все они были связаны с матримониальными планами. В первой половине XIX века Салима Юсуповна Тевкелева вышла замуж за уфимского дворянина И.И. Тимашева. История крещения этой татарской дворянки описана в «Семейной хронике» С.Т. Аксакова. Брак был недолгим, родив двоих сыновей, молодая жена умерла через три года от чахотки.

Трагичной была судьба другой Тевкелевой — Гайши, дочери Шахингарея Юсуповича. Она намеревалась выйти замуж за небогатого поручика Гавриила Коко. Отца ее уже не было в живых, родственники были против этого брака. Кстати, родным братом Гайши являлся будущий оренбургский муфтий Салимгарей. 3 сентября 1838 года Гайша Тевкелева прошла обряд крещения и была наречена Феодосьей. Однако женой Г. Коко она так и не стала. Судя по всему, причиной разлада были раскрывшиеся перед свадьбой корыстные интересы жениха, которому срочно нужно было поправить свое финансовое положение. Практически сразу после принятия православия Гайша начала писать прошения в разные инстанции с просьбой вернуть ей магометанскую веру. Но все попытки были безуспешны.

На некоторое время новокрещенную Феодосию поместили даже в Благовещенский женский монастырь, чтобы оградить от влияния родных. Г. Тевкелева так и не вышла замуж, вернуться официально в ислам ей тоже не удалось. Могла ли знать бедная мать Гайши — Зулейха Тевкелева, до последних дней своих бившаяся за то, чтобы вернуть оступившуюся дочь в магометанство, что через несколько десятков лет история повторится. Ее внук — Ахмед Батыргареевич Тевкелев, родившийся в 1862 году, в конце XIX столетия связал себя брачными узами с русской девушкой. Для этого он крестился под именем Владимир Николаевич. В этом браке родилась дочь.

«Я не европеец и не азиат. Остался между ними…»

На чужбине, в иностранной среде татары-мусульмане также иногда вступали в смешанные брачные союзы. Но это были единичные случаи, обусловленные особой жизненной ситуацией. Так, татарин из Ростова-на-Дону, оказавшийся во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов на территории современной Болгарии, женился на местной жительнице. Между молодой болгаркой и раненным солдатом зародилось взаимное чувство. Бывший российский солдат остался жить на родине жены. В семье родился сын Даниял, который до революции 1917 года приезжал в Россию и работал на Волге в бахчеводческих хозяйствах. Дочь Данияла и внучки вышли замуж уже за болгар. Исповедуют они православие.

Помимо браков с православными, в пореформенное время заключались матримониальные союзы и с представительницами других ветвей христианства. Например, младший сын казанского купца Ш. Казакова — Мухаммед женился в 1910-х годах на немке. На тот момент он проживал в Берлине, куда был направлен отцом по купеческим делам и где вел мелкую торговлю. В семье родились двое детей, которых назвали мусульманскими именами — Махмуд и Марьям. Во время войны Казаковы переехали в Турцию.

Европеизация татарского мусульманского общества породила тип людей, которые оказались на перепутье. Интегрируясь в русское общество, они нередко теряли свою самобытность. Для психологии городских татар начала XX века была характерна некая двойственность.

Во время путешествия по Европе он познакомился с гувернанткой-француженкой. Девушка готова была выйти за него замуж. Интересно, что молодого человека поддержал золотопромышленник Шакир Рамеев (именно его в качестве переводчика сопровождал сам Ф. Карими). Однако Фатих передумал. «Ее природа и воспитание были мне близки и понятны», — признавался позже «жених». Остановили его не религиозные или национальные различия с француженкой. «Как я мог привезти человека, получившего хорошее воспитание и образование, в общество, где царят неграмотность и фанатизм, чтобы она жила в рабстве и лишениях», отмечал он. Неизвестно какие межэтнические и межконфессиональные конфликты мог бы породить несостоявшийся брак, но через несколько лет писатель Ф. Карими женился на дочери татарского купца Саиде.

Никах или сожительство?

К смешанным бракам в татарской общине относились с осуждением. Так, в начале XX века житель Татарской слободы Казани, представитель известного купеческого рода — Ибрагим Айтуганов женился на русской девушке. Но вскоре он переехал в другую часть города, т. к. единоверцы осудили его женитьбу. «Это мелкое событие, но для татарской молодежи — черное событие», — отмечал по этому поводу в частном письме писатель Фатих Амирхан. Хотя Коран допускал смешанные браки, мусульманину разрешалось жениться на христианках и иудейках. Например, после ряда конфликтных ситуаций, связанных с невестами-еврейками, в 1898 году Оренбургским магометанским духовным собранием было официально подтверждено разрешение на браки мусульман с иудейками. Но это совсем не означало одобрения таких браков со стороны общественности. Союзы с иноверками по-прежнему порицались.

Браки с христианками строго преследовались по закону и поэтому встречались редко. Но, тем не менее, муллы, вопреки запрету таких семейных союзов российским законодательством, проводили бракосочетания с христианами. Так, в 1910 году при проверке деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания выяснилось, что руководство религиозного учреждения не раз прикрывало дела о муллах, совершивших браки магометан с православными. Скорее всего, купец И. Айтуганов также женился по мусульманскому обычаю (никах), а по российскому законодательству его супружество являлось сожительством.

Больше десяти лет считался сожительством брак представителя известной предпринимательской фамилии из Симбирской губернии, потомственного почетного гражданина Якуба Тимербулатовича Акчурина и крестьянки деревни Силаевка Карсунского уезда этой же губернии Василисы Семеновны Рождествиной. В 1899 году у них родилась дочь Александра. На момент регистрации брака в 1910 году в семье уже воспитывалось шестеро детей: Александра, Клавдия, Владимир, Георгий, Елизавета, Виктор. Все они были зарегистрированы как незаконнорожденные дети В. Рождествиной и крещены в Троицкой церкви села Троицкого Карсунского уезда. Василиса Семеновна и Якуб Тимербулатович сумели зарегистрировать свой брак лишь по лютеранскому обычаю. 7 июня 1910 года они сочетались браком в евангелическо-лютеранской св. Марии церкви в Симбирске. На тот момент «молодоженам» было по 35 лет. Жениха записали как магометанина, а невесту как евангелическо-лютеранского исповедания. При усыновлении собственных детей супруги дали письменное обещание, что воспитывать будут их исключительно в православной традиции и никоим образом не будут «совращать» в свои религии. Лишь при таких условиях эта семья обрела законный характер.

Если браки мусульманина с немусульманками были еще приемлемы в рамках религиозной традиции, то категорически не допускались союзы татарок с иноверцами. Очень показательной является повесть Фатиха Амирхана «Хаят». Дочь купца Хаят влюбляется в русского студента Михаила, но находит в себе силы перебороть любовь, поставив выше собственную веру.

Продолжение следует

Лилия Габдрафикова
Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий. Колумнист «Реального времени».
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX вв.» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX вв., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

комментарии 123

комментарии

  • Анонимно 28 ноя
    А,как же любовь? Почему ставится вопрос в создании семьи, только со стороны конфессии,сословий,наций? Ведь,общеизвестно,что первопричина у счастливой,устойчивой семьи, всегда была взаимная любовь,уважение,самопожертвование. Разве не так???
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Именно так.
    Это и есть настоящая любовь, освященная на Небесах.

    У Адама и Евы не было и нет в акте сотворения нового человека ни национальности, ни вероисповедания - только Любовь.

    А вот если мужчина и женщина одной национальности (в природе "чистых" национальностей нет) и одной религии (даже в рамках одной религии существует множество различных течений, часто отвергающих друг друга) "сочетаются браком" только из-за денег или иной материальной выгоды, то это и есть настоящий блуд...

    Хотя в жизни заключают брак и без любви - для выполнения своего человеческого долга.

    Человек не имеющий жены, не может называться мужчиной.

    Народная мудрость, проверенная веками.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Адам был посланником Аллаха, он поддался соблазну Евы и был наказан Всевышним!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Блуд- это когда рождаются полукровки от безбожников.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Вы сатанист?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    вы больной?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Стараюсь идти дорогой Создателя. В так называемом "светском" обществе для вас я возможно и больной.
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Крестить ребенка или отвести в мечеть? Как в рамках семьи ответить на этот вопрос? Сразу и будет видно, кто кого "уважает"
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    А стоит ли все так усложнять!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Ну видимо в жизни усложняется, раз наибольший процент разводов в Татарстане это межнациональные браки
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Интересно было бы посмотреть статистику.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Google в помощь. Очень много написано социологических статей поэтому поводу
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    факты в студию. надоели ваши голословные мнения.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    А что самому лень набрать клавиши?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Да,Вы правы. Жизнь усложняется,ускорился ритм. И появились больше проблем. А самый простой способ избежать дискомфорта,это решать самому эти проблемы. Так думают большинство современных людей. Эпоха атомов,эгоистов,потребителей. Исчезает любовь,ответственность за семью. Разводы во всех странах,это признак упадка общества,следствие слабости института семьи,деградации личности. Пожинаем плоды материализма.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Результат работы "Мировой системы" комитета от даджала (антихриста), узурпатора простых людей. Единственным борцом с "Мировой системой" является ислам, он добивается справедливости к низам общества. Цель "Мировой системы" превращение человечества в стадо биологических дегенераторов. Ислам борется против распространение феминизма и гомосексуализма. Хочет сохранить в обществе настоящих мужчин и настоящих женщин.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Не только Ислам. Эту же цель ставят приоритетным все разумные,благородные люди.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Без единой веры в Создателя Вселенной, это не возможно. Только в исламе присутствует справедливость и дисциплина.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Ну во первых,справедливость и дисциплина- категория,которую можно приобрести духовным самосовершенствованием. Во вторых,ислам-религия,которая вышла из авраамической ветки религиозной мысли человечества и имеет общие корни. Всевышний не требует несчастья своим творениям.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Ислам был послан исключительно Всевышним Аллахом. И участия в создании Корана человек не принимал! Даже сегодняшний арабский язык был послан арабам Создателем. Совершенно верно, ОН всех людей в этом мире создал и оберегает, и проверяет (испытывает). Но только в этом мгновенном мире!
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    А ребенок пусть сам подрастет и выберет свой путь и свою веру.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    А это, как Создатель решит!
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Татары должны жениться исключительно на своей нации. Любовь, дело наживное, а уклад и традиции, язык, дети (полукровки), обязанности перед нацией и дедами, религия в ислам и наконец чужой запах, это на всю совместную жизнь.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    что такое "чужой запах"?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    это когда чувствуешь чужой запах!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    От евреев исходит особый запах, возможно иблис нанес на них знак качества.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    и сейчас никах - это сожительство. Регистрация брака это то, что защищает интересы семьи - всех и каждого в отдельности.
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    Хмтрые они со своим никахом ! По документам получается что женщина- одиночка с детьми получает кучу льгот . Вот и весь их никах !!!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    представьтесь, хочется понять, кому и что должен татарин
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Настоящий Татарин никому и ничего не должен.
    И может иметь 4 жены - иудейку (еврейку), христианку (немку, русскую, француженку и т.д.) и 2 мусульманки (арабку, татарку, персиянку и т.д.).

    Если позволит первая жена...

    Так же должен поступать любой настоящий Мужчина.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Денег то хватит чтобы иметь четыре жены, а то болтать мы все мастера
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    кто и каким образом в светском обществе оценивает соответствие настоящему татарину?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Он глупо смеется над собой!
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    +10000
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Самопожертвование - это значит жертвовать своей религией, нацией, родом, то бишь родителями. Для чего и для кого?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Спорное утверждение. В любви(в лучшем смысле),подразумевается взаимное самопожертвование,т.е уважение всего Вашего перечисленнего. Он и Она,если любят друг друга,будут любить и Ваш род,родителей. А если религия запрещает любовь,то зачем она?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Как раз так утверждали в течении 70 лет коммунисты -атеисты, партия масонов.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Часть плана ( выполненная на 90-95% по нам, татарам ) мировой системы, комитета даджала (антихриста).
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Опять спорное мнение. Я часто встречаю в инете, о желании выйти замуж за татарина. Неужели кто-то специально будет участвовать в планах комитета джаджала,и для этого будет жить с "нелюбимым" татарином? Вероятнее всего нет. Есть статистика,которая показывает,что мужчина татарин не склонен жениться по несколько раз(обычно они однолюбы).
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    смотрите глубже, а лучше почитайте (просмотрите) Гейдара Джемаля. " Об имаме Махди и даджале ( антихристе ).
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Я в курсе взглядов Г.Джамаля. Но это не означает слепо следовать его мнению. Он гений,но однобокий.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Правильно (что ли должен быть и за наших и за не наших), Гейдар Джамаль поклоняется только Создателю. Верит (и нам вселяет уверенность) в существование имама Махди. Все мы ждем прихода имама Махди в этот порочный мир для наведения порядка!
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Только в лоне одной религии надо воспитывать детей
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Б-г (Аллах) един для всех людей.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Аминь
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Правильно! Ему надо и служить! Жить по уставу от Аллаха, по закону шариата. Разное вероисповедание у супругов не допустимо, это ширк!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    И Б-г (Аллах) есть ЛЮБОВЬ.

    "Любите друг друга".
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    совершенно правильно!
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Можно и не читать следующие статьи....Понятно,что там будет пещерный национализм.....Софья Губайдуллина из смешанной семьи,крестилась уже взрослой.....Она известна на весь мир....
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    ее ошибка!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Ей виднее,что ошибка ,а что правильно.....И не Вам ее судить:кто она,а кто Вы....
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Для меня она не пример и не авторитет. Желаю ей здоровья и долгих лет жизни. Каждый сам неизбежно в ответе перед Создателем!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    живет одна в Германии никому не нужная. На мой взгляд лучше встречать старость среди любящих родственников, чем на чужбине одному.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Что тогда вас держит, возвращайтесь к себе домой, к родным и близким, к своим татарам!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Так я и живу среди них.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Есть тенденция,обычно татары встречают старость среди своих родственников(независимо от национальностей составляющих родство).
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    "независимо от национальностей составляющих родство" Нет как раз зависимость то есть. Татары стараются встречать старость среди родственников татар, а не среди родственников иной национальности так как для татар характерно многоколенные семьи. Поэтому стоит заранее думать о том с кем собираешься встречать старость, а не о том с кем лучше в постели
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Татары это общемировое достояние человечества.
    Как и любой другой этнос.

    Не будем молодым мешать Любить.
    Вспомните себя молодыми...
    Если можете.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    зачем думать о старости? нужно жить здесь и сейчас. у некоторых старость может не наступить.... а у некоторых она уже насупила в 30 лет. во у вас например.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Так я молодой и женился на татарке, чего и всем парням-татарам советую
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Можно вообще не думать ни о чем и ходить с голой жо...ой в конце жизни или загодя думать и работать. Видимо вам больше нравится позиция стрекозы, а мне муравья
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    ну так и не завидуйте другим, тем паче в Германии полно татар. Но ходят они не в мечеть)
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    очень даже хорошо, я за вас рад!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Разумно поступил. Численность родной нации увеличишь, сохранишь семью в никахе и детей правильно ( без разного рода проблем ) воспитаешь. Молодец ты татарин!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    хорошо сказал.
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Уважаемые комментаторы, смешанные браки - процесс естественный, вполне нормальный и необратимый. Смиритесь вы, наконец. Другое дело - как воспитаете ребенка. Не пытайтесь свои недостатки компенсировать подобными запретами.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Скорее всего, соглашусь. Процесс запущен и природой,и обществом. Запретами невозможно убить чувства. Если люди будут счастливы,то остальное приложится естественно. Я так думаю.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Кстати смешанные браки в Татарстане идут на убыль, так что это больше политический, а не естественные процесс. В советское время приветствовались интернациональные браки сейчас нет
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    какие ваши доказательства?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Так многие уже поняли, что ни к чему хорошему это не приводит. С возрастом людей начинает тянуть к своему, национальному. Это по началу - любовь, а потом начинают сказываться национальные и религиозные различия. В результате - или развод или мучения совместной жизни чужих людей под одной крышей.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Различия,эта одна из ипостасей оправдания несчастья людей. При разводе или мучениях людей-итог непонимания друг друга, равнодушие.(Разводы есть в основной массе единоверцев и единой нации).
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Не буду с Вами спорить является ли "ипостасью" крещение ребенка, без согласия одного из родителей, но различием это объясняется однозначно.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Есть такое выражение "...нашла коса на камень.." Как Вы определили,что это принесло нехорошее ребенку? Сказали соседи,родственники или сами почувствовали? Если первые,то это религиозный догматизм. Если второе,то Вы в поиске.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Это принесло "нехорошее" одному из родителей. И поделом.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Если вы являетесь атеистом, то споры и утверждения с вами не имеют смысла.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Возможно и так, но при одном условии, вторая половина должна (ен) принять ислам!
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Правильно!
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Очень много русских женщин выходят замуж турков ,принимают ислам,рожают детей.В Турции много людей произошедших от славянских народов,от русских.Высокие красивые голубоглаэые и с мусульманскими именами.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Татары (не полукровки), тоже многие голубоглазые, высокие и красивые.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Эти девушки с Украины будут, обаятельные и красивые хохлушки.
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    Здесь был Вася ! Ха-ха !
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Живу в Сибири и здесь таких браков полно и не только с татарами, но поверьте благополучных из них лишь единицы. Каждый начинает тянуть на свою сторону- ребенка крестить имя дать и много много мелочей всплывает о таких которых и подумать не могли. Все это растет как снежный ком и не каждая семья со всем этим справляется.Очень много "обрусевших" у которых внешность и фамилия "нерусская", а имя, менталитет, религия уже не та... Так что крепко подумайте прежде чем вступать в такие отношения.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Я живу тоже в Сибири. Побывал почти во всей России. Благополучных браков видел везде единиц. Ваше мнение субъективно.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Ну по вашей логике ваше мнение тоже субъективно
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Ну, конечно. Буду рад,если покажете на примерах татар. Если среди татарских семей,не будут неблагополучных,то мы Вам поставим памятник в сердце каждого муслима.
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    В своё время, в Камаловском театре ставили спектакль "Ильгизар + Вера". Весьма поучительная была вещица. Ирек.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    В чем соль(в нескольких словах)?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    В Иване Ильгизаровиче. Ирек.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    по-моему, очень хороший пример
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Я Вас понял. Согласен и спасибо Вам!
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Любовь побеждает все препоны, сконструированные тщеславным человечеством.

    А в Библии и Коране нет запрета женится и вызодить замуж за единобожниках - иудеях, христианах и мусульманах.

    Совет да Любовь!
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    В понятие Человечество входят не только единобожники. Есть еще буддисты,индуисты,конфуцианцы и другие и другие. В Коране написано "...Мы создали вас разными...". Цель человечества-стремиться жить по божески,т.е без лжи,в любви,сострадании к другим(можно продолжить по желанию до бесконечности). Моя свобода заканчивается там,где она начинает приносит страдания другим.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    Согласен.
    Есть еще и язычники.
    Они тоже ЛЮДИ.
    Такие же как и все другие.
    Ответить
    Анонимно 29 ноя
    бабушке скажи!
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Могу себе представить, что во второй части будет, какие комментарии посыпятся
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Лилия Рамилевна, вот эта Ваша история "о смешанных браках столетней давности" реальная и интересная, читать приятно, особенно случай с дочерью купца Хаят. Эта девушка поставила выше собственную веру, веру дедов в ислам, выше личной жизни. Есть с кого брать пример нашей татарской молодежи! Рахмат Лилия туганым!
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    В наше время в татарской среде мононациональный брак не является гарантией сохранения веры. Что за последние 10 - 15 лет с этим творится, я думаю все знают. Так что проблема несколько устарела: сейчас описанные трудности приходят в полностью татарские семьи.
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    А за термин "чужой запах" нас, татар, Всевышний наказал нашествием людей с по-настоящему чужим запахом - кавказских и среднеазиатских народов.
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    наступаете на те же грабли... "с по-настоящему чужим запахом"... А есть с не по настоящему?... Или они недолюди?
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Реальность такова, что в XXI веке наш брат таджик и наш брат узбек сильно берут количеством, поэтому если мы от них определённом образом не дистанцируемся, они уничтожат татарскую культуру и нас ассимилируют.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Глупости! татар (всех) фактически только в России 25-30%, это примерно 35 000 000 чел. В Турции около 9 000 000 чел. и в других местах примерно 5-7 000 000 чел. Наша проблема, это смешанные браки!!!
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Глупости! татар (всех) фактически только в России 25-30%, это примерно 35 000 000 чел. В Турции около 9 000 000 чел. и в других местах примерно 5-7 000 000 чел. Наша проблема, это смешанные браки!!!
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Лучше остаться в исламе, чем быть кашифом и безбожником!
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    как раз эти народы не чужие, а с нашим запахом.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    С каким они таким вашим запахом? Может, стоит в Ташкент или Душанбе вернуться, Джамшут вы наш местного разлива. Не ожидал услышать такое от татарина.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Узбеки, как и татары относятся к тюркским народам. Мы мусульмане - сунниты, с одного масхаба (еще сотни причин можно привести), а вы похоже будете из "новых русских"
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    У узбеков вера слабая, среди них в последнее время всё больше появляется безмазхабников вместо ханафи/матуриди. Самые просвещённые из них пока не в силах ничего противопоставить. Поэтому чтобы татар не затянуло на дно, должны быть определённые границы. Какая-то черта татар, которая не приятна или не понятна сегодняшнему среднему узбеку.
    Отличие в менталитете и образе мышления есть - об этом писал богослов Валиулла Якупов. Пока мы не превосходим их числом и/или не можем ассимилировать, лучше отложить смешанные браки. В будущем мы снова вернёмся в Среднюю Азию с цивилизаторской ролью, как в своё время наших прадедов направила наша страна в XIX - начале XX века. Для узбекской элиты, естественно, исключение.
    А кто такой, в Вашем понимании, "новый русский"?
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    обрусевший татарин и есть "новый русский", этот термин исходит из здешних комментарий русских националистов.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Тогда сформулируйте, пожалуйста, чем отличается "обрусевший" татарин от "необрусевшего"?
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    спросите лучше у них.
    Ответить
  • Анонимно 04 дек
    От смешанных браков коробит!
    Ответить
  • Анонимно 05 дек
    Верно, ни чего хорошего! В дальнейшем возникают одни проблемы и разногласия.
    Ответить
    Анонимно 05 дек
    Примеры разногласий в студию, пожалуйста.
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Я первый раз женился на русской... с женой была договоренность, если родится мальчик, то назовем татарским именем, а девочка русским, по второму ребенку наоборот. Мальчик родился досрочно, но жена уже в роддоме назвала его русским именем.... через два дня он умер... через несколько лет мы развелись.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    К сожалению, это семейная трагедия, мысли о том, что с женой - татаркой этого бы заведомо не случилось - наущения шайтана. А "чужой запах" - это уже не семейная трагедия, это трагедия народов. В Югославии один, по сути, народ очень борзо определял религиозную принадлежность по "чужому запаху" (именно так и говорили) - в результате пострадали все.
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Что вам еще нужно!
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Я жене сразу сказал(перед свадьбой)-никаких русских имен, и не дай бог заикнется про крещение. Никаких возражений. Тем более на никахе она три раза сказала, что нету бога кроме Аллаха.
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    То есть, три раза произнесла не полную Шахаду? Или всё-таки полную?
    Ответить
    Анонимно 06 дек
    Когда она клялась в верности Аллаху на ее груди случайно крестик не висел, а за пазухой ножика не лежал.
    Ответить
    Анонимно 09 дек
    Просто Вы еще не встретили свою настоящую любовь...
    Удачи!
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Молодец! Ты правильный человек. Настоящий мужик,муслим.
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    Что же с вами будет в будущем: "ножика не лежал"... "равшана не приходил"
    Ответить
  • Анонимно 11 дек
    Всевышний Аллах все и всегда знает в этой короткой жизни - испытании на прочность, а в той вечной жизни распределит кого и куда, за что и почему! Амин!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров