Максим Шевченко о Татарстане: «Я считаю, что курицу, несущую золотые яйца, резать не надо»

Известный журналист о пытках в колониях, взаимодействии религии с государством и о явлении природы под названием «Дональд Трамп»

Максим Шевченко о Татарстане: «Я считаю, что курицу, несущую золотые яйца, резать не надо»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Накануне в Казань с семинаром приезжал Максим Шевченко — журналист, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Общаясь с татарстанскими журналистами в свободной форме, он рассказал, почему Трамп — это явление природы, нужно ли России брать пример с Турции и как решить национальный вопрос в нашей стране. Подробнее в репортаже «Реального времени».

«Турки в ночь путча доказали, что они настоящая нация»

Накануне в рамках конкурса журналистов «Многоликая Россия» от «Татмедиа» в Казань позвали провести семинар члена Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Максима Шевченко. Известный журналист и общественный деятель начал встречу с минуты молчания в память о всех журналистах, погибших во время выполнения своей работы.

Сам семинар проходил в режиме вопрос-ответ, а первый вопрос касался термина «российская нация», потребность внедрения которого обозначил президент России, а также противоречий, которые влекут за собой межнациональные отношения, и целей, которые в этом случае преследует власть. Максим Шевченко начал отвечать на этот вопрос весьма осторожно, сразу заметив, что о том, что хочет власть, лучше спрашивать у самой власти. По его мнению, каждый человек имеет право высказаться на этот счет, но политики в Госдуме, которые публично поддерживают идею, что в законе должно быть указана суверенная роль русского народа, просто пытаются заработать себе какие-то сомнительные очки, не понимая последствий.

— Я не понимаю, зачем лишний раз раздувать огонь там, где его можно не раздувать. Я считаю, что выделение в российской Конституции какого-либо народа как доминирующего в Российской Федерации в целом приведет к разрушению нашей страны. Я решительный противник этого, — заметил Шевченко. И продолжил:

— Я русский человек до мозга костей. Сторонник развития русского народа во всех его составляющих и готов, как говорится, за свой народ умереть, как и за другие братские народы моей страны. Но я считаю, что если русских или какой-нибудь другой народ выделить как имеющий прав больше, чем все остальные, — это будет конец федерации.

Я русский человек до мозга костей. <...> Но я считаю, что если русских или какой-нибудь другой народ выделить как имеющий прав больше, чем все остальные, — это будет конец федерации.

Журналист пообещал, что будет с этим бороться интеллектуальным способом, а если понадобится — то и политическим. Высказался он и по поводу другой крайности: что национальность не имеет значения и все нужно отдать на откуп государству. С этим утверждением Шевченко также не согласился, так как это, по его мнению, приведет к недовольству национальной интеллигенции.

Выход — пойти по пути 90-х, который, несмотря на все трагические обстоятельства, дал разумную конституцию. По его мнению, закон о нации должен быть констатацией подобия Декларации независимости США. В качестве примера страны, какой бы он хотел видеть Россию, спикер привел Турцию, где в момент ослабления власти народ «сам берет в руки свою судьбу».

— Вот турки, на мой взгляд, в ночь путча доказали, что они настоящая нация. Президент неизвестно где — летает между небом и землей, мятежники бомбят парламент и расстреливают людей на улицах. Какие-то генералы объявляют, что они теперь начальники. Турецкий народ Стамбула и Анкары выходит на улицы и ложится под танки не потому, что кто-то сказал или приказал, а потому что за эти годы, с момента свержения последней военной хунты, вы же видите, как изменилась Турция? Турки из прибитых, пришибленных людей, какими я их помню в 1992 году, превратились в современный, демократичный, образованный народ с развитой системой среднего и высшего образования, прекрасными дорогами, современными городами, с мощной экономикой, — уверен Шевченко.

По его словам, он бы хотел, чтобы в России тоже была такая политическая нация, которая ценила бы права и свободы и дорожила своей страной, а не начальством, которому охота понравиться. В свою очередь, нация в его понимании — это то, что может ставить свои условия власти.

Татарстан — курица, несущая золотые яйца

Прозвучал вопрос и по поводу федеративных отношений и сохранения национальной идентичности в частности.

— Я думаю, что договор между Москвой и Татарстаном является фундаментом федеративных отношений в нашей стране. И этот договор, безусловно, нужно сохранять и беречь, потому что благодаря ему больших успехов достигла и Республика Татарстан за эти годы, и, собственно говоря, наша страна. Вследствие того, что многие конфликтные ситуации сразу были решены на уровне договора, Татарстан является не просто кузницей военно-промышленного комплекса, но и экономически одним из самых мощных регионов нашей страны, обеспечивающим развитие не только народов Татарстана, но и народов Российской Федерации.

Шевченко выступил за пролонгацию федеративного договора «с сохранением всех нюансов, которые в нем существуют вплоть до поста президента Республики Татарстан: «Я считаю, что курицу, несущую золотые яйца, резать не надо». К уже существующим договоренностям он бы еще добавил субъектам большие возможности для культурного развития. В свою очередь, татарский язык журналист и общественный деятель назвал языком, обладающим высоким уровнем технологического развития.

Я думаю, что к Трампу нужно относиться, как к явлению природы. Когда дует сильный ветер, а вы на море и у вас парусное судно — то вы перевернетесь и погибнете. А если вы готовы и поставите паруса, то быстро поплывете

Трамп как явление природы

Отвечая на вопрос «Реального времени», Шевченко прокомментировал мнение, что Дональд Трамп является союзником России и его победа на выборах президента США позволит наладить отношения между двумя государствами.

Повторив некоторые из тезисов предвыборной кампании Трампа, которые касаются Украины, признания Крыма и перемирия с Путиным, спикер предположил, что это могла быть просто предвыборная риторика, так как американцам просто надоела конфронтация с Россией и они не понимают, почему «присоединение Крыма должно поссорить Америку с державой, у которой 1 800 ядерных боеголовок». По его словам, так об этом Трамп открыто сказал в дебатах с Хиллари Клинтон.

— Поэтому я думаю, что к Трампу нужно относиться, как к явлению природы. Когда дует сильный ветер, а вы на море и у вас парусное судно — то вы перевернетесь и погибнете. А если вы готовы и поставите паруса, то быстро поплывете. Трампа надо воспринимать так же. Явление природы. Просто надо слышать, видеть, понимать и исходить из своих интересов, а не пытаться понравиться Трампу или кому-нибудь еще, — считает Шевченко.

Он еще раз заметил, что правящей элите в России в первую очередь необходимо защищать российскую нацию, а не преследовать чьи-то другие интересы.

О пытках в колониях: «Надо дела УФСИН приводить в порядок»

Прокомментировал член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека «Реальному времени» и нарастающий, как снежный ком, скандал с издевательствами над заключенными в российских местах лишения свободы. По его словам, они [члены СПЧ] писали и говорили об этом уже давно, но сейчас такой резонанс был вызван именно тем, что побили столичного правозащитника — Ильдара Дадина.

— Когда побили московского правозащитника — естественно, весь мир встал на уши. А когда избивают в СИЗО № 1 в Кабардино-Балкарии или, допустим, в Челябинске в ИК-1 неизвестных людей — об этом можно и забыть. Хотя мы ничего не забываем, — имея в виду деятельность СПЧ, сказал Шевченко.

По его словам, в местах заключения присутствует все — и пытки, и «опускание» по воле начальства, и ссылки в ШИЗО.

— Это достаточно распространенные вещи, к сожалению. И я считаю, что надо дела УФСИН приводить в порядок. В этом плане Татарстан в позитивном смысле является лидером. Я знаю, что здесь достаточно внятно и интересно прошли выборы в общественную наблюдательную комиссию. И в Татарстане создаются разные способы взаимодействия между обществом, УФСИН и МВД по РТ, программы реабилитации заключенных, которые выходят, — рассказал спикер.

Я считаю, что надо дела УФСИН приводить в порядок. В этом плане Татарстан в позитивном смысле является лидером

«Иисус Христос — суперзвезда» закрыла не церковь, а чиновники»

Интересно журналистам было и мнение Шевченко о сложившемся в современном российском обществе отношении между государством и религией.

— Честно вам скажу, я считаю, что религия от государства в Российской Федерации отделена. Конечно, отдельные государственные чиновники или деятели, исходя из своего понимания жизни, мира и культурного опыта, — чего им нельзя запретить, как людям, — безусловно, поддерживают ту или иную религию в своем регионе, и я считаю, что это абсолютно нормально, — уверен спикер.

Таким образом, по мнению Шевченко, в России не идет целенаправленного насаждения какой-либо религии. На реплику корреспондента «Реального времени» по поводу того, что, например, в Омске к показу запретили рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», журналист заметил, что «спектакль закрыла не церковь, а чиновники», а на тот факт, что закрыли его именно после жалоб православных, которые расценили постановку как оскорбление чувств верующих, он ответил, что они имеют право жаловаться, любить или не любить какие-то вещи.

— Его закрыла не московская патриархия, закрыли чиновники, которые, желая соответствовать тому или иному тренду, решили быть гиперправославными, — считает Шевченко.

При этом спикер уверен, что сейчас есть запрос на консервативную этику, правда, в обществе сосуществуют разные группы населения, поэтому регулировать взаимоотношения между ними должно государство. В свою очередь он также выступил против закрытия спектаклей и запрета книг. «Я противник этого. Если не хочешь, не смотри и не ходи», — заметил приглашенный гость.

1/23
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
  • Олег Тихонов/realnoevremya.ru
Мария Горожанинова, фото Олега Тихонова

Новости партнеров