Чтобы помнили: большое дело «маленького» человека из «татарского Эрмитажа»
Колонка о незаслуженно забытом татарском историке Альберте Фатхи
На днях «Реальное время» опубликовало материал об Актанышском районе Татарстана, богатом на выдающихся уроженцев. Историк и колумнист нашей интернет-газеты Альфрид Бустанов, продолжая тему, в своей авторской колонке решил рассказать об Альберте Фатхи, оставившем богатое историческое наследие своим потомках. Однако имя поистине великого ученого почему-то незаслуженно оказалось забытым.
Downshifting по-татарски
Сразу после успешной защиты диссертации в Амстердамском университете я решился на downshifting: вместо открывавшихся передо мной перспектив работы в любом научном центре мира я устроился на работу в библиотеку Казанского университета. Простым библиотекарем. Со стороны, наверняка, это выглядело безумием, но для меня такое решение было очень важным. Я не родился в Казани и никогда не учился в Казанском университете, и я ничем не обязан был этому месту. Причина вот в чем.
Я искренне убежден, что собрание восточных рукописей в Казанском университете — это одно из немногих мест сосредоточения богатейшего культурного наследия мусульман России. Это что-то вроде «татарского Эрмитажа», туда люди приходят узнать, кто они, и прикоснуться к вечному и великому. Пафосно, но это правда. Восточный сектор университетской библиотеки — это сердцевина национального достояния татарского народа. Нефти и золота там нет, но есть геммы смыслов, накопленные столетиями на пространстве между Финляндией и Западным Китаем. И ресурс этот неисчерпаем.
Это место богато не только на неизведанные тайны прошлого с ключами к пониманию настоящего, но и на свои легенды о книгах и людях, посвятивших свою судьбу служению большому делу — сохранению и обогащению народной памяти. Я бы хотел рассказать некоторые из этих легенд, ставших мне известными в библиотеке. В них, как и во всякой легенде, есть большой поучительный смысл.
Я познакомился с наследием Альберта Фатхи практически сразу после устройства на работу в библиотеку. Его записи встречались мне повсюду в Восточном секторе: краткие заметки о стихах в какой-то персидской рукописи, рисунки из жизни студентов медресе и многое другое. Увы, нам не было суждено повидаться: Альберт абый скончался в расцвете сил еще в богатом на события 1992 году. Тем не менее, мне кажется, что я немного знаю и понимаю этого человека: мне удалось систематизировать почти все записи Альберта Фатхи и многое из этого прочитать (подробнее можно почитать в моих статьях по-татарски и по-русски). Это был необычный, редкий человек: всего себя он посвятил татарской культуре, в первую очередь изучению его рукописной традиции.
Странный хранитель тайн
Актанышский район РТ, как известно, родина ряда выдающихся личностей. Альберт абый родился в деревне Такталачык (совсем недалеко от малой родины первого президента РТ) в семье обычных крестьян. Увлеченный татарской историей, Альберт Фатхи поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. Интересно, что близкие по духу люди быстро находят друг друга: во время учебы в университете Альберт Фатхи сдружился с Миркасымом Усмановым, какое-то время они жили в одной комнате. Об их дружеских отношениях можно прочитать в замечательной книге Усманова «Каурый каләм эзеннән».
С окончанием университета в 1959 году судьба Альберта Фатхи решилась раз и навсегда: в сентябре того же года он поступил на службу в Восточный сектор университетской библиотеки, чтобы проработать там всю жизнь. Это было счастье и проклятье одновременно: счастье, потому что все свое время Альберт абый мог посвящать любимому делу чтения древних рукописей; проклятье, потому что печататься ему особо не давали. За десятилетия, проведенные над рукописями, Альберт Фатхи успел опубликовать только пару маленьких статей и несколько выпусков с описаниями рукописей татарских ученых. Все остальное Альберт абый писал в стол, смирившись со своей судьбой блестящего знатока, не допущенного к большой науке.
Конечно, Альберт Фатхи был странным человеком. Мне говорили про него, что «одевался он, как бомж» и «был явно не в себе». В своих заметках Фатхи иногда общается сам с собой, называя себя Albert. Да, у нас принято принимать по одежке, но за этой пеленой скрывалось море знаний и бескорыстная любовь к своему народу и его богатой истории. В этом месте я бы хотел привести отрывок из письма дагестанского шайха Махмуда ал-Алмали своему ученику и другу Мухаммад-Закиру ал-Чистави, показывающий, как мусульмане должны относиться к «обладателям истинных знаний»: «Сколь ни безумен этот человек, он — великая личность» и «по возможности нужно просить его мольбы [к Аллаху]».
Мир татарской книжности
По моим субъективным подсчетам, в университетской библиотеке хранится около 20 тысяч татарских рукописей на разных языках, это самое крупное в стране собрание восточных текстов и настоящая сокровищница для татарской культуры. Судя по всему, Альберт Фатхи за свою жизнь прочитал или пролистал все эти книги, так как в его записях можно встретить упоминания о стихах влюбленного (мәгъшукнамә) на полях каких-то ординарных правовых трактатов или короткие заметки о знаменитых владельцах книг — всю эту информацию мы либо можем получить из бесчисленных записей Фатхи, либо проделать тот же путь по изучению всей библиотеки.
Альберт абый писал обо всем, что он читал, и потом складывал свои записи в папки. Так получилась обширная энциклопедия татарской литературы, основанная на богатейшем и уникальном рукописном материале: это полные тексты географических сочинений, поэзии, исторических документов, писем, а также аналитические статьи и материалы к ним.
Вот как Альберт Фатхи сам писал о своей работе:
«Эшнең бөтен этабында иман йөртә мине: мин гадәти булмаган бер эш эшлим; ул минем үзем өчен түгел, минем халкым өчен кирәк. Чөнки аның мирасы тормышта бик аяныч язмыш кичергән, фән-гыйлем дөньясында да дөрес бәяләнә гәүдәләнеп алмаган. Ничек кенә булса да табылырга мөмкин нәрсәне кулга төшерергә кирәк! Хәзер бу эшне эшләүнең көне — бүген, быел генә, иртәгә соң булачак. Мөмкин булмаячак. «Бу безнең иң соңгы көреш» «Интернационал»да әйтелгәнчә. Бу эш бер татар өчен генә түгел, прогрессив кешелек культурасы өчен кирәк»
[«Вера ведет меня на каждом этапе работы. Это не просто работа, нужная мне самому, а труд на благо нации. Ведь ее наследие оказалось в жалком состоянии, даже в научной среде ему не было отдано должное. Как бы то ни было нужно достать то, что еще уцелело! И делать это нужно сейчас — сегодня, в этом году, потому что завтра будет поздно. Уже будет невозможно. «Это наш последний бой», как сказано в «Интернационале». И работа эта нужна не только для татар, а для всей прогрессивной культуры человечества»].
Во время экспедиций в основном Альберт Фатхи собирал рукописи в Актанышском районе РТ. В этом была его идея фикс: как можно более полно проанализировать развитие книжности в рамках одного историко-культурного региона. Его интересовало в этом плане все: особенности языка текстов, почерков, переплета, повседневная жизнь в медресе, выдающиеся личности и их творчество. Все эти материалы он тщательно собрал и пропустил через себя, но так ничего из своих находок и не опубликовал. Наше счастье, что это богатство сведений как об общей динамике культурного развития мусульман России, так и о жизни простых крестьян в татарских деревушках сохранилось в архиве Альберта Фатхи. Хочется верить, что нам удастся привести все эти материалы в подходящий для публикации вид и любой желающий сможет прикоснуться к этой богатой информации.
Символично, что Альберт Фатхи родился в пик сталинских репрессий, столь дорого обошедшихся нашей стране, в том числе и в виде массовой гибели нежно любимых Фатхи рукописных книг. А скончался Альберт абый в тот многообещающий момент, когда воздух был пропитан свободой и надеждами на лучшее будущее. Очевидцы помнят, как гордо Альберт Фатхи шел в ряду митингующих по улицам Казани, будто сам Кремль пал у его ног…
Судьба Альберта Фатхи — это пример того, как богатейший человеческий потенциал оказался невостребованным в позднесоветском Татарстане. Таких историй об искренних патриотах Татарстана можно, наверняка, найти немало и многие из них забыты, а их старания на благо республики не всегда оценены по заслугам. За дело своей жизни Альберт Фатхи не просил денег и славы, но оставил после себя богатое наследие на службу обществу. Его архив показывает подвиг «маленького человека», совершенный ради большого дела. Я уверен, что дело Фатхи не пропадет, и каждый раз, когда мы говорим о татарском наследии, его имя всегда будет произноситься с гордостью. Тем более что сегодня мы нуждаемся в его знаниях, как никогда.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Альфрид Бустанов — профессор компании ТАИФ по истории исламских народов в России, Европейский университет в Санкт-Петербурге.
- Научная степень: доктор философии (Ph.D., Амстердамский университет).
- Исследовательские интересы: история ислама в Северной Евразии, востоковедение в России и Советском Союзе, татарская история и литература.
- С отличием окончил Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (факультет истории) в 2009 г. и аспирантуру на кафедре восточноевропейских исследований Амстердамского университета в 2013 г.
- Автор пяти монографий на русском, татарском и английском языках и около 40 научных статей.
- Колумнист «Реального времени».