Ильшат Хафизов, «Промсвязьбанк»: прибыль покроет расходы на факторинг

Недостаток оборотных средств в бизнесе — как недостаток бензина для автомобиля. Отсутствие «живых» денег способно поставить под угрозу и бизнес, поэтому многие зачастую не хотят «замораживать» деньги на длительный срок в товаре. Факторинг — отличное решение для компаний, которые хотят сохранить обороты и получить прибыль быстрее, чем конкуренты, считает заместитель регионального директора по корпоративному бизнесу ОО «Казанский» Приволжского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Ильшат Хафизов.

— Ильшат Альфатович, для тех руководителей, которые ни разу не использовали факторинг, давайте расскажем, в чем суть этого кредитного инструмента.

— В узком смысле факторинг — это особый формат торгового кредитования. Самое распространенное определение звучит так: это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Это трехсторонние отношения факторинговой компании или банка (фактора), поставщика товара (кредитора) и покупателя товара (дебитора). Применяя факторинг, поставщик переуступает долг покупателя банку или факторинговой компании, которые принимают обязательства по оплате. Но только если поставка товара осуществлялась без каких-либо нарушений. Факторинг позволяет избежать кассовых разрывов и нормализовать денежный поток предприятия-покупателя, получить вовремя деньги поставщику.

— Какие бывают виды факторинга?

— Обычно факторинг делят на группы: открытый — закрытый; с регрессом или без регресса, а также внутренний и международный.

— Какой вид чаще всего применяют российские компании?

— Самый распространенный вид факторинга — с регрессом, его используют 80% компаний, потому что он не требует залога и предоставляется под более низкую процентную ставку, чем безрегрессный факторинг. Каждому клиенту интересен лимит с неким заделом на рост или на план отгрузок, и мы готовы предоставить ему такую возможность. Мы оцениваем поставщика и дебитора, проводим качественный и количественный анализ показателей, изучаем историю их взаимоотношений, учитываем сезонность бизнеса, подтверждаем будущие потребности. Используя такие методы, мы снижаем риски для банка и в то же время позволяем клиенту работать в комфортных для него лимитах.

— Как давно «Промсвязьбанк» занимается факторингом?

— Мы очень давний игрок этого рынка и накопили большой опыт, большую экспертизу по этому вопросу. Мы продолжали финансировать бизнес даже в 2008 году, когда рынок факторинга попросту рухнул и многие компании не могли вовремя исполнять свои обязательства по факторингу. Кроме того, мы умеем и готовы реализовывать сложные факторинговые сделки. Мы не боимся заниматься нестандартными проектами, за которые порой не берутся другие финансовые учреждения.

Еще одно преимущество «Промсвязьбанка» — это его универсальность. Часто клиенты приходят только за факторингом, но, ощутив гибкий подход и оперативность банка в финансировании, начинают использовать и другие его продукты. Например, интернет-банк PSB On-Line* — один из самых удобных интернет-сервисов для бизнеса в России — второе место по версии Markswebb Rank & Report в 2015 году!

— Выступает ли «Промсвязьбанк» как фактор в сделках российских и иностранных компаний?

— Конечно, факторинг — очень востребованный продукт для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. «Промсвязьбанк» предоставляет комплекс высокотехнологичных финансовых услуг по факторингу, в том числе международному (экспортному с регрессом и без регресса и импортному), когда контрагент (поставщик или дебитор) находится за границей. Благодаря этому продукту российские участники внешнеэкономической деятельности решают проблему пополнения оборотных средств при сотрудничестве с иностранными контрагентами на условиях отсрочки платежа. Пример реализации сделки по экспорту — финансирование российского поставщика «Промсвязьбанком» под гарантию импорт-фактора Bank of China. Оба банка являются участниками международной факторинговой ассоциации FCI, через которую и ведется работа, что делает реализацию сделки максимально прозрачной.

При организации экспортного факторинга «Промсвязьбанк» в обмен на уступку дебиторской задолженности по поставкам в адрес зарубежных покупателей оказывает комплекс финансовых услуг. Например, покрывает риск неплатежа российского импортера-дебитора за полученный на условиях отсрочки платежа товар от иностранного поставщика. Российским импортерам использование данного вида факторинга дает возможность получить 100-процентную отсрочку по контрактам с иностранными поставщиками из 73 стран мира. Благодаря гарантии «Промсвязьбанка» иностранный поставщик не принимает на себя риски неплатежа со стороны российского дебитора.

— Как быстро можно получить финансирование, заключив договор с банком?

— «Промсвязьбанк» обычно устанавливает лимиты в течение двух недель. А лимиты для крупных торговых сетей, прозрачных и устойчивых, по оценке банка, могут быть установлены даже быстрее — обычно с момента предоставления клиентом документов мы начинаем финансирование в течение 24 часов.

Если в обороте компании доля финансово устойчивых контрагентов превышает долю тех, кто пока по ряду причин не вызывает доверие, то условия факторингового финансирования будут заметно лояльнее. Это прежде всего особая оперативность в принятии решений. «Промсвязьбанк» уже установил лимиты для компаний, чей бизнес оценен как прозрачный и стабильный, например, для компаний из рейтинга RAEX-600.

В части усовершенствования системы риск-менеджмента мы серьезно работаем над ускорением сроков рассмотрения заявок и принятия решений, а также сокращением количества предоставляемых документов. Например, для установления лимитов в адрес международных, федеральных и региональных торговых сетей, а также в адрес компаний, чей бизнес, по оценке нашего банка, понятен и прозрачен, потребуется всего 7 документов. И решение по подобным сделкам принимается быстро, в среднем за три дня. Более того, нам не нужно везти оригинал накладных: документооборот полностью автоматизирован.

— А что бы вы посоветовали бизнесу в той ситуации, когда число финансово неустойчивых контрагентов растет?

— Все понимают, что сегодняшняя нестабильная экономическая ситуация все чаще становится причиной роста дебиторской задолженности у компаний и, как следствие, кассовых разрывов. Я бы посоветовал сегодня аккуратнее выстраивать отношения с контрагентами и ориентироваться на тех покупателей продукции или услуг, с которыми сложилось надежное, проверенное временем партнерство. Это позволит быть уверенным в своевременном получении денег под дебиторскую задолженность. Я уверен, что сегодня факторинг может даже спасти ваш бизнес. Увеличение объема продаж, выручки и прибыли, которые он обеспечивает, обычно намного перекрывает расходы на сам факторинг.

Интернет-газета «Реальное время»

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

*Интернет-банк ПАО «Промсвязьбанка»

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 3251 от 17 декабря 2014

БизнесКейс
На правах рекламы

Новости партнеров