Чем «Маша и Медведь» напугали психологов?

Популярнейший мультсериал назвали самым опасным для детской психики

СМИ распространяют новость о том, что «Маша и Медведь» занял первую строчку в рейтинге самых опасных для детской психики мультсериалов. Ни авторы исследования, ни его источник не называются. Подобные обвинения в адрес мультфильма звучат регулярно, что не мешает ему быть одним из самых популярных. Тем не менее, психологи действительно отмечают возможно негативное влияние поведения главной героини. Однако по мнению экспертов, проблема не столько в самом мультфильме, сколько в длительности его просмотра и безучастности со стороны родителей.

«Маша и Медведь» обогнал «Губку Боба» по вредности

Сегодня Рунет буквально взорвала новость о том, что один из самых успешных современных российских проектов для детей, мультфильм «Маша и медведь», был назван самым опасным мультсериалом для психики детей. Сетевое издание planet-today.ru опубликовало исследование российских психологов, которые изучили действие различных популярных мультфильмов на психику детей и составили свой топ самых опасных мультсериалов. Однако СМИ не приводят ни авторов исследования, ни ссылку на источник.

Тем не менее, подробно объясняется, почему мультфильм «Маша и Медведь» оказался лидером рейтинга. Дело в том, что главной героине Маше можно безнаказанно капризничать и плохо себя вести. Дети могут перенять манеру ее поведения и не понимать, почему они делают что-то неправильно.

Вторую строчку рейтинга занял американский мультфильм про девочек-монстров «Монстр Хай», в котором лексика, использующаяся в разговорах между главными героями, может существенно испортить словарный запас малышей. Третье место занял сериал «Губка Боб квадратные штаны», главный герой которого — слишком эгоистичное существо, постоянно критикующее взрослых. Сериал «Том и Джерри», в каждой серии которого мышонок один постоянно издевается над котом, а Том, в свою очередь, постоянно проявляет агрессию, попал на четвертую строчку.

«Золотая» Маша

«Маша и Медведь» — мультипликационный сериал, созданный российской анимационной студией «Анимаккорд» при помощи трехмерной графики в конце «нулевых». Показ начался с 7 января 2009 года, хотя идея проекта зародилась у аниматора Олега Кузовкова в 1996 году. В каждой серии озорная девочка Маша устраивает активные и порой опасные игры, от которых чаще всего страдает второй персонаж — Медведь или его имущество. Каждая серия имеет «хэппи энд». От гиперактивной Маши нередко страдают и другие звери.

Шустрая девочка и добрый медведь сразу же снискали себе сумасшедшую популярность среди детей и взрослых, а также получили лестные отзывы критиков. Проект быстро перевалил за рамки мультсериала, став одной из самых востребованных франшиз, и границы России. Мультфильм «Маша и Медведь» смотрят в Японии, Китае, США, Канаде, Европе, а студия «Анимаккорд» за 2015 год смогла заработать $225 млн. В июле прошлого года мультсериал «Маша и Медведь» вошел в список «250 телешоу, которым суждено стать классикой» авторитетного издания Animation Magazine. А через год журнал включил его автора Олега Кузовкова в список мультипликаторов, которые внесли неоценимый вклад в развитие индустрии.

Несмотря на это, «Маша и медведь» с завидной регулярностью попадает в различные обзоры как вредный и опасный мультфильм.

«Все СМИ пестрят данным фактом, — говорит Эльвира Моисеева, руководитель Первой академии тренингов для детей 5+ компании TeamSoft. — Сообщение действительно взбудоражило и педагогов, и родителей, потому что дети любят мультик. Многие даже имеют какую-то зависимость от него».

Как к таким сообщениям относятся авторы — неизвестно. Члены творческой группы обсуждать тему отказываются, а PR-служба «Анимаккорд» к моменту публикации текста не смогла сформулировать позицию компании.

Деструктивная «Маша» или «воспитательное учебное пособие»?

Как отмечают психологи, поведение Маши действительно может негативно отразиться на воспитании детей. «Маша в мультфильме очень часто безобразничает и хулиганит, а второй главный герой — Медведь — все время с этим мирится и не пытается ее воспитывать — это с одной стороны, — поясняет Яна Карина психолог, гештальт-терапевт кабинета психологической помощи «Точка опоры». — С другой стороны, она очень беспокойная, гиперактивная девочка, что может стимулировать такое же поведение у детей, которые смотрят этот мультфильм.

Яна Карина отмечает, что «дети этого возраста воспринимают мультфильмы не критично, критика к художественным произведениям появляется в более старшем возрасте, то есть все это без всякого фильтра поступает не только в сознание, но и в подсознание».

Более того, по мнению психолога, мультфильм может сыграть и положительную роль: «Если уж совсем сурово не относиться к мультфильму, а воспринимать его как развлечение, то, я думаю, что от него особого вреда нет. Я не считаю необходимым ограничивать просмотр этого мультика, нужно просто ограничивать время, проводимое у мониторов компьютеров и у экранов телевизора. Кроме того, нужно детям постоянно говорить, что все, что делает Маша, это сказка, это игра, и так себя не ведут. Можно даже использовать мультфильм как воспитательное учебное пособие: «Давай поговорим о том, что сделала Маша. Права она была или не права? Как бы ты поступил в этой ситуации?». Любое произведение, если его использовать с умом, можно повернуть на пользу воспитанию. Важно не пускать на тормозах просмотр этого мультфильма».

Опасные шедевры Nickelodeon и сам формат мультфильма

В то же время, по мнению Яны Кариной, некоторые иностранные мультсериалы могут оказаться гораздо хуже родных «Маши и Медведя»: «Я очень плохо отношусь к мультфильмам Nickelodeon типа «Губки Боба», «Котопса». Мне не нравится, когда демонстрируются такие инфантильные и глуповатые персонажи. Аниме тоже не для детской психики, хотя сейчас повальное увлечение ими».

По мнению Эльвиры Моисеевой, мультфильмы в больших количествах вообще вредны: «Смущает вовлеченность в такой формат, потому что есть факторы, которые являются ограничивающими. Это быстрая смена картинки, модели и роли, которые там демонстрируются и педалируют. Потихонечку надо приучать детей к другим рекомендуемым формам деятельности — творческой, художественной, театрализованной активности. Хотелось бы говорить об ограничении медиа, в том числе телевизора, для ребенка. Может быть, нужна другая форма — просмотр диафильмов (внедрение практик, которые были в советском прошлом — вечерние сеансы, когда собирали всю семью). Очень легко и удобно посадить ребенка перед телевизором, включить «Машу и Медведя» и забыть. Мы себе тем самым облегчаем работу».

Эксперты отмечают, что педагоги и психологи давно определили ограничение по времени просмотра мультфильмов — до 15 минут в младшем дошкольном возрасте. Однако они подчеркивают, что многие этим нормам не следуют. Еще больший вред для дошкольников, по мнению психологов, несут игры в мобильном телефоне.

Дмитрий Семягин, Гуландам Зарипова

Новости партнеров