Как румынские пограничники «заморозили» российско-турецкое потепление

Поток грузов в Турцию растет, но везут их перевозчики из сопредельных государств

Власти приграничных украинских областей сообщают о гигантских пробках и многодневных очередях на границе из-за возросшего потока фур, едущих из России в Турцию. Однако пока на этом потоке не могут заработать ни турецкие, ни российские грузовые компании. Несмотря на объявленное восстановление торговых отношений, ограничения для дальнобойщиков продолжают действовать. На этом зарабатывают перевозчики из Белоруссии, Молдавии, Грузии и других стран бывшего СССР.

Фуры, едущие из России, опять застряли на Украине

Сегодня, 27 октября, появились сообщения, что на территории Украины опять застряли фуры, едущие из России. Об этом сообщил Геннадий Москаль, председатель Закарпатской областной администрации. Правда, на этот раз речь идет не о задержаниях, как было в начале года, а об огромной пробке на границе. По словам Москаля, на контрольно-пропускном пункте «Дьяково» в Закарпатской области, который расположен на украинско-румынской границе, возникли трехкилометровые очереди из нескольких сотен фур, которые едут из России в Турцию.

— «Дьяково» — единственный КПП на украинско-румынской границе в пределах Закарпатья, который пропускает грузовые автомобили, — отмечает Геннадий Москаль. — После потепления российско-турецких отношений (испорченных в результате того, что турецкий истребитель сбил российский военный самолет) поток грузовых фур из Турции в Россию и обратно увеличился в десять раз. Многие грузовики возвращаются из России через Украину, Румынию и Болгарию.

Как сообщил Москаль, украинские пограничники и таможенники готовы оперативно оформлять автомобили, а задержка возникает из-за работы румынских таможенников, которые способны пропустить за сутки максимум сотню фур.

Однако, как рассказал «Реальному времени» Александр Линдваль, представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Казани, российских фур там нет: «Я об этом в первый раз слышу. Мне не очень понятно, кто в этих очередях может стоять. Это точно не россияне».

Ни виз, ни разрешений

Объяснение этому очень простое: официального возобновления перевозок между Россией и Турцией до сих пор не последовало. Напомним, еще в июне президент РФ Владимир Путин дал поручение начать возобновление торговых отношений с Турецкой республикой, что предполагало и восстановление грузовых перевозок. Однако разрешить ввозить турецкие фрукты оказалось проще, чем начать это делать на российских и турецких машинах.

Еще в декабре 2015 года возникла проблема с разрешениями для автомобильных перевозок. Из-за политического кризиса Минтранс России обратился к Турции с предложением обменяться разрешениями на 2016 год в сокращенном количестве: не 8 тысяч на 8 тысяч, как было ранее, а только 2 тысячи на 2 тысячи. Однако турецкую сторону это не устроило. Переговоры затянулись на несколько месяцев. Параллельно Россия в одностороннем порядке ввела визовую систему, в том числе и для турецких дальнобойщиков. В ответ с 1 июня этого года Турция ввела визы для водителей из России. Несмотря на потепление отношений, проблема грузоперевозок до сих пор не решена.

— Обмена разрешений с Турцией пока не было, визы для российских водителей в Турции пока никто не отменил, — рассказывает Линдваль. — Обмена не было по той причине, что не отменены визы. Визами обменяться сложнее, чем обменяться разрешениями. Как только визы отменят, мы обменяемся разрешениями в течение недели.

До сих пор неясно, в каком объеме будут восстанавливаться перевозки: «Команда руководства страны должна была возобновить сотрудничество в полном объеме. Это значит так, как было раньше. А по факту, что будет — не могу прогнозировать», — говорит эксперт.

Рынок захватывают белорусы, молдаване и грузины

Пока минтрансы и таможенники двух стран думают, как восстановить отношения, перевозчики ищут альтернативные ходы. Так, турецкие дальнобойщики были вынуждены использовать, например, каспийский маршрут. Зачастую товары просто поставляются либо через Азербайджан, либо через Белоруссию.

Параллельно турецких и российских перевозчиков с рынка вытесняют игроки из стран бывшего Советского Союза. Именно их машины и создают пробки на украинско-румынской границе.

— Сейчас перевозки осуществляют перевозчики третьих стран: белорусы, молдаване, грузины имеют право возить, — говорит Линдваль. — У них есть специальное разрешение на это. Плюс, не секрет, что турецкие товары переваливают через Белоруссию. Турки везут в Белоруссию, а оттуда — белоруса к нам. В общем, находят пути.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров