Никаких гарантий: как Эльвира Набиуллина поломала антикризисную бизнес-модель «Тимер Банка»

Второй после «АК БАРСа» по величине портфеля гарантий участникам госзаказа банк Татарстана лишился возможности работы с ними из-за изменения позиции регулятора

Никаких гарантий: как Эльвира Набиуллина поломала антикризисную бизнес-модель «Тимер Банка»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Как стало известно «Реальному времени», татарстанский «Тимер Банк» по решению Центробанка в отношении санируемых кредитных организаций лишился на неопределенный срок одного из ключевых направлений своего бизнеса — предоставления банковских гарантий участникам госзакупок. Это направление было одним из ключевых для «Тимера», занявшего в 2016 году второе после «АК БАРСа» место в Татарстане по величине портфеля гарантий участникам торгов, и одним из элементов его антикризисной стратегии, которую начала реализовывать команда во главе с Айратом Камаловым еще в 2014 году.

Центробанк поменял мнение?

«Тимер Банк» лишился возможности предоставлять банковские гарантии компаниям, участвующим в госзакупках. Дело в том, что согласно Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при госзакупках заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов обязаны принимать банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков. В октябре «Тимер Банк» исключили из этого перечня. В списке по состоянию на 16.09.2016 банк еще присутствует. Однако в списке от 01.10.2016 его уже нет.

В самом «Тимер Банке» это объясняют недавним решением Центробанка. «В сентябре этого года изменилась позиция Центрального банка России в отношении нахождения в реестре банков, проходящих процедуру оздоровления», — пояснил «Реальному времени» Айрат Камалов, председатель правления ПАО «Тимер Банк».

В той же статье 74.1 Налогового кодекса РФ говорится, что банки, кроме нахождения в перечне, должны соответствовать определенным требованиям. Среди них значится «отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка». Однако в кодексе есть оговорка, что это условие не применяется к банкам, «в отношении которых реализуются меры по предупреждению банкротства, осуществляемые с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Напомним, что решение о санации «Тимер Банка» (тогда еще «БТА-Казань») «Татфондбанком» при участии АСВ было принято еще в 2014 году. Таким образом, согласно Налоговому кодексу, банк получил право предоставлять банковские гарантии на госконтракты. Почему Центробанк принял решение иначе трактовать эту статью — неизвестно. В пресс-службе ЦБ РФ ограничились стандартной формулировкой: «Мы не комментируем деятельность действующих банков» — а по поводу изменения трактовки сообщили, что все распоряжения относительно перечня отправляют в минфин.

Решение о санации «Тимер Банка» (тогда еще «БТА-Казань») «Татфондбанком» при участии АСВ было принято еще в 2014 году. realnoevremya.ru/Максима Платонова

У «Тимер Банка» выбили из рук ключевой инструмент

Обслуживание клиентов, которые работают на госзаказе, Айрат Камалов с первых дней своей деятельности в «Тимер Банке» определил как одно из ключевых направлений: «Я знаю, что в связи с изменениями в законодательстве рынок банковских гарантий вырос в пять раз, а количество банков, которые могут оказывать эти услуги, сократилось в три раза. Здесь вопрос скорости и оперативности взаимодействия с клиентом. Вот клиент выиграл контракт, и через пять дней дай гарантию. Федеральные банки не успевают это сделать». Это направление идеально укладывалось в новую стратегию кредитной организации как банка для бизнеса.

Работа с клиентами, участвующими в госзакупках, для «Тимер Банка» была не пустой фразой, а действительно ключевым направлением, в котором кредитная организация добилась больших успехов. Согласно исследованию аналитической службы «Реального времени», «Тимер Банк» по объему гарантий участникам госзаказа по итогам 9 месяцев 2016 года занял вторую строчку среди татарстанских кредитных организаций, уступив лишь «АК БАРС» банку. В общероссийском списке он занял 46-е место с 218 гарантиями на сумму свыше 2,3 млрд рублей и долей рынка 0,49%.

Конечно, исключение из перечня минфина не позволяет «Тимер Банку» работать только по 44-ФЗ. Банк может предоставлять гарантии и по 223-ФЗ, и по рыночным сделкам. Однако «гарантийный бизнес» «Тимера» поднялся именно на госзакупках. На них приходится 91% совокупного портфеля гарантий кредитной организации.

«Тимеру» придется работать через «Татфонд»

В этих условиях, чтобы не нарушать прежних договоренностей с клиентами, «Тимер Банк» пошел на их передачу «Татфондбанку».

— В настоящее время мы ведем работу сразу в двух направлениях, — говорит Айрат Камалов. — Первое — вместе с нашим банком-санатором «Татфондбанком» мы продолжаем работу по выдаче банковских гарантий для компаний, работающих в сфере государственного заказа.

Юлия Гараева, начальник управления маркетинга и связей с общественностью «Татфондбанка» рассказала «Реальному времени», что в настоящее время ТФБ оказывает поддержку клиентам «Тимера». К слову, по итогам полугодия в РТ «Татфондбанк» стал шестым в рейтинге кредитных организаций по предоставлению гарантий по госзакупкам (79-е место в общероссийском списке). Гарантий он выдал больше — 525, чем «Тимер Банк», на общую сумму 0,9 млрд.

При этом в «Тимере» уверены, что вернутся на этот рынок: «Второе направление — это работа с регулятором по восстановлению «Тимер Банка» в реестре, — продолжает Камалов. — Наш фокус на работу с предприятиями в сфере государственного заказа является одним из пунктов плана нашего финансового оздоровления, ранее одобренного Центральным банком».

Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров