Булгарские деньги: туранские монеты, дирхемы династии Аббасидов и саманидское серебро

О булгарско-татарской монетной системе IX — начала XV века. Часть 4

Казанский историк, проректор института культуры Рафаэль Валеев продолжает знакомить читателей с денежной системой, которая существовала в наших краях тысячу лет назад. В новой колонке, написанной для «Реального времени», колумнист рассказывает о богатых торгово-экономических связях булгар с азиатскими и европейскими государствами. Многие выводы ученый смог сделать благодаря кладам, найденным на территории нынешнего Татарстана и соседних регионов.

Хорезмийские (туранские) монеты

В Прикамье встречаются находки хорезмийских серебряных и медных монет, а также бухархудатских (бухарские подражания сасанидским драхмам Варахрана V), датируемых второй половиной VII — второй половиной VIII веков, в основном из погребений. Сюда они попали в период между концом поступления сасанидских драхм и ростом поступления куфических дирхемов. Небольшую группу монет, найденных большей частью в Прикамье и Поволжье, составляют хорезмийские, или, как называют их нумизматы, туранские монеты III—VIII веков. Они найдены в Больше-Тарханском могильнике (Татарстан), Бартымском и Неволинском могильниках (Пермская область), Благодатском I городище (Удмуртская Республика) и ряде других памятников. С.П. Толстов, осуществивший классификацию хорезмийских монет и их историческую интерпретацию, писал, что они позволяют считать установленными древние экономические связи Хорезма и Поволжья. Этапы возникновения и становления монетной чеканки подкреплены новыми находками и классификацией. В последние годы А.Г. Мухамадиевым дана совершенно новая трактовка надписей на таких монетах.

Куфические монеты

Наиболее многочисленную группу составляют куфические серебряные дирхемы. Их проникновение на территорию Восточной Европы начинается в 70—80-е годы VIII века. Эти годы вовсе не случайны. В этот период на территорию Средней Волги пришли булгарские племена. Вероятно, с их приходом проникновение монет в Восточную Европу усилилось, ибо булгары были более развитыми, у них уже был опыт создания государства, и они стали промежуточным звеном в связях Востока с Западом, Юга с Севером. В.Л. Янин и И.Г. Спасский считают, что с конца VIII до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком и через которые проходил основной поток куфических дирхемов, был Булгар. Но роль Булгарии этим не ограничивается. Дело в том, что подражания саманидским дирхемам и монеты собственной чеканки вливались в общий поток куфических дирхемов и удовлетворяли все более растущую потребность Восточной и Северной Европы в металлических монетах.

Обращение куфических монет на территории Волжской Булгарии засвидетельствовано и письменными сообщениями, и топографией находок куфических дирхемов. Так, Ибн Русте (903 год) сообщает, что дирхемы привозят из мусульманских стран, об этом же сообщает и ал-Гардизи (XI век), подчеркивая при этом, что куфические дирхемы через Булгарию поступали на Русь. Русские купцы, согласно сообщению ибн Фадлана, за свои товары хотели иметь дирхемы.

Куфические монеты, участвовавшие в товарно-денежном обращении булгар, условно можно разделить на два типа: арабские монеты, обращавшиеся в основном в конце VIII—IX веков, и саманидские монеты, обращение которых зафиксировано в X веке.

В.Л. Янин, основываясь на данных Р.Р. Фасмера, предлагает следующую периодизацию обращения восточных монет в Восточной Европе:

  • I этап — конец VIII — первая треть IX веков;
  • II этап — 833—900 годы;
  • III этап — 900—938 годы;
  • IV этап — 938 год — конец X века.

В отношении Булгарии данная периодизация также правильна, но ввиду того, что кладов и отдельных находок монет здесь найдено меньше (по сравнению с Восточной Европой), представляется более целесообразным объединить первый и второй этапы в единый, когда преобладали аббасидские монеты (конец VIII — конец IX веков). Этот период связан с раннебулгарским периодом истории страны и представлен такими могильниками, как Кайбельский, Больше-Тарханский, Танкеевский, Тетюшский, Больше-Тиганский. Начало функционирования этих могильников относится к концу VIII—IX веков. В них найдены как сасанидские, так и арабские монеты, а в Больше-Тарханском — и хорезмийские.

По династиям, хронологически и по весовой норме арабские монеты делятся на две группы:

  1. Омейядские монеты. Чеканились в период правления династии Омейядов (661—750 годы). По-видимому, на территории Булгарии омейядские дирхемы были в обращении вместе с аббасидскими монетами. Свидетельством тому являются клады, где омейядские дирхемы встречаются вместе с аббасидскими монетами. Так, в 1853 году близ Билярска найден омейядский дирхем 121 г. х. (738—739 годы) и 11 аббасидских дирхемов 146—263 г. х. (763—877 годы). То же самое наблюдается на всей территории Восточной Европы. Не исключено, что омейядские дирхемы могли поступать и раньше, но в кладах они, как правило, находятся вместе с аббасидскими. Весовая норма омейядских монет отмечается в пределах 2,7—2,9 г.
  2. Аббасидские монеты. Начали чеканиться после прихода к власти Аббасидов. В этот период усиливается приток куфических монет. Весовая норма аббасидских монет заключена в пределах 2,8—2,9 г. Итак, в весовой норме омейядских и аббасидских дирхемов особой разницы не было, что, естественно, вело к одновременному их обращению на территории Булгарии.

Одним из наиболее древних кладов, найденных на территории Булгарии, является клад у с. Альметьево (Элмедский), в 20 км от Билярска. В нем было найдено 150 дирхемов VIII—IX веков, а также три клада на территории Приуралья. Кладов, относящихся к IX веку, больше не найдено, но отдельные находки монет этого периода встречаются.

Часть куфических монет конца VIIIIX веков населением Булгарии использовалась как украшения и обладала особой потребительной стоимостью. Найденные в Больше-Тарханском, Танкеевском, Больше-Тиганском могильниках монеты с отверстием или ушком подтверждают, что использование монетного серебра в эстетических целях имело место. Но о массовом характере этого явления говорить не приходится. По всей видимости, в конце IX веке куфические монеты начинают использоваться в качестве средства обращения. Об этом говорит и Альметьевский клад, найденный недалеко от Билярска.

Саманидские монеты

В X веке наиболее сильным государством в Средней Азии становится Саманидское государство. Оно оказывало серьезное влияние на булгар. Некоторые ученые, в частности, А.П. Смирнов, С.А. Янина и Е.А. Халикова, считают, что саму идею ислама следует связывать с активным влиянием Саманидского Хорасана. Этот вывод подкрепляется тем, что основную массу дирхемов составляли саманидские. Преобладание этих монет характерно для второго периода денежного обращения (3-й и 4-й этапы). Принятие ислама, сближение с культурой Арабского Востока и Средней Азии привели к резкому увеличению количества монет. Ко второму периоду относятся более 20 кладов и сотни отдельных находок монет.

По весовой норме саманидские монеты несколько отличаются от монет аббасидских. В их чекане наблюдается все более усиливающаяся небрежность, и это выражается в расширении амплитуды весовых колебаний. Так, дирхемы периода правления Исмаила имеют в среднем вес от 2,7 до 3,1 г. Небрежность чеканки саманидских монет несколько усиливается во времена правления Ахмеда ибн Исмаила (907—914 годы). Вес монет, чеканенных от его имени, колеблется в пределах 2,7—3,2 г.

Саманидские дирхемы четко показывают время, когда Волжская Булгария становится определяющим звеном в торговле между исламским Востоком и Европой. В VIII — IX веках дирхемы ввозились в Северную Европу с Ближнего Востока через Хазарию, и этот период американский нумизмат Т. Нунан называет хазарской фазой. Саманидские же дирхемы появились в самом начале Х века. К 910 году аббасидские монеты почти полностью исчезают из обращения, и клады преимущественно состоят из саманидских дирхемов (от 76 до 100 процентов в некоторых кладах). По сути, с 900 года большая часть торговли с исламским миром перешла к Волжской Булгарии, и наступила булгарская фаза. Огромную роль в этом сыграли Хорезм и караванный маршрут из Хорезма в Волжскую Булгарию, известный в науке под названием «путь ибн Фадлана», благодаря чему булгары стали получать огромные прибыли от торговли со Средней Азией.

Ибн Фадлан так сообщает нам о торговле серебряными дирхемами в отношении русов в Среднем Поволжье: «А что касается их женщин, то на каждой их груди прикреплена коробочка или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, или из дерева в соответствии с размерами [денежных] средств их мужей… На шеях у них мониста из золота и серебра, так что если человек владеет десятью тысячами дирхемов, то он справляет своей жене один [ряд] монист, а если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей два [ряда] мониста, и таким образом каждые десять тысяч, которые он прибавляет к ним [дирхемам], прибавляют [ряд] монист его жене, так что на шее иной из них бывает много [рядов] монист».

На пути в Европу

Торговля саманидскими дирхемами через Волжскую Булгарию была связана с огромной потребностью населения Европы в серебре из Средней Азии и Афганистана. Там находились значительные по объемам рудники Панджера, Джарьяна, Шама, Кухи Сима (Лашкерека, Канимансура или Канджола), Джеркамара и Шельджи. Саманидские серебряные дирхемы были одновременно и товаром, и средством платежа. Ими хорезмские купцы обеспечивали Волжскую Булгарию, а через них — население Восточной, Северной и Западной Европы. Серебро, по подсчетам Т. Нунана — более 125 млн исламских серебряных дирхемов, было импортировано в Европу из Средней Азии и до тех пор, пока во второй половине Х — начале XI веков не были открыты немецкие серебряные рудники в Гарце, Раммельсберге, исламский мир владел монополией на серебро. Его использовали для вербовки и найма сторонников правителей, купечества, наемников, для торговли, а также для переплавки и изготовления серебряных предметов, украшений, изделий для конской сбруи.

Американский нумизмат Т. Нунан на основе анализа кладов саманидских дирхемов Х века и учета их утери выделяет 4 периода в торговле Саманидов с Волжской Булгарией:

1-й период — 900—910 годы, когда около 29 млн дирхемов было импортировано в Европу;

2-й период — 910—930 годы, когда соответственно этим трем десятилетиям 18,9 млн, 12,6 млн и 17 млн, или 48 млн дирхемов в общем, было импортировано в Европу. Именно в 900—940 годы торговля Саманидского государства с Волжской Булгарией достигла наивысшей активности.

3-й период — 940—970 годы, когда объем торговли составлял лишь 63 процента от того количества, которое было раньше.

4-й период — 980—990 годы, когда с исчезновением Саманидского государства прекратилась и торговля. Торговля составляла лишь 5,4 процента от общего объема торговли за все столетие и в 980-е годы составляла 57,3 процента от объема 970-х годов. В количественном отношении число дирхемов уменьшилось с 11,2 млн до 6,4 млн. В 990-е объем упал до мизерной цифры — 375 тысяч монет. При этом 75 процентов импорта дирхемов приходится на первую половину Х века, а всю вторую половину столетия он составил немногим более 25 процентов.

Для нас очень важен вывод, который делает Т. Нунан: «Нужно признать, что торговля Волжской Булгарии с саманидской Средней Азией в Х веке была гигантской (отчерк наш Р. В.). Эта коммерция была, возможно, самой большой из всех в Западной Евразии Х века… Ежегодно миллион или более серебряных дирхемов перевозилось на Север для уплаты за товары, которыми снабжалась Средняя Азия. Количество вывозимого серебра было таким большим, что в Средней Азии уже в середине Х веке начался кризис его добычи, так как богатые серебряные рудники интенсивно эксплуатировались для того, чтобы оплатить ту огромную массу товаров, которые поступали из Северной Европы. Волжская Булгария тоже стала исключительно богатой в этот же период и превратилась из хазарского придатка в одно из самых больших государств Европейской России».

В X веке наряду с саманидскими в обращении были и монеты других династий, таких как Зияриды, Джуландиды, Саллариды, Аббасиды, что достаточно ясно видно из состава кладов. Во второй половине X века выделяется такая группа, как монеты Бувейхидов. Известны шесть кладов с монетами Бувейхидов. В XI веке появляются монеты Караханидов. Особую группу в кладах второго периода составляют, как мы видели выше, подражания куфическим дирхемам. Эти подражания восполняли нехватку в металлических монетах. Они свидетельствуют о достижении булгарами значительного развития внутреннего товарно-денежного обращения. По сути, в VIII — начале XI веков куфические дирхемы выполняли такую же роль, как доллар в конце ХХ — начале ХХI веков.

Весовые нормы монет двух периодов, в том числе и подражаний куфическим дирхемам, на территории Булгарии составляли 2,97 и 2,82 грамма. В основе чеканки этих монет лежал вес иракского ратля в 409,512 грамма. На территории Волжской Булгарии он получил местное название кадак, мискаль в 4,26 грамма или 1/96 часть кадака.

См. также:

Булгарские деньги: от куньих мехов до собственного дирхема

Булгарские деньги: серебряный чекан, монетный кризис, подражательная валюта и богатый источник информации

Булгарские деньги: «варварские» подражания, скандинавские находки, сасанидские и византийские монеты

Рафаэль Валеев
Справка

Рафаэль Миргасимович Валеев — проректор по научной работе Казанского государственного института культуры, доктор исторических наук, профессор. Колумнист «Реального времени».

  • Образование: 1977 год — Казанский государственный университет (историк, преподаватель). 1990 год — аспирантура ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН (кандидат исторических наук).
  • 1976—1981 — архитектор производственной группы по охране памятников министерства культуры РТ.
  • 1980—1982 — старший архитектор производственной группы по охране памятников министерства культуры РТ.
  • 1982—1990 — начальник производственной группы по охране памятников министерства культуры РТ.
  • 1990—1996 — директор Научно-производственного управления по охране и использованию памятников министерства культуры РТ.
  • 1996—1997 — начальник Главного управления государственного контроля по охране и использованию памятников министерства культуры РТ.
  • 1997—2001 — заместитель министра культуры РТ.
  • 2001—2006 — первый заместитель министра культуры РТ.
  • 2002—2004 — главный государственный советник I класса (Казань).
  • 2004—2007 — действительный государственный советник Республики Татарстан.
  • С 2007 года — проректор по научной работе, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств (КГИКИ).
  • Награды и звания: заслуженный работник культуры Республики Татарстан (1996), знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (1998), медаль МВД России «200 лет МВД России» (2002), медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), нагрудный знак Госкомстата России «За активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года» (2003), знак Министерства культуры РТ «За достижения в культуре» (2003), медаль «В память 1000-летия Казани» (2005).

Новости партнеров