Грузоперевозчикам на рубежах Родины подложат брата «Платона»

Эксперты сомневаются, что минтрансу удастся без проблем ввести новый «налог», однако транспортные компании готовы переложить оплату «пограничного сбора» на население

Минтранс РФ предлагает ввести аналог «Платона» на российских границах и брать плату за пересечение границы. В первую очередь это опять отразится на грузоперевозчиках. Те в ответ готовятся поднять тарифы, а значит, переложить плату на плечи конечных покупателей. Однако пока неясно, готово ли ведомство к введению столь масштабной системы. Эксперты «Реального времени» говорят, что она может повторить судьбу «Платона», который многие водители стали игнорировать.

Минтранс поставит аналог «Платона» на границах, не обсуждая с перевозчиками?

Министерство транспорта России предложило ввести плату с владельцев автомобилей и грузовых поездов за пересечение государственной границы. По данным газеты «Коммерсант», ведомство планирует создать систему наподобие «Платона», чтобы собрать 250 млрд рублей на обустройство пограничных пунктов. Предложение может быть реализовано во второй половине 2017 года.

Позже министр транспорта РТ Максим Соколов пояснил, что деньги с физических лиц власти брать не собираются. По его словам, вопросы оплаты изучают в составе общего подхода и только относительно транспортных средств.

С грузоперевозчиками пока такие меры не обсуждаются.

— Я слышал об этой инициативе, но пока о размере платы ничего не говорилось, — рассказал Александр Линдваль, представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Казани.

Генеральный директор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг о нововведении вообще не слышал. По его словам, никаких сообщений перевозчикам о предстоящих изменениях от минтранса РФ пока не поступало.

Грузоперевозчики готовятся повышать тарифы

Тем не менее, перевозчики уже знают, что будут делать в случае появления таких сборов. «В этом случае мы будем выставлять счета выше и договариваться с клиентами на новые цены», — уверен Леонид Штейнберг.

Александр Линдваль уверен, что в первое время это отразится негативно на транспортных компаниях, а уже потом ударит по населению: «Очень много будет недовольных, потому что грузоотправители не разбегутся возмещать нам дополнительные затраты. И на финансовом состоянии предприятий это повлияет однозначно в первое время. А со временем утрясется: перевозчики поднимут на эту сумму ставки. В результате население заплатит».

Все опрошенные эксперты сходятся в одном: новые тарифы лягут на плечи конечного потребителя: «Эти идеи ввода всевозможных плат вызывают ощущение, что идет латание дыр: есть локальная проблема, и ее решают, а стратегического цельного плана нет, — считает Сергей Сотников, директор ТК «Реверс». — Тут платные дороги, тут платные проезды, тут платные переходы — это все в совокупности приводит к тому, что у нас доставка товаров скоро станет достаточно дорогой, а это в целом влияет на экономику».

Альтернативы нет

Альтернативных выходов эксперты не видят.

— Бытует мнение, что «Российские железные дороги» лоббируют какие-то решения, чтобы к ним вернулись, — рассказывает Сергей Сотников. — Но во всем мире пришли к выводу, что наиболее эффективными являются автомобильные перевозки, а у железных дорог есть узкоспециализированные направления — перевозка угля, металла и прочее, и прочее. <…> Учитывая наши российские расстояния и климатические условия, единственно эффективным будет автомобильный транспорт.

Впрочем, если проект минтранса не претерпит серьезных правок, то новым сбором будут облагаться и поезда.

В этой ситуации перевозчики уповают лишь на то, что их предупредят заблаговременно, чтобы можно было вовремя перезаключить долгосрочные контракты: «Если оплату будут вводить цивилизованно: заранее предупредят, объявят ставки, чтобы перевозчики могли заложить эти ставки в свои контракты, тогда это пройдет менее болезненно», — считает Александр Линдваль из АСМАП. Однако сами же эксперты в такое внедрение платы не верят.

«У нас границ много, организовать сбор денег на всех границах в одну минуту невозможно»

Впрочем, пока возникает масса вопросов не только к срокам и порядку введения платы, но и к самой реализации системы.

Минтранс РФ рассматривает возможность создания нескольких операторов, которые будут взимать плату за проезд только на новых проездных пунктах. Их планируют построить на частные инвестиции. При этом старые пункты будут работать по-прежнему.

По словам эксперта, в системе «Платон» фактически отсутствует контроль: никто не проверят факт оплаты и не штрафует нарушителей. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Некоторые эксперты считают, что проект повторит судьбу системы «Платон», которая сейчас работает со сбоями.

— Может случиться так же, как с «Платоном»: говорят, что система работает, но я знаю, что многие мелкие перевозчики перестали платить, — поясняет Линдваль. По его словам, в системе фактически отсутствует контроль: никто не проверят факт оплаты и не штрафует нарушителей. — А кто будет просто так деньги отдавать, если в этом нет необходимости?

Кроме того, есть вопросы и к оборудованию пограничных пунктов, а также к тому, как осуществлять сборы на территории Таможенного союза. «У нас границ много, — продолжает представитель АСМАП, — организовать сбор денег на всех границах в одну минуту невозможно. Должен появиться и соответствующий контролирующий орган. Кроме того, таможенного контроля на границах со странами Таможенного союза у нас нет. Захотят ли Казахстан и Белоруссия собирать деньги для нас на своих границах — неизвестно».

Год головной боли грузоперевозчиков

Стоит напомнить, что последние год-полтора и без того выдались для грузоперевозчиков проблемным. В кризис упали объемы заказов, однако стоимость запчастей и ГСМ выросла. Минус к этому добавили и санкции на продукты, особенно после введения антитурецких санкций как на продукты, так и на промышленные товары в конце 2015 года.

Новый год принес новые проблемы: конфликты вокруг «дозволов» — разрешений на грузоперевозки через Турцию и Польшу, а также блокировка российских грузовиков на Украине, которые привели чуть ли не к автомобильной блокаде России со стороны Европы.

К этим проблемам добавились и внутренние: главной головной болью перевозчиков стала плата за проезд по федеральным трассам и система «Платон», которая как минимум обернулась необходимостью покупки нового оборудования.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров