Сергей Иванов: «Задача — создать туристический продукт, раскрывающий разнообразие и красоту Средней Волги»
Стенограмма онлайн-конференции с главой Госкомитета РТ по туризму. Часть 1.
На встрече с главой Госкомитета РТ по туризму в ходе онлайн-конференции «Реальное время» подвело первые итоги летнего сезона и обсудило крупнейшие проекты года. Как стало известно, Болгар уже обзавелся пристанью, а на Свияжске планируется кардинально изменить систему посещения туристами, используя практику крупнейших мировых исторических комплексов. Кроме того, в Татарстане ведется большая работа по созданию нескольких разнообразных многодневных маршрутов и новых туристических центров.
- Сергей Иванов — председатель Государственного комитета Республики Татарстан по туризму
- Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время»
«Каждая десятая доля дня — это серьезные деньги»
— Мы встречаемся накануне Дня туризма (стенограмма встречи от 26 сентября), и в первую очередь хотелось бы вас поздравить с предстоящим профессиональным праздником. Сегодня мы уже можем какие-то предварительные итоги туристического сезона подводить, потому что закончилось лето — очень активный период для туризма. И начнем как раз с итогов. В адрес туротрасли в прошлом году и в начале этого года раздавалось много критики, что у нас турпоток растет недостаточно активно. Какие-то показатели уже можете привести по увеличению турпотока?
— У нас есть статистика за первое полугодие 2016 года. Да, она не отражает два последних летних месяца, но такова цикличность нашей статистики. По итогам первого полугодия 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество туристов, прибывающих в Татарстан, увеличилось на 12,2%. Я считаю, что это очень хороший показатель, мы увеличили прирост туристов даже по сравнению с 2015 годом, и растет не только количество туристов, растет также и оборот туристической отрасли — он вырос на 10%. Это те результаты, с которыми мы сейчас идем. Да, у нас будет статистика за 9 месяцев, будет, естественно, годовая статистика. Но тенденция первого полугодия положительна, и это хорошо.
— А в абсолютных показателях сколько это?
— Если в прошлом году Татарстан посетило 2,7 тыс. человек, и если темпы прироста сохранятся, то по итогам года Татарстан может подойти к цифре в 3 млн туристов. Это уже серьезная, большая цифра. И за первое полугодие эта цифра составляет больше 1 млн человек, итоговую цифру мы будем ждать в начале следующего года. Возможно, тогда встретимся и обсудим.
— Можно ли как-то оценить денежные показатели отрасли?
— Например, за первое полугодие (по тем цифрам, что нам дает Татарстанстат) оборот отрасли составил 4,7 млрд рублей. Это те средства, которые туристы тратят на проживание и на экскурсионные услуги. Учитывая смежные расходы, эти показатели составляют на сегодняшний день 7—8 млрд рублей, поэтому прирост по сравнению с прошлым годом примерно 10%, как я уже сказал. Туротрасль Татарстана получила порядка 8 млрд оборота за первое полугодие.
— Казань обычно рассматривают как город для туров выходного дня. На сколько сейчас прибывают туристы? Удалось увеличить срок пребывания туристов в Татарстане?
— Мы также мониторим и этот показатель. То есть на сегодня среднее время пребывания туриста в Татарстане составляет 2,7 суток, в прошлом году он составлял порядка 2,2 суток, то есть он вырос на 0,5. Казалось бы, небольшая цифра, но с точки зрения объема дополнительных средств, поступающих в туротрасль при увеличении на 0,5 суток, это действительно колоссальные вещи. И действительно, мы работаем над увеличением пребывания туриста. Каждая десятая доля дня — это серьезные деньги, и в этом плане стараемся поддерживать не только маршруты выходного дня, но и длинные маршруты, включая три-четыре ночевки. Я согласен, что все страны борются за увеличение количества пребывания, ночевок, ту же самую работу проводим и мы.
— О длинных маршрутах мы немного попозже поговорим. Если продолжить обсуждение цифр, учитывая, что у нас сейчас нет крупных каких-то событий: у нас отгремела Универсиада, прошел ЧМ, — но отели остались, как проходит заполняемость отелей? Не переживают наши отельеры какого-то спада?
— У нас есть цифры, статистика по средней загрузке гостиниц за полугодие 2015 и 2016 года, точнее даже не за полугодие, а за 8 месяцев 2015 и 2016 года. Средняя загрузка гостиниц в 2016 году составляет 61% по итогам 8 месяцев, для сравнения в 2015 году она составляла 56%.
По итогам первого полугодия 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество туристов, прибывающих в Татарстан, увеличилось на 12,2%. Я считаю, что это очень хороший показатель
— Это при том, что тогда уже были цифры по ЧМ?
— Абсолютно верно. То есть мы говорим сейчас про среднюю загрузку в течение 8 месяцев. В период проведения ЧМ по водным видам спорта загруженность была выше, чем 61%, но в предыдущие месяцы, то есть с первого по шестой месяцы загрузка была ниже, чем в 2016 году. Получается, что загрузка в первые шесть месяцев выше, и за счет того, что июль и август действительно оказались очень активными с точки зрения поездок, средняя загрузка за 8 месяцев оказалась гораздо выше, чем в 2015 году.
Поэтому здесь мы наблюдаем рост количества прибывающих, и только, я могу сказать, что для гостиниц является показателем средняя загрузка, но есть еще и показатель — средняя цена продаваемого номера. Так вот, кроме повышения загрузки, повысилась и средняя цена номера. Эти два движения однонаправленные, и для гостиницы суммируются эти эффекты: и увеличение средней стоимости номера, и увеличение загрузки, — все это дополнительно для них дает больше финансовый результат, соответственно, большие возможности для инвестиций, для амортизационных отчислений и для повышения уровня работы персонала.
— С показателями других регионов Поволжья сравнивали как-то наши цифры? Например, с Нижегородской областью, где Нижний Новгород тоже считается объектом для туров выходного дня.
— Мы такое сравнение проводим по итогам года. В прошлом году мы эти данные мониторили, Татарстан находится по количеству прибывающих туристов на пятой строчке, на первом месте Москва, Санкт-Петербург, далее — Краснодарский край, Крым, и пятое место как раз у республики Татарстан. Мы можем говорить, что мы по количеству приезжающих туристов лидируем в ПФО, это действительно так, это подтверждается всеми цифрами. У нас разные структуры туристического продукта. Если сравнивать Башкирию, Нижегородскую область, Самарскую область, Пермский край, у нас немного разные структуры турпродукта: где-то преобладает деловой сегмент, где-то — более короткие поездки, где-то — более длинные и т. д. Но по абсолютному количеству приезжающих и ночующих Татарстан является лидером в ПФО.
«Болгар стал доступен с реки, стал доступен для круизных пассажиров»
— Если переходить к отдельным направлениям, то в этом году у нас продолжали развиваться самые интересные туристические объекты за пределами Казани, Болгар и Свияжск. Итам, насколько я знаю, произошли серьезные изменения. Расскажите поподробней. Начнем, наверное, с Болгара.
— Во-первых, важное событие, которое произошло в этом году в Великом Болгаре, — это открытие причальной стенки и возможность осуществления заходов круизными кораблями, которые движутся по Волге и по Каме. Это серьезный инфраструктурный прорыв для Болгара. Может, он не такой глобальный в абсолютных цифрах (количество экскурсантов, которые прибыли на этих теплоходах), но с точки зрения инфраструктуры действительно принципиальный прорыв. Болгар стал доступен с реки, стал доступен для круизных пассажиров. Это первое.
«Важное событие, которое произошло в этом году в Великом Болгаре, — это открытие причальной стенки».
Второе: в этом году Болгаре мы провели третий фестиваль средневекового боя «Великий Болгар», и по количеству посетителей он стал действительно рекордным за эти три фестиваля (рекордным по отношению к предыдущим двум). Мы настроены на то, что цифра будет расти и в дальнейшем. За два дня фестиваля в этом году его посетило 38 тыс. человек, это действительно большая цифра для двух дней, для одной туристической дестинации.
Кроме этого, там был открыт ряд новых объектов, пусть и не очень больших, но очень важных с точки зрения развития дальнейшей инфраструктуры: это дополнительная точка питания — кафе «Блинная», которое находится со стороны въезда, со стороны западных ворот. Также было открыто новое средство размещения с относительно неожиданной для нас стороны. Появился этот проект, организованный церковью, которая находится в Болгаре: они открыли дома для проживания, которые называются «Казачья слободка». Понятно, что там будут останавливаться и паломники, которые приезжают в церковь, но для Великого Болгара, для туристического потока это тоже оказалось огромным плюсом. Я могу сказать, что в дни фестивалей он был занят на 100%, и в дальнейшем в пиковые дни он будет также загружаться и туристами.
Вы знаете, что началось строительство Болгарской исламской академии. Это проект, который является федеральным, важным. Еще ряд новых экспозиций… Вот, собственно, развитие идет.
— По поводу той же самой причальной стенки: когда мы встречались с туроператорами и турагентствами, они говорили, что там есть проблемы с документацией. Закрыт сейчас это вопрос? Потому что теплоходы пропускаем, но на это не было документации.
— Вопрос этот решен. Действительно, процесс согласования всех документов для разрешения причаливания теплоходов не простой, поскольку это объект транспортной инфраструктуры, находящийся на воде, то есть с повышенными рисками безопасности и т. д. Но надо сказать, что этот вопрос удалось решить: были совместные усилия министерства транспорта, министерства земельных и имущественных отношений РТ и других. Вопрос документальный был полностью урегулирован, и документы оформлены в соответствии с действующим законодательством. И фактически с 25 мая причальная стенка не только была официально введена в эксплуатацию, но и были получены все документы, разрешающие причаливание кораблей двух-четырехпалубных без всяких проблем.
Сложность проведения углубительных работ состояла прежде всего в удаленности Болгара от основного русла, там расстояние составляет порядка 11 км, необходимо было очистить судовой ход на протяжении этого длинного участка. И опять же охранная зона заповедника не позволяла работать, скажем так, не оглядываясь на это, приходилось соблюдать все условия и по сохранению культурного слоя, и по сохранению ландшафта, и т. д. Поэтому было найдено техническое решение, которое удовлетворяет все стороны, и проект реализован. Это, я считаю, очень важное событие для Болгара, и в следующем году количество судозаходов будет еще больше, чем в этом, и мы над этим сейчас работаем.
Мы по количеству приезжающих туристов лидируем в ПФО, это действительно так, это подтверждается всеми цифрами
«Начиная с 2018 года принцип посещения Свияжска будет изменен»
— Похожая проблема была в Свияжске. Она сейчас как-то решается?
— В Свияжске сейчас документы в стадии оформления. Причальная стенка там построена, но она пока не введена официально в эксплуатацию, но идет как раз работа, связанная с документальным оформлением, передача оператору и т. д. Параллельно заканчиваются дноуглубительные работы от основного русла до Свияжска. Там расстояние чуть поменьше — 7 км, но тем не менее также были определенные вопросы документального оформления, поскольку Свияжск также находится в центре Свияжского заповедника, и необходимо было провести все экологические экспертизы и согласования, чтобы работы проводились в четком соответствии с нормами и охранных зон, и экологических требований, и строительных работ. В этом году работы будут закончены, документы будут оформлены в этом году, и со следующего года причальная стенка будет работать с начала сезона. Мы также работаем над тем, чтобы судозаход в Свияжск был максимальным в следующем году.
— В продолжение темы Свияжска: как там развивается инфраструктура, как сам проект растет?
— Свияжск растет очень активно, и вы знаете, что даже в этом году были даты, когда была перегрузка на острове, потому что, в отличие от Болгара, Свияжск обладает меньшей территорией. Там действительно есть узкие места, например, Троицкая церковь — уникальный объект, который сам по себе небольшой, и при большом одновременном заезде большого количества туристов на остров возникали очереди на этом объекте. Даже я могу честно сказать, что создавались некие негативные эмоции у туристических групп, потому что у нас турист не привык, что где-то бывает надо подождать прежде, чем зайти на какой-то объект осмотра. А церковь, поскольку она маленькая, не может вместить сразу 100 человек. И приходилось ждать, и, к сожалению, не все адекватно воспринимали такую ситуацию. Мы, естественно, работали и с гильдией экскурсоводов, чтобы они информировали туристов, что объект уникальный, турпоток большой и, возможно, где-то им придется подождать.
С точки зрения инфраструктуры, в этом году открылось еще одно кафе, кафе между музеем и Рождественской площадью. Каждая точка питания на Свияжске — это очень важное событие, потому что, я думаю, неоднократно вы слышали замечания о том, что в период туристического сезона все кафе заняты, все занимаются обслуживанием туристических групп, и просто элементарно некогда даже где-то попить чай, поесть что-то.
— Но и в Болгаре такая же проблема.
— Но Болгар как-то выигрывает за счет того, что есть город Болгар, где есть несколько кафе, в которых, собственно говоря, и проходит питание туристов параллельно с музеем хлеба, параллельно с теми кафе, которые на территории музея находятся. Здесь же все равно туристам за пределы острова не выйти, и проблема питания пока еще сохраняется, я могу это честно признать. Но тем не менее открытие каждой новой точки очень сильно снимает нагрузку с остальных объектов питания и дает возможность туристам более комфортно себя чувствовать.
Что касается еще новых объектов, то на Свияжске сейчас мы работаем над строительством перехватывающим парковки, действительно, парковка, которая есть перед Свияжском сейчас в пиковые даты не справляется. Сейчас мы занимаемся проектированием совместно с министерством транспорта перехватывающей парковки на подъезде к острову. В следующем году эти строительные работы будут проведены, и начиная с 2018 года принцип посещения Свияжска будет изменен, особенно в выходные и пиковые дни. Это инфраструктурный объект, который нужен уже сейчас, но я думаю, что на следующий год существующая парковка справится, а в 2018 году уже однозначно понадобится перехватывающая парковка.
«На Свияжске сейчас мы работаем над строительством перехватывающей парковки, парковка, которая есть перед Свияжском сейчас, в пиковые даты не справляется».
— Она будет где-то до этого перешейка?
— Да, до острова. Чтобы можно было оставить машину, добраться на шатл-басе до музея, до острова-града Свияжск, спокойно его посетить и вернуться к машине.
На Свияжске еще идет процесс реконструкции нескольких объектов, музейных объектов в том числе. Вы знаете, был открыт в конце прошлого года детский центр на Свияжске. В этом году был открыт музей гражданской войны — тоже очень интересный объект, который находится в доме с колоннами. Это входная часть со стороны пристани. Кроме того, идет строительство музея дерева. Это в нижней части, недалеко от пристани, и еще несколько объектов, которые будут, возможно, расположены на территории мужского монастыря и на территории самого музея.
То есть и количество объектов, и количество экспозиций, количество точек посещения там растет, это тоже очень важно для того, чтобы у туристов была возможность рассредоточиться по ним и не оказываться в очереди в одном конкретном месте.
«Внутри республики можно в течение 4—5 дней спокойно перемещаться от одного туристического центра к другому»
— В этом году делалось что-то по другим направлениям? У нас же есть еще другие города, которые не так на слуху, но они также являются точками притяжения туристов: Елабуга, Чистополь, Тетюши. Их как-то планируется сейчас развивать?
— Безусловно, мы не забываем про наши развивающиеся туристические центры: Елабуга, Чистополь, Тетюши. И непосредственно Елабуга и Чистополь были посещены как исторические центры президентом в этом году, и по итогам этого визита было очень много поручений. В частности, было решение по созданию современной туристической навигации в Елабуге, и в ближайшее время там будут установлены современные, в таком же стиле, как в Казани, указатели для туристов, будут также установлены туристические знаки общепринятого европейского формата с темно-коричневым фоном, ориентирующие на центр города и на начало маршрута. Будут установлены пюпитры — это некие постаменты около наиболее значимых туристических объектов, опять же не только на русском и татарском, но и на иностранных языках, чтобы самостоятельные путешественники могли самостоятельно передвигаться по маршруту и получать всю необходимую информацию.
В Елабуге в ближайшее время будут установлены туристические знаки общепринятого европейского формата с темно-коричневым фоном, ориентирующие на центр города и на начало маршрута
Что касается Чистополя, то в этом году мы работали над «обкаткой» регулярного туристического маршрута, и действительно в этом году уже были регулярные экскурсии от туристско-информационного центра, от экскурсионного, точнее, центра в Чистополь. Наша задача — вовлечь в туристический оборот не только музейные объекты города, но и предприятия города, потому что там есть и ликеро-водочный завод, и часовой завод, и кондитерский комбинат, которые уже «обкатаны» с точки зрения посещения туристами, и наша задача, чтобы они работали в одном экскурсионном маршруте.
— Эти объекты удалось объединить в единый маршрут для туристов, он существует сейчас у нас?
— Он существует, и продолжительность разная может быть: может быть 7 дней — 6 ночей, 6 дней — 5 ночей, 5 дней — 4 ночи и т. д. в зависимости от того, какой запрос. Причем маршрут есть групповой у туристических компаний, когда люди передвигаются от точки к точке на одном автобусе. В этом году (мне тоже кажется очень важным) появился водный маршрут, наша татарстанская круизная компания очень активно работала на внутриреспубликанском круизном маршруте, который, предположим, стартовал из Казани и заходил в Тетюши, Болгар, Чистополь и Елабугу и возвращался в Казань. В разной комбинации может быть. Наша задача, чтобы внутри республики существовал водный маршрут, который был бы интересен и туристам, приезжающим из-за пределов республики. Потому что, по большому счету, внутри республики можно в течение 4—5 дней, не выезжая за пределы, спокойно перемещаться от одного туристического центра к другому.
И также мы продолжаем работу по развитию именно автомобильного туристического маршрута по Татарстану, который включает все наши туристические центры, находящиеся вдоль федеральной трассы М7, потом дальше с переходом через Каму и возвращением по левому берегу Камы через Чистополь, Билярск. Дальше в Болгар, переход через Ульяновский мост в Тетюши, и, соответственно, Камское Устье, Свияжск и возвращение в Казань. В этом году было несколько акций и мероприятий на этом маршруте. Вы знаете, и блогеры проехали, и журналисты проехали по этому маршруту, в частности, ваша редакция очень хороший проект сделала — «Побег из города»: действительно очень хороший материал, я уверен, многие заинтересовались теми местами, которые вы там упоминали. И тема автомобильного туризма для нас очень важна, потому что количество автомобильных путешественников растет, люди ищут новые направления, новые варианты своих путешествий, в данном случае для них это действительно качественный, хороший, разнообразный продукт.
— Билярск тоже включается в этот маршрут?
— Да, конечно.
— Там что-то сейчас делается, планируется как-то развивать город? Потому что там тоже были инфраструктурные проблемы.
— Пока принципиально что-то в Билярске не меняется, там хорошая инфраструктура создана в районе Святого ключа, и это действительно хорошо посещаемое туристами место. У нас сейчас в планах есть разработка концепции туристического кластера с учетом таких мест, как городище, как Святой ключ. Действительно поток людей есть, он большой, и если в течение года посчитаем, сколько туда приезжает туда людей, — цифра большая. И задача — имея этот поток, развивать инфраструктуру, мы планируем там сделать концепцию кластера. Это касается Билярска.
«В Билярске хорошая инфраструктура создана в районе Святого ключа, и это действительно хорошо посещаемое туристами место».
«Места интересные есть, инфраструктуры не хватает в Верхнем Услоне»
— В этой студии у нас некоторое время назад была Олеся Балтусова, помощник президента РТ, и когда мы с ней заговорили о ее любимых маршрутах, в том числе туристических, она сказала, что неплохо было бы включить в маршрут Верхнеуслонский район. Что-то думали над этим, планировали его включить в те же водные маршруты?
— Я полностью согласен с Олесей Александровной. Действительно, Верхний Услон просто напрашивается: он находится напротив Казани, и там есть интересные точки в самом Верхнем Услоне, и чуть выше — это Печищи, и чуть ниже очень красивые хорошие места. Мы сейчас работаем над проектом Верхнеуслонского района, у нас есть проект — кластер «Нариман». Сейчас работаем по уточнению границ и места посадки этого проекта, потому что есть определенные нюансы, поскольку береговая территория, прибрежная. Достаточно много ограничений, но тем не менее вопрос этот мы решим, и я буду двумя руками «за», как только у нас возникнут какие-то понятные объекты инфраструктуры.
Потому что места интересные есть, инфраструктуры не хватает в Верхнем Услоне. Если жители Казани могут приехать, взять лежак с полотенцем и просто полежать, позагорать, то для туристического потока этого недостаточно. Задача — чтобы появились объекты инфраструктуры, куда можно приехать, где можно переночевать, где можно воспользоваться кафе, рестораном, еще какими-то вещами. Вот над этим мы сейчас работаем.
— На следующий год могут появиться такие объекты?
— Я думаю, на следующий год вряд ли — слишком быстро, но в 2018 году вполне.
— Тот же проект «Нариман» — на какой стадии сейчас находится? Потому что заявляли его неоднократно, и сам проект уже демонстрировали, иллюстрации показывали. Как он продвигается? Есть ли какие-то понятные сроки?
— У нас сейчас идет окончательное, скажем так, «приземление» этого проекта на территории Верхнеуслонского района, потому что возникли определенные нюансы, которые мы, честно говоря, вначале не до конца учитывали, и поскольку территория прибрежная, есть большие участки лесного фонда, — все это требует очень тщательной и четкой проработки. В течение ближайшего месяца мы определимся с границами проекта, и будем уже приступать к стадии проектирования, изыскательских работ.
— Также представители туротрасли, туроператоры много говорили, что у нас не хватает рекреационного туризма, грубо говоря, у нас нет отелей на Волге, например. И когда мы привозим сюда туристов, мы можем показать им Свияжск, кремль, а разместить их жить на Волге или предоставить им байдарку поплавать — не можем. В направлении рекреационного туризма есть какие-то проекты, кроме проекта «Нариман»?
— На самом деле у нас есть комплексный проект «5 ветров», в который входит не только «Нариман». Туда же входит проект в Камcком Устье, который ориентирован на рыболовов. Есть проект в Рыбной Слободе, который ориентирован на семейный отдых. И, возможно, что сейчас мы спроектируем пару объектов, также один из них, скорее всего, будет в прибрежной зоне, а второй будет, наверное, на удалении от воды, про который я вам говорил, это Билярск.
Но опять же представители туротрасли жалуются, что нет объектов. Я приглашаю представителей туротрасли поучаствовать в этом процессе, потому что за нас эти объекты никто не создаст. Мы готовы поддержать любую инициативу, любой проект, и у нас есть механизм по созданию новых маршрутов на тех же самых байдарках, на каяках и т.д. Это не требует глобальных капиталовложений, но в то же время этот проект не создаст кто-то, кто-то сверху не придет и не скажет: «Ребята, вот я создал для вас проект, начинайте работать, начинайте зарабатывать деньги». Здесь нужны усилия действительно всех игроков. Более того, подключение их связей, их опыта, их контактов для того, чтобы такие проекты реализовать. Еще раз говорю: у нас есть очень хорошее предложение для инвесторов, и мы активно их ищем, уверен, что найдем, но я приглашаю всех к этому сотрудничеству.
Наша задача — создать некий бренд на территории России, в который будут входить регионы, находящиеся в ПФО и на Средней Волге
«Это не франшиза «Футуроскопа», это создание на его примере оригинальной, концептуальной идеи для Татарстана»
— К новым проектам, которые обсуждались, нас спрашивают: «Что такое проект «Футуроскоп», занимается ли им комитет?» Во-первых, скажу, что о проекте «Футуроскоп» мы достаточно много писали. Насколько мне известно, он сейчас заморожен, но все-таки в двух словах расскажите, что это за проект.
— Он не то чтобы заморожен. Это проект детского, развлекательного парка, будет ли это «Футуроскоп» или другое название парка, в принципе, это не важно, важна сама идея. Это принцип развлекательного парка. «Футуроскоп» был взят как пример такого развлекательного парка, основанного на научных разработках, и он действительно является очень крупным во Франции, и мы совместно с инициаторами этого проекта смотрели очень внимательно на концепцию парка, на то, как он создавался, какие основные элементы. Сейчас у инициаторов идут переговоры с французскими инвестиционными компаниями, на сегодняшний день о каких-то конкретных сроках говорить я не могу: процесс в работе. Еще раз говорю: это не франшиза «Футуроскопа», это создание на его примере оригинальной, концептуальной идеи для Татарстана.
— Но также в рамках этого проекта, по-моему, рассматривался корейский проект Lotte Group, с ними какие-то переговоры тоже ведутся?
— Переговоры с ними ведутся. Эта группа больше ориентирована на строительство развлекательного сектора внутри большого торгового мола, как это реализовано в Сеуле, в Южной Корее. Поэтому, я думаю, для них будет приоритетнее строительство некоего большого торгового комплекса, внутри которого они могли бы создать такую развлекательную часть. Этот проект ведет на сегодняшний день Агентство инвестиционного развития, и у них можно запросить более подробную информацию.
«К весне выйдем на включение в сетку продаж федеральных туроператоров маршрутов по «Великому волжскому пути»
— В этом году был анонсирован еще один проект — проект межрегиональный «Великий волжский путь», если не ошибаюсь. Как развивается, есть какие-то подвижки?
— На прошлой неделе мы провели такой семинар-совещание в министерстве культуры РФ с участием замминистра культуры Анны Юрьевны Маниловой. Что очень важно, в этом совещании принял участие комитет по импортозамещению именно в туризме, в которую входят крупнейшие туроператоры, Ассоциация туроператоров России, и для нас было очень важно услышать их мнение по тому, как сделать проект продаваемым и более востребованным туристами. У нас было достаточно длительное обсуждение, порядка трех с половиной часов, наверно, мы общались.
И на сегодняшний день мы уже разработали первые конкретные варианты тех туристических маршрутов, конкретных туристических пакетов по этому продукту. Цель этой работы — сделать на Средней Волге отдельный туристический бренд, дестинацию, как вот есть пример Золотого кольца — это фактически малые города вокруг Москвы. Есть Серебряное ожерелье России, это тоже малые исторические города на северо-западе России. Есть такой бренд, как Транссибирская магистраль, которая пронизывает всю страну. То, что знают по крайней мере в странах Западной Европы, в некоторых азиатских странах и еще в ряде стран. Наша задача — создать некий такой бренд на территории России, в который будут входить регионы, находящиеся в ПФО и на Средней Волге.
Сейчас мы определили основную концепцию этого маршрута. Мы действительно очень близко связаны, я имею в виду регионы ПФО, торговыми, культурными, экономическими связями, которые складывались на протяжении последних полутора тысяч лет. И наша задача на основе сложившегося культурного, исторического где-то, этнографического потенциала создать интересный туристический продукт, который действительно раскрывал бы разнообразие народов России, красоту и природу Средней Волги, наше культурно-историческое наследие туристических центров, находящихся на Средней Волге. Наша задача — это сделать. Я думаю, что мы на правильном пути, потому что уже получили хорошую оценку от наших российских туроператоров, договорились о дальнейшей проработке маршрутов, чтобы уже, возможно, к весне следующего года выйти на конкретное включение в сетку продаж федеральных туроператоров маршрутов по «Великому Волжскому пути».
— То есть уже весной мы можем получить новый маршрут?
— Я думаю, да.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.