Владимир Васильев поставил в Казани «Антитангейзер»

Накануне на сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля прошла премьера спектакля на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха Dona nobis pacem в постановке выдающегося танцовщика и хореографа Владимира Васильева. Беспрецедентный по художественной значимости проект был воплощен в Казани благодаря смелости директора театра Рауфаля Мухаметзянова. После почти двухчасового спектакля публика устроила Васильеву и участникам постановки овацию. Среди аплодировавших была и корреспондент «Реального времени».

Рождение, смерть, рождение

Владимир Васильев вынашивал идею постановки спектакля на музыку Мессы си минор Баха несколько десятилетий. Первоначально масштабное действо должно было идти в Ватикане, на площади святого Петра. Проект не состоялся. Не был он воплощен и на сцене родного для Васильева Большого театра. И неожиданно все срослось в Казани. Помогло художественное чутье директора казанского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова, сказавшего однажды Васильеву: «Давайте попробуем у нас». Профессиональный уровень казанского театра оказался адекватен замыслу мастера.

И вот теперь рожденный и выпестованный в Казани спектакль все-таки пойдет в Большом, его сыграет в день 75-летия Васильева, 18 апреля, на исторической сцене казанская труппа. Вчера же мировая премьера прошла в Казани.

Спектакль realnoevremya.ru/Владимира Васильева, жанр которого сам создатель определил как «притчу-мистерию», — это рассказ с помощью музыки и танца о простом и вечном

… Дирижер, фигура которого нечетко видна сквозь прозрачный занавес, поднимает руки и начинает повествование. Винсен де Корт — такой же полноценный участник действа, как солисты, хор и кордебалет, и не только маэстро, дирижирующий оркестром.

Спектакль Владимира Васильева, жанр которого сам создатель определил как «притчу-мистерию», — это рассказ с помощью музыки и танца о простом и вечном. О любви, смерти, потере и обретении. О том, как Вселенная родила землю, а на земле родился человек — наивный, добрый, грешный, праздный, мудрый. Всякий. Васильев, как он сам об этом говорит, ставил спектакль о себе и близких ему людях. Но он ставил его и о каждом из нас. И каждый в силу своего духовного опыта прочтет тот месседж, что посылает ему мастер.

Васильев назвал свою постановку строчкой из последней части мессы Баха — Dona nobis pacem, что в переводе означает «Даруй нам мир». Возвышенная музыка мессы, отточенность барочного звучания диктуют стиль спектакля, лишенного бытовых деталей. Каждая минута действия — это метафора, которую следует разгадать.

Граду и миру

«Даруй нам мир» — это спектакль, где одновременно с артистами и музыкантами, сам того не ведая, участником становится зритель. Потому что пустое созерцание здесь невозможно, постановщик программирует публику на соучастие, сопереживание, сотворчество. Мелькают в воздухе цифры и ноты, творит свою Вселенную художница Светлана Богатырь, чье творчество так легло на замысел Васильева, складываются одна за другой картинки. А мы рисуем свою картину мира.

Вот родилась Земля, вот родился на ней человек, он пока не ведает печали, он ребенок, но вот он растет, влюбляется, теряет свою половинку и находит ее вновь, потому что душа его бессмертна. Голоса солистов — а в спектакле заняты Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Эмилия Иванова, Максим Кузьмин-Караваев — кажутся голосами ангелов, сопровождающих земную жизнь людей.

Основной конфликт трактуют солисты балета — это Аманда Гомес и Михаил Тимаев, Кристина Андреева и Антон Полодюк, Мидори Тэрада и Коя Акава. Так совпало, что главные балетные партии исполняет интернациональный состав, как и хотел того Владимир Васильев, замышляя постановку на площади в Ватикане.

Ведь история, которую он рассказывает, вне времени и вне национальных и конфессиональных принадлежностей. Она просто про людей и про Землю, на которой они живут. Условность костюмов подчеркивает условность времени и места. Видеопроекции, сценография Виктора Герасименко — этот тот видеоряд, который своей иррациональностью, как это ни парадоксально, провоцирует действие на какую-то сверхреальность.

Васильев взял в работу академическую церковную музыку — мессу. И показал, как на церковном материале можно сделать светский спектакль с содержанием, которое близко каждому. Спектакль, который не заденет при этом ничьи религиозные чувства, а напротив, лишний раз напомнит людям о божественной сущности и мира, и каждого из нас. Ведь в каждом есть частичка Бога. «Антитангейзер»? Наверное, можно сказать и так. Постановщик убедителен, его художественная позиция — это позиция мудрого человека, который любит этот мир.

Наверное, точнее назвать спектакль было просто невозможно. Dona nobis pacem. Даруй нам мир, Господи. О большем не просим.


Татьяна Мамаева, фото: Роман Хасаев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров