«Мы перегружаем детей фактами и кусочками информации, при этом не учим их рассуждать, исследовать»

Базаров — это нигилист, Катерина из «Грозы» — призыв к суициду, а «Война и мир» и романы Достоевского виновны в том, что это «глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы…»

В эти дни столица Татарстана принимает почетных гостей V конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Среди интересных делегатов — президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, которая на днях предложила исключить из школьной программы по литературе произведения Толстого и Достоевского. Писатель, преподаватель и журналист Айрат Бик-Булатов в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассуждает о причинах и последствиях подобных запретительных инициатив.

Запретить нельзя разрешить

В Казани большое событие — конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Важное не только для самих учителей, но и для всех, кто следит за перипетиями вокруг школьных программ по литературе. Я, например, слежу и хотел сходить. Не вышло, на мероприятие в День учителя пожаловал президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов, и аккредитация журналистов на событие усложнилась, от нашего телеканала пустили на открытие только новостную группу, оставив меня в роли так называемого «диванного аналитика».

Во время форума вручили награду — орден «Дуслык» — Людмиле Вербицкой, той самой, что в недавнем интервью агентству «Москва» высказалась за исключение из школьных программ «Войны и мира» Льва Толстого и «некоторых романов Достоевского» (много ли их там всего?).

Разговоры про «исключить» появляются у нас достаточно регулярно. Особо отличился в 2013 году человек с говорящей фамилией Пожигайло, председатель комиссии при Общественной палате, признавшей потенциально опасными произведениями «Отцов и детей» Ивана Тургенева, «Грозу» Александра Островского, критику Виссариона Белинского, гражданскую лирику Николая Некрасова и сказки Михаила Салтыкова-Щедрина.

Ну да, Базаров — это нигилист, Катерина из «Грозы» — призыв к суициду. А, например, «Война и мир» и романы Достоевского с точки зрения госпожи Вербицкой виновны в том, что это «глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы…». Серьезные рассуждения, да еще на разные темы — это, конечно, перебор! Ну, ничто не ново под луной, разработчики реформы 1870-х годов уже предъявляли нам такую аргументацию, например, в так называемом Уставе о гимназии 1871 года.

Людмила Вербицкая в недавнем интервью агентству «Москва» высказалась за исключение из школьных программ «Войны и мира» Льва Толстого и «некоторых романов Достоевского». realnoevremya.ru/Олега Тихонова

С возмущением комментировал его тогда Сергей Степняк-Кравчинский, находившийся на полулегальном положении в Европе: «В объяснительной записке к Уставу сказано без обиняков, что «чем меньше в гимназии будет изучаться история, тем лучше». Граф Толстой (тогдашний министр просвещения) предал анафеме также русскую литературу, а заодно всеобщую географию ввиду ее «опасных тенденций». Этот предмет может «подсказать противоречивые выводы и вызвать бесполезные рассуждения». Другими словами, изучение географии может повести к спорам на политические и социальные темы. По этой причине Устав 1871 года предусматривал сокращение числа уроков по истории, географии и русской словесности» (см.: Степняк-Кравчинский С.М. «Россия под властью царей», глава 26).

Литературные казусы

Но Кравчинский — не только ведь известный писатель, но и революционер-террорист народнического толка, убийца полицейского, неужели мы будем его слушать? И может, нет тут никакой политики, и права орденоносец Людмила Вербицкая (кавалер орденов за заслуги перед Отечеством всех IV степеней, из которых главнейшую — I степень получила в июне 2016 года): ну «не может ребенок понять всей глубины» этих произведений?

Не удержусь, процитирую хранящийся у меня «памятник» — сочинение первокурсника 5-летней давности под названием «Герой нашего времени»: «В 19 веке Ф.М. Достоевский написал одно из величайших произведений русской литературы — «Герой нашего времени». Тогда таким героем стал Базаров с его прогрессивным взглядом на жизнь, с его холодностью и даже черствостью. Но каким бы был Базаров, если бы Достоевский писал о нашем времени?»

Разговоры про «исключить» появляются у нас достаточно регулярно...

Комментировать тут нечего. Пока что большинству читателей очевидно, что в одном предложении перепутаны сразу три автора — Лермонтов, Достоевский и Тургенев… Подобное, наверное, есть в коллекции многих педагогов (похожие примеры приводил мне, скажем, известный артист и педагог театрального училища Вадим Кешнер). Ну ничего, поступившие в «театралку» начитают, да и мой этот парень, после такого конфуза — усиленно взялся за книги и успел много прочесть за четыре вузовских года. Но многие ведь и не прочтут! И тогда, может, и не будет читателям очевидна эта самая путаница в сочинении и потребуется комментарий?

А где Черниговская?

Можно слышать и другое: а зачем это сейчас, в принципе, знать? Да все в интернете есть! Ну, в интернете — не в мозгах, то есть в процессе рассуждения, думания эти знания не будут привлекаться человеком, если их нет. Разрыв поколений у русских людей будет увеличиваться. Я вот хотел (если бы попал) взять на конгрессе комментарий и у другого известного профессора Татьяны Черниговской, как раз и занимающейся проблемами сознания, в том числе у подростков, проблемами этого самого «думания».

Накануне еще в официальной программе конгресса (которая была прикреплена к новости на сайте министерства образования) видел фамилию Черниговской с докладом на пленарке, а когда открыл сайт в день начала мероприятия — обнаружил: докладчика заменили. Зато 6 октября, когда форум еще продолжал работу, с сайта министерства образования пропала не только программа, но и вся новость! Осталось только смотреть телевизионные репортажи с награждением Людмилы Вербицкой.

«Я вот хотел бы взять на конгрессе комментарий у известного профессора Татьяны Черниговской, как раз и занимающейся проблемами сознания, в том числе у подростков, проблемами этого самого «думания». Фото narfu.ru

Мой покойный друг-биолог Евгений Алексеевич Сапаев рассказывал об известном учебнике по биологии Юрия Полянского, по которому учились многие поколения советских школьников. Сапаев и сам встречался с Юрием Ивановичем, очень ценил его работы, при этом говорил, что более ранние издания учебника лучше поздних. Ибо туда добавлялись все новые и новые темы, открытия в науке, а объем оставался прежним, за счет сокращения прежних тем. Вот эта тенденция кажется сейчас одной из определяющих: мы перегружаем детей фактами и кусочками информации, при этом не учим их рассуждать, исследовать, да и не успевают они. И теперь профессионалы-педагоги нацелены не преодолеть этот недуг современного образования, а напротив, убрать произведения с «серьезными рассуждениями на разные темы» (ох, какой смачный тезис вышел все-таки у Людмилы Вербицкой, так и тянет процитировать в фельетоне!).

Конгресс, новость о котором удалена с сайта татарстанского минобраза, продолжит свою работу еще два дня.

Айрат Бик-Булатов

Новости партнеров