«Золотая Орда стала предтечей той модели толерантности, которой сегодня гордятся и Казахстан, и Татарстан»

Какую роль в глобальной научной интеграции играет Международная Тюркская академия? Как школьный учебник по общей тюркской истории сформирует единое историческое сознание? Где и когда зародилась современная модель толерантности? На вопросы «Реального времени» согласился ответить известный казахстанский политолог, эксперт Международной Тюркской академии Тимур Козырев.

«Академическая» награда для Шаймиева и прочные связи с тюркским миром

— Тимур Анатольевич, не могли бы вы рассказать нашим читателям о Международной тюркской академии, экспертом которой вы являетесь?

— Она была основана в 2010 году по инициативе президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. Открыли академию президенты Казахстана и Турции — Нурсултан Назарбаев и Абдулла Гюль.

Статус международной организации Академия получила два года назад, и сейчас она функционирует как одна из четырех структур Тюркского совета: есть ТЮРКСОЙ в Анкаре, ТЮРКПА в Баку, Тюркская академия в Астане и Центр всемирных игр кочевников в Бишкеке. Четыре страны-члены тюркского совета — Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция — четыре учредителя, от имени которых мы действуем как международная организация.

Другое наше название — TWESCO, что означает Turkic World Educational and Scientific Cooperation Organization.

Основная цель Тюркской академии, как ее формулирует наш руководитель Дархан Кыдырали, — это научная интеграция тюркоязычного пространства, то есть обмен информацией между учеными, проведение совместных мероприятий, ну и в конечном итоге формирование единой интеллектуальной среды и научной повестки дня.

«Статус международной организации Академия получила два года назад, и сейчас она функционирует как одна из четырех структур Тюркского совета». Фото akorda.kz

Сразу оговорюсь, что когда мы говорим «тюркский мир», то нужно понимать это не в узком этническом смысле — мы подразумеваем всех тех, с кем у тюркских народов были и есть сегодня контакты, сотрудничество, а это огромное евразийское пространство, которое входит в сферу деятельности тюркской академии.

У нас есть научные связи не только с академиями наук тюркоязычных государств и республик, но и с академиями наук России, Китая, учеными США, Монголии, Венгрии. Мы также планируем установить контакты с Индией. Мы не ограничиваемся тюркским миром в узком смысле слова.

Отдельно хотел бы сказать о нашем сотрудничестве с Академией наук Республики Татарстан, которое является одним из важнейших стратегических направлений нашей работы. Достаточно упомянуть, что Союз национальных академий наук тюркского мира (СНАНТМ), созданный летом 2015 года, был основан по инициативе руководства АН Татарстана. Руководством академии принято решение о награждении первого президента Республики Татарстан, государственного советника Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева за его выдающийся вклад в развитие тюркского мира и его науки, сближение научных сообществ братских стран и республик.

— Чего удалось добиться Академии за годы работы?

— Уже начала складываться некая реальная повестка дня, мы провели большое количество научных мероприятий, в частности, международный симпозиум по синергии на Великом шелковом пути в Генасамблее ООН, мы провели мероприятие памяти Коркута Ата в ЮНЕСКО, совсем недавно наш президент Д.К. Кыдырали принял участие во Всемирном конгрессе монголоведов (монгольский мир и тюркский мир — почти неразделимые в истории вещи), также было издано большое количество научных трудов.

Современная модель толерантности зародилась в Золотой Орде?

— Немного провокационный вопрос: на ваш взгляд, кто в большей степени может называться преемником Золотой Орды? Татары или казахи? Или, как высказался Валерий Тишков, «всем хватит поровну»?

— Мне нравится точка зрения, что всем хватит поровну. Золотая Орда была великой евразийской империей, известной своим полиэтничным составом населения, своей религиозной толерантностью. Мы, на самом деле, можем по праву утверждать, что в каком-то смысле это было предтечей той модели толерантности, которой сегодня гордятся и Казахстан, и Татарстан — у нас во многом схожий опыт. Мы можем рассматривать проводимую нашим руководством политику в этой сфере как нашу изначальную цивилизационную сущность.

Например, для Казахстана очевидно, что если мы по праву воспринимаем себя как одного из наследников Золотой Орды, то гордиться этим может и этнический казах, и представители любого тюркского этноса, проживающие в Казахстане. А представитель славянского этноса также может вспомнить о евразийской сущности Золотой Орды, о позиции многих русских ученых — от В.О. Ключевского до Л.Н. Гумилева, признававших во многом позитивную роль Золотой Орды в истории России.

Таким образом, в «золотоордынском» ракурсе понятия «казахское» и «казахстанское» — это сущности, органически переходящие одна в другую, никакому противопоставлению в принципе не остается места. То же самое касается и Татарстана.

Уважаемый Валерий Тишков, один из ведущих российских специалистов по этнополитике, сказал, что «на всех хватит»: и Казахстану, и России. Но когда он говорил о России, он, скорее всего, имел в виду и Татарстан, и Россию в целом. И даже в последнем контексте это тоже имеет основания, поскольку есть общеизвестный факт, что Московское государство тоже имеет определенные ордынские корни.

В принципе, на евразийском пространстве это очень благодатная тема для любых конструктивных начинаний, и единственное, чего нужно избежать, — это нездоровой постановки вопроса. У одного отца может быть несколько детей, и они все в равной степени — его родные дети и братья друг для друга.

— Как вы относитесь к этногенетике? Вообще, стоит ли, на ваш взгляд, проводить подобные исследования?

— Вопрос очень сложный. С одной стороны, конечно, имеют место нездоровые политические спекуляции на результатах таких исследований. Этого почти невозможно избежать, но все равно от них отказываться полностью нельзя.

К примеру, относительно недавно казахстанские специалисты установили, что большинство казахских родов имеют вполне реальных исторических предков. Более того, большинство предков-родоначальников наиболее крупных родоплеменных групп — это были представители золотоордынской знати. Сам по себе этот факт обладает достаточно большой ценностью для общества.

Относительно недавно казахстанские специалисты установили, что большинство казахских родов имеют вполне реальных исторических предков. Более того, большинство предков-родоначальников наиболее крупных родоплеменных групп — это были представители золотоордынской знати. Фото ancientcivs.ru

Ради установления такого рода исторических фактов имеет смысл проводить подобные исследования.

Но в то же время говорить, что «татары на 90% финно-угры», «белорусы наполовину балты» или еще нечто подобное — это не совсем корректно, потому что есть границы этносов, а есть границы генетических популяций вида Homo Sapiens, и эти границы нигде в мире не совпадают.

И когда мы проводим генетические исследования, то корректнее говорить о генетике популяции, а не о генетике этносов, наций и так далее, поскольку нация или этнос — это человеческое сообщество, которое в своей основе все-таки культурное, а не биологическое по природе.

Радикалы и сектанты в Казахстане

— В Казахстане есть известный мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, к которому зачастую ходят молиться представители секты «Ата Жолы»...

— Секта такая действительно существует, причем ее деятельность является запрещенной в Казахстане и в Российской Федерации. Они спекулируют на религиозном невежестве части граждан, при этом секта имеет также имущественные интересы, как и всегда в таких случаях.

— Действительно ли адепты этой секты ходят молиться к этому мавзолею и борются ли как-то с этим власти?

— С точки зрения религии ислама, конечно, это неправильно, но поскольку Республика Казахстан — светское государство, то для госорганов сам по себе факт, что кто-то пришел куда-то помолиться кому-то — это его личное дело в каком-то смысле.

Хотя и здесь следует заметить, что порядок проведения религиозных обрядов регламентирован Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Другое дело, что «атажоловцы» нарушают закон. С точки зрения казахстанского государства, главная проблема состоит не в том, где они осуществляют свои обряды, а в том, что они занимаются противозаконной деятельностью, в частности, отнимают имущество граждан, оказывают негативное воздействие на общество, на семьи.

— Как обстоит ситуация с радикальными течениями в Казахстане?

— В Казахстане существуют радикальные ячейки, которые, в основном, сосредоточены в областных центрах запада страны. В начале 2000-х годов они были связаны с северокавказским экстремистским подпольем и сейчас, возможно, в какой-то мере сохраняют эти связи.

Это разрозненные группы, которые немногочисленны, но все прекрасно знают, на что может быть способен даже один человек, не имеющий специальной подготовки. Соответственно, несколько профессионалов способны на гораздо большее зло, поэтому приуменьшать данную угрозу ни в коем случае не следует.

Сейчас они используют современные технологии, информационные в том числе, ориентируются на продукцию, которую можно найти в интернете, в частности, материалы ДАИШ (запрещенная в России организация. — прим. ред.).

Отмечу, что, по одной из основных версий, теракт в Актобе был связан с выступлением одного из идеологов ДАИШ. К слову, в Казахстане мы называем эту террористическую организацию именно так, а не ИГ, потому что, во-первых, она не исламская, а, во-вторых, это не государство — это террористическая структура, которой удалось захватить определенный участок территории. Даже если они сами себя называют «Исламским государством», то это их дело, никто не обязан смотреть, что им нравится или наоборот.

— Тимур Анатольевич, может быть, вопрос не самый приятный — по поводу гюленовских школ в Казахстане. Действительно ли после недавних событий их закрывают?

— Я могу сказать только то, что известно официально: президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев четко заявил, что деятельность лицеев будет тщательно проверена. В случае, если будут выявлены какие-либо деструктивные элементы, то в их отношении будут приняты меры. В то же время, эти лицеи работают по казахстанским учебным программам, и свыше 90% преподавательского состава — это граждане Казахстана. Кроме того, эти учебные учреждения известны высоким качеством образования. Это все, что я могу сказать по данному вопросу.

«Казахско-турецкие лицеи работают по казахстанским учебным программам, и свыше 90% преподавательского состава — это граждане Казахстана. Кроме того, эти учебные учреждения известны высоким качеством образования». Фото pandaland.kz

Гуманитарные технологии — будущее оружие массового поражения?

— Хотелось бы еще спросить вас про учебник «Общая тюркская история», разработанный Международной тюркской академией...

— Вот это приятный вопрос. Учебник предназначен для учеников восьмых классов средней школы, рассчитан он на один год преподавания, в объеме один час в неделю.

Он написан нами на турецком, казахском и русском языках, и уже утвержден руководством четырех стран-учредителей Тюркской академии, то есть членов Тюркского совета. В Казахстане с осени этого года предмет «Общая тюркская история» преподается по нашему учебнику в Назарбаевских интеллектуальных школах.

Про все общеобразовательные школы пока говорить преждевременно, поскольку для преподавания такого предмета просто не хватает специалистов, реально владеющих тематикой.

Учебник охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до XV века, то есть до начала образования народов, давших свои имена современным тюркоязычным государствам и республикам.

В него включены наиболее яркие страницы истории, упомянуты выдающиеся личности, события, произведения культуры, литературы, которыми можно по праву гордиться, они могут считаться общим наследием всего тюркского мира.

— Каков ожидаемый эффект от внедрения этих учебников?

— Сейчас крайне важно единое историческое сознание. Некоторые специалисты говорят о том, что XXI век будет веком высоких гуманитарных технологий, позволяющих при желании манипулировать сознанием многомиллионных масс.

Как сказал президент Тюркской академии в одном из своих официальных обращений, очень важно сделать так, чтобы эта огромная сила была поставлена на службу добру, а не злу, чтобы она не превратилась в оружие массового поражения, а служила созиданию.

С этой точки зрения, осознание единства истории государств, республик, регионов в Евразии, безусловно, служит очень большим подспорьем для уже вполне материальных вещей. В качестве примера можно привести экономические проекты, такие, как новый Шелковый путь.

Позиция Тюркской академии такова, что историческая миссия тюркского мира всегда в том и состояла, чтобы служить мостом между цивилизациями, между государствами, и тот же Шелковый путь в свое время был не просто транспортной магистралью, но и мостом, через который осуществлялся обмен идеями, культурными ценностями. Но ведь чтобы это знать и правильно осмыслять, молодому поколению необходимо знать историю.

Я сам как один из специалистов, работавших над учебником общей тюркской истории, могу сказать по-своему личному ощущению, что те факты, которые мы туда включили, лично я почти все знал по отдельности, но когда все это было собрано под одной обложкой, возникло совершенно новое впечатление и восприятие. То есть даже те факты, которые мы знаем, необходимо правильно подать.

Лина Саримова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров