Махмут Гасимов о фотовыставке Джока Стерджесса: «Это рассчитано на недоумков. Всякая шваль лезет в искусство»

Знаменитый российский художник Махмут Гасимов — о закрытии скандальной фотовыставки Стерджеса в Москве

Последние дни информационное пространство нашей страны сотрясал скандал вокруг выставки американского фотохудожника Джока Стерджесса, открытой в Москве. Детский омбудсмен, сенаторы, депутаты, различные общественники нашли в ней элементы детской порнографии и педофилии и потребовали закрыть ее. Вместе с тем, фотоэкспозиция нашла и своих сторонников. Однако выставка, работающая не первую неделю, все-таки была закрыта. Корреспондент «Реального времени» побеседовал о резонансной выставке с известным российским скульптором, членом Союза художников РФ, Международной ассоциации изобразительных искусств АНАП-ЮНЕСКО, заслуженным деятелем искусств РТ Махмутом Гасимовым.

«Это рассчитано на недоумков»

— Махмут Маталитович, в Москве закрылась выставка Джока Стерджеса «Без смущения». Вы, известный в стране художник и скульптор, знакомы ли были ранее с работами американского фотохудожника?

— Я их впервые видел и работами не считаю вообще. Я противник этого фотохудожника. К сожалению, сейчас всяких художников развелось как нерезаных собак, как и всяких стилистов. Раньше был просто парикмахер — мастер своего дела или плохой мастер. А сейчас все приобретает какие-то формы. Должен сказать, этот человек примерно моего возраста. Если б у меня был фотоаппарат, и все отснятое я выдавал теперь за произведения искусства, тогда вообще границы и пределы будут размыты. Это рассчитано на недоумков. Вот мое мнение.

— Есть ли рубеж между искусством и моралью, между талантом и бездарностью?

— Знаете, как знаменитая актриса говорила, что такое талант: либо он есть, либо его нет, это как родинка. Всякая шваль лезет в искусство, извините меня за выражение. Все хотят быть гениями искусства. У меня отрицательное отношение ко всему этому. Пусть они всякие общества собирают. Развелось этих любителей собак, любителей какашек. Чего только не развелось сейчас.

— Как вы считаете, весь этот скандал вокруг выставки — это элемент чьего-то пиара?

— Не знаю, как это назвать. Дешевый пиар.

«Я их впервые видел и работами не считаю вообще. Я противник этого фотохудожника. К сожалению, сейчас всяких художников развелось как нерезаных собак, как и всяких стилистов». Фото 24science.ru

Пена на гребне волны

— Как вы относитесь к снимкам в стиле ню?

— Боюсь наговорить грубых слов в их адрес. Давайте мягко скажем: отрицательно.

— А вы как художник-скульптор делали ли изваяния обнаженных людей?

— Конечно, делал.

— И не было ли к вам претензий со стороны поборников морали?

— Вы знаете, какой глубинный вопрос поднимаете? Я все-таки художник академической школы, художник классического воспитания. Хотя вовсе не отрицаю, что есть некоторые современные скульпторы, допустим, Эрнст Неизвестный, или их новаторские нестандартные подходы к вопросу, к сути дела. Они мне вполне понятны как художнику по природе. А то, что сейчас пошли миллионы всяких ответвлений, это уже не по адресу, не мое. На гребне волны всегда идет гребешок пены. Вот это и есть пена на гребне волны.

Сейчас в связи со всякими перестройками, -измами все как-то изменилось. Как вам объяснить? Закон Ньютона вечен — что бы потом ни произошло, сколько псевдонаучных направлений ни появилось. Вопрос очень тонкий. Тут просто всячески расшатываются фундаментальные устои. Вот в чем проблема. Однозначно ее нельзя решать.

У меня такое подозрение, что даже не просто сам фотограф виноват, который решил это продемонстрировать. Просто, без задних мыслей, весь свой богатый материал, который у него накопился, решил показать. Скорее, еще тут были и подсказчики, которые решили навариться на этом или получить какой-то пиар на популярность. Вот такая прохиндейская схема, говоря по-народному. Я, например, не сторонник такого пиара для своей скульптуры.

«У меня такое подозрение, что даже не просто сам фотограф виноват, который решил это продемонстрировать. Просто, без задних мыслей, весь свой богатый материал, который у него накопился, решил показать. Скорее, еще тут были и подсказчики, которые решили навариться на этом». Фото vesti.ru

«А сейчас время безвкусия»

— Существует ли культурный иммунитет против подобного рода искусства?

— Вопрос искусства — тоже понятие растяжимое. В советские времена, например, религия вообще была исключена из сферы жизнедеятельности. Рано или поздно какая-то власть приходит, что-то пропагандирует; если оно достойно жизни, то останется несмотря ни на что. А сейчас время безвкусия. Вы возьмите нашу эстраду. В советские времена, проклятые сейчас, между прочим, были такие шедевры и песенного, и композиторского искусства. А что сейчас творится? Все эти звезды — кабацкий уровень для советских времен, дешевый. А сейчас они — суперзвезды!

— Кстати, Рустам Минниханов то же самое недавно говорил про татарскую эстраду: непонятно что поют, как одеваются, двигаются. Подобный видеоролик гуляет в Интернете…

— Конечно. Даже, будучи человеком немузыкальным, не композитором, любой с нормальным слухом, с нормальным развитием сможет отделить зерна от плевел.

— Что вообще будет с русским или татарским искусством? Будет развиваться вверх или пойдет вниз?

— Нельзя в одну кучу все смешивать. У татарского искусства, прежде всего, предполагаются исламские корни. А у мусульман вообще запрещено изображение человека. Но мы-то с вами дети советского времени, прошлого. Поэтому я, собственно, осколок прошлой эпохи и остался при своих убеждениях. Что будет с искусством — время покажет.

— Спасибо за ваши ответы.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров