Ново-Татарская слобода: промышленно-торговый центр, штаб «секты» ваисовцев и alma mater магометан

Как на окраине Казани сформировался новый татарский микрорайон

Шокирующий погром на Ново-Татарском кладбище Казани всколыхнул дискуссию о происхождении уникальной по культурному и историческому богатству местности — Ново-Татарской слободы, где расположено кладбище и известные в республике мечети. В частности, сегодня начинаются первые экскурсии по этому району столицы Татарстана. Историк Радик Салихов в своей авторской колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает, чем все-таки примечательна Ново-Татарская слобода.

Новое поселение результат пожара и миссионерства

Ново-Татарская слобода Казани возникла в 1749 году, когда после большого пожара и миссионерских действий архиерея Луки Канашевича на земли русского села Поповка в болотистую местность у Волги были переселены 100 татарских дворов и 800 жителей старой слободы.

Исторические границы нового мусульманского района проходили по красным линиям современных улиц Камиля Якуба, Татарстан, Меховщиков, Кызыл Татарстан. Необходимо особо подчеркнуть, что эта часть города с самого своего возникновения имела достаточно высокие темпы демографического и экономического роста. Отдаленность новой слободы от административного центра, относительная дешевизна и доступность земли привлекали сюда многочисленных переселенцев из татарских деревень. Можно сказать, что основное население здесь составляли вчерашние крестьяне, приехавшие в Казань в поисках работы и лучшей жизни. В свою очередь наличие свободной рабочей силы привлекало сюда многих крупных предпринимателей, строивших и основывавших среди слободских кварталов многочисленные промышленные и кустарные предприятия. Уже в конце XVIII — начале XIX века в Ново-Татарской слободе держали мыловаренные, козловые, кожевенные заводы, кумачные фабрики такие известные торговые династии, как Апанаевы, Аитовы, Замановы и многие другие. Кроме них в слободе промышляли десятки, а то и сотни мелких торговцев и мастеровых, открывавших в собственных жилых усадьбах хлебо-бакалейные лавки, столовые, постоялые дворы, мастерские по изготовлению ичигов и каляпушей и др.

Во второй половине XIX — начале ХХ веков на территории Ново-Татарской слободы развернули свою деятельность заводчики, представляющие текстильную, пищевую, мыловаренную и другие отрасли промышленности.

Новотатарская слобода была живым городским организмом, где тысячи людей зарабатывали себе на хлеб нелегким трудом. По сути, этот уголок Казани можно назвать татарским рабочим районом, где концентрировались многие национальные производства эпохи промышленного переворота. Наверное, далеко не случайно то, что после революции, именно в Ново-Татарской слободе развернулось строительство одного из первых гигантов пролетарской экономики — Казанского мехового объединения.

Первые мечети

Заселение этой местности, начавшееся в середине XVIII века, происходило первоначально в кварталах, ограниченных сегодня улицами — М. Гафури, Кызыл Татарстан, Меховщиков и Эш Урам. Именно на данной территории возникла первая слободская махалля и построена деревянная мечеть. По всей видимости, жители принадлежали ранее к одной из упраздненной миссионерами мусульманской общины Старо-Татарской слободы. Ш. Марджани утверждает, что в мечети переселенцев, имевшей название «первой мечети» или «мечети Ишкая муллы», хранилась книга «Гимадель Ислам», пожертвованная храму еще в 1741 году. Вероятно, эта рукопись была подарена какой-то махалле Старо-Татарской слободы, и мусульмане, переселившись на новое место, взяли ее с собой.

Деревянная мечеть простояла более 50 лет, пока в 1802 году купец Габдрахим бин Валид бин Мусалим бин Мамяш аль-Урнашбаши не построил для нее новое двухэтажное кирпичное здание (ул. Кызыл Татарстан, 20).

Мусульмане, воздвигнувшие в Ново-Татарской слободе первую каменную мечеть, приглашали к себе имамами только высокообразованных и авторитетных священнослужителей. Так, на протяжении двух столетий здесь читали проповеди и преподавали в медресе такие богословы, как Мухаметэмин Мамяш, Махмуд Мамяш (?-1812), Абубакир бин Юсуф аль-Зиябаши (?-1830), Хуснутдин бин Гумер бии Сеит, Мухаметшакир бин Хуснутдин бин Гумер бин Сеит (25.07.1843—1904). Кашафутдин Тарзимани (1877—1940) и др.

Разгон движения ваисовцев

Практически рядом с мечетью по красной линии современной улицы Меховщиков находилось домовладение известного религиозного и общественного деятеля Багаутдина Хамзина Ваисова. Участок на Большой Симбирской улице он приобрел в 1872 году, затем построил большой двухэтажный деревянный дом. Здесь впоследствии и обосновался «штаб» его секты или так называемого «божьего полка», члены которой отрицательно относились к официальному духовенству, вели подчеркнуто благочестивый и аскетический образ жизни, а в отношениях с государством пытались использовать некоторые формы гражданского неповиновения.

В 1884 году полиции при поддержке жителей махалли удалось ворваться в дом Ваисова, похожий на маленькую крепость, и разогнать мюридов опального ишана, а самого его отправить в психиатрическую лечебницу. Кстати, дом Багаутдина тогда разобрали по бревнышку, чтобы в слободе не осталось даже следа от непонятных и опасных бунтовщиков.

Новый храм на «старом камне»

В начале XX века мечеть на углу Большой Симбирской и Третьей Поперечной в официальных документах именовалась «Мечеть № 11». Ее махалля в 1910 году объединяла 461 мусульманина, 455 мусульманок и 72 домовладельца. Медресе прихода, именовавшееся «Сеитовским», находилось на современной улице Эш Урам. Усилиями имама и мударриса Кашшафутдина Тарзимани это учебное заведение стало одним из самых передовых в Казани. Его начальный курс — мектебе состоял из четырех отделений (классов), где изучались татарская азбука, чтение на татарском языке, чтение Корана, вероучение и священная история, арифметика, диктовка и чистописание. В трех классах медресе преподавалось: чтение на татарском языке, вероучение, история Ислама, арифметика, чистописание, география, изложение на татарском языке, хадис, чтение и грамматика арабского языка, фикх и Фараиз. Кроме муллы, шакирдов обучали учителя — муэдзин Шарифзян Ибрагимов, крестьянин д. Зеленая Хвалынского уезда Саратовской губернии Хайрулзамал Бикбаев, крестьянин Спасского уезда д. Ургагары Ахнаф Асадуллин и другие.

Почти одновременно с первой махаллей Ново-Татарской слободы возникла и вторая, объединявшая мусульман, заселявших территорию от левой стороны современной улицы Эш Урам на востоке, улицы Камиля Якуба на севере, улицы Татарстан на западе и улицы Меховщиков на юге. Здесь также с середины XIX века существовала деревянная мечеть, на месте которой в 1802 году малмыжский первой гильдии купец Габдулла Абдулсалямович Утямышев (?-1832) возвел большой каменный храм (ныне ул. М. Гафури, 34а). Это был очень щедрый благотворитель, построивший на доход от своих текстильных мануфактур в д. Маскара (ныне Кукморский район РТ) десятки мечетей в России.

Культовое здание второго новослободского прихода возникло, по преданию, на месте захоронения мусульман, павших при обороне Казани в 1552 году, на котором имелся старинный камень. Отсюда и название мечети — «Иске Таш» («Старокаменная»). В то же время это могла быть могила татар, погибших при осаде города крестьянским вождем Е. Пугачевым. Не исключена и версия о том, что при закладке здания строители использовали камень от одной из древних разрушенных завоевателями Казанских мечетей.

Вторая махалля также славилась знаменитыми священнослужителями: Фазылом бин Сайфутдином (?—1812), Вафой бин Фазылом бин Сайфутдином (?—1848), Баймуратом бин Мухаррямом. С начала XIX века вплоть до 1921 года духовными наставниками прихода были представители древней и прославленной династии Амирхановых — видные религиозные деятели, богословы, педагоги, историки: Амирхан бин Габдельманнан (?-1828), Хусаин бин Амирхан бин Габдельманнан (1816-1893), Мухаметзариф бин Хусаин бин Амирхан бин Габдельманнан (1853-1921). В семье последнего в 1886 году родился известный писатель, драматург и публицист Фатих Амирхан.

В начале ХХ века вторая мечеть именовалась в официальных документах «мечеть № 9», «Иске Таш». Этот приход был самым крупным в Ново-Татарской слободе. Он объединял в 1910 году 1200 мусульман, 1170 мусульманок, 157 домовладельцев. На Первой Поперечной улице, неподалеку от мечети располагалось знаменитое Амирхановское медресе, в котором по новому методу обучалось 80 шакирдов. Среди преподавателей медресе был мулла мечети, поэт и общественный деятель Мухаметсадык Шагиахметович Иманкулов (1870—1932), а также писатель Гаяз Исхаки.

Община с самыми богатыми спонсорами

Третьей и последней по времени возникновения общиной Ново-Татарской слободы стала махалля «Низенькой Бухарской мечети» которую построил в 1808 году казанский первой гильдии купец Муса Исмагилович Апанаев в память своей умершей дочери Зубайды (ныне ул. М. Гафури, 67). Ее прихожанами стали мусульмане, активно заселявшие район старого татарского кладбища, закрытого в конце XVIII века. В официальных документах мечеть называлась «Десятой соборной».

Можно сказать, что у общины была довольно счастливая судьба, так как на протяжении столетия ее попечителями являлись богатые купеческие династии: Апанаевых, Якуповых, Галеевых. Поэтому и священнослужителями храма становились образованные и авторитетные имамы: Хамит Муртазин, его сын Мухамет (?—1832), Абдулгани Шагиахметович Иманкулов, Абулкаюм Абдулбадигов (1838—1906), Мухаметгабдулла Абдулкаюмович Абдулбадигов (13.07.1883—?). В 1890 году вторым муллой мечети был избран сын богатого предпринимателя и влиятельного общественного деятеля Мухаметзяна Галеева — Салихзян Галеев (1862—1932). Следуя примеру своего старшего брата — выдающегося педагога-реформатора Галимзяна Галеева (Баруди), он полностью перестроил учебный процесс в подведомственном ему медресе. Надо сказать, что здание для этого приходского училища было еще во второй половине XIX века построено казанским купцом, кожевенным фабрикантом Якупом Козловым. Поэтому оно на долгие годы приобрело название «Якуповского». Однако в конце XIX столетия М.И. Галиев, имевший неподалеку на Малой Симбирской улице личную усадьбу, построил по просьбе сына целый комплекс учебных зданий прямо во дворе мечети.

Просветительская деятельность прогрессивно мыслящего муллы не понравилась губернским властям, и они под надуманным предлогом, по совершенно необоснованным обвинениям отстранили Салихзяна Галеева от должности и в 1908 году отправили вместе с братом в ссылку в Вологодскую губернию на два года.

Падение и новый импульс

В целом все три махалли Ново-Татарской слободы жили достаточно активной общественной жизнью. Здесь существовали крупные мусульманские образовательные центры, осуществляли просветительскую и богословскую деятельность высокообразованные педагоги и ученые. В начале XX века в Ново-Татарской слободе сформировался яркий, самобытный кружок творческой татарской молодежи, который объединял местных жителей: Ф. Амирхана и И. Амирхана, будущего революционера Дулат-Али, Х. Ямашева, Г. Исхаки, Г. Тукая и многих других. Иными словами, Ново-Татарская слобода представляла собой самобытный уголок города Казани и была неотъемлемой частью его неповторимого восточно-мусульманского ландшафта.

К сожалению, после Октябрьской революции Ново-Татарская слобода практически прекратила свое существование. На месте жилых кварталов здесь были возведены фабричные корпуса, мечети закрыты, а люди по большой части переселены в другие городские районы.

Сегодня мы наблюдаем определенное возрождение еще недавно обреченной слободы. Две мечети («№ 10» и «Иске Таш»), переданные государством общинам верующих, опять используются по прямому назначению. При 10-й мечети работает медресе.

Радик Салихов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Радик Римович Салихов — историк, заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани.

  • Родился в 1965 году.
  • Доктор исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, лауреат Государственной премии в области науки и техники Республики Татарстан за 2008 г., член-корреспондент АН РТ (2011).
  • Салихов внес значительный вклад в изучение памятников духовной и материальной культуры татарского народа, социальной структуры татарского общества второй половины XIX — начала XX веков, влияния джадидистских преобразований на мусульманскую общину, проблем формирования национального торгово-промышленного класса, экономической истории региона, а также исторической и современной территориальной геральдики, региональной истории Татарстана.
  • Под его научным руководством и при консультировании было защищено восемь диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Он является автором восьми монографий, более 80 научных статей.
  • С 2002 по 2006 годы выполнял обязанности ответственного секретаря, а с 2006 года — заместителя председателя Геральдического совета при президенте РТ.

Новости партнеров