Алексей Лицис: «Думаю, у России должно быть четыре или больше авианосцев»

В России разработан концепт-проект нового авианосца

Как может выглядеть будущий российский авианосец и о том, когда его могут построить, корреспонденту «Реального времени» на международном военно-техническом форуме «Армия-2016» рассказал начальник сектора проектного отдела Крыловского государственного научного центра Алексей Лицис.

Нужны ли плавучие аэродромы?

Споры о том, нужны ли России плавучие аэродромы, идут уже давно. Еще в 1910 году инженер Канокотин предлагал переоборудовать в авианосец старый броненосец «Александр Лазарев». В советское время к идее строительства таких кораблей вернулись в разгар Холодной войны. Однако, фактически тогда были созданы лишь тяжелые авианесущие крейсеры, из которых до наших дней дожил лишь «Адмирал Кузнецов».

В XXI веке вопросы строительства авианосцев в нашей стране вновь стали актуальными. Происходит масштабная модернизация флота. Морские силы впервые за долгое время стали системно получать новые боевые корабли. В связи с этим постепенно появляется потребность в создании авианосных ударных группировок.

О том, как может выглядеть будущий российский авианосец и о том, когда его могут построить, корреспонденту «Реального времени» на международном военно-техническом форуме «Армия-2016» рассказал начальник сектора проектного отдела Крыловского государственного научного центра Алексей Лицис.

Меньше американского «Нимитца»...

— Я вижу, что у вас представлен проект, видимо, будущего авианосца. Расскажите, каким он примерно будет?

— Это скорее концепт-проект. Длина корабля может составить 300 метров по ватерлинии, водоизмещение — до 90 тыс. тонн. Скорость хода — в районе 30 узлов. На борту он сможет нести до 90 летательных аппаратов, включая беспилотники. Он будет меньше американского «Нимитца», но мы, в отличие от США, не страдаем гигантоманией и считаем размеры отечественного корабля оптимальными.

— Какая у него будет силовая установка?

— Прорабатываются различные варианты. Для зарубежных партнеров мы исключили ядерную, там возможна газотурбинная. Отмечу, все характеристики зависят от непосредственного заказчика, которому нужен корабль под определенную модель боевых действий.

«Наш авианосец будет меньше американского «Нимитца», но мы, в отличие от США, не страдаем гигантоманией и считаем размеры отечественного корабля оптимальными». Фото novinite.ru

«Думаю, у России их должно быть четыре или больше»

— Когда его получит ВМФ России?

— Это сложно сказать. Нужно задавать такой вопрос либо оборонному ведомству, либо главам государств. Но идея такого корабля уже есть. Просто сейчас флот решает другие задачи. Я думаю, что после 2020 года начнется его детальное проектирование.

— Чем он будет отличаться от «Адмирала Кузнецова» (единственный авианосец в составе ВМФ России)? Вы решили не отходить от трамплинной схемы запуска самолетов?

— В проектировании авианесущих кораблей мы продвинулись далеко вперед, и новый авианосец будет точно отличаться от «Адмирала Кузнецова», который находится в составе флота России. Мы планируем совместить трамплинную схему запуска с катапультной, что позволит увеличить мощь летательных аппаратов, поскольку у обеих систем по отдельности есть свои минусы. Скорее всего, это будет специализированный корабль.

— Сейчас России под силу построить такой корабль и сколько нашему флоту их нужно?

— А.Л.: Да, научно-техническая база у нас имеется. Вопрос в финансировании. В случае строительства оно должно быть непрерывным. Думаю, у России их должно быть четыре или больше. Нам не нужно гнаться за американцами, у которых 11 авианосцев. Так просто можно разориться. Моя цифра прозвучала с учетом двух возможных театров военных действий и взаимозаменяемости боевых единиц.

— Что касается вопроса «Мистралей», у вас, я вижу, имеет проект универсального десантного корабля?

— Это УДК проекта «Прибой». Мы его разработали сразу после того, как у Франции появились намерения не отдавать «Мистрали». Его отличие в том, что он полностью адаптирован к российскому вооружению, лучше защищен и будет создан полностью из отечественных материалов, которые имеют высокую огневую стойкость. Правда, когда его построят, я сказать не могу. Но, повторюсь, нашим верфям это под силу практически в любое время.

Когда термин «эскадренный миноносец» уже архаичен

Кроме того, на стенде центра представлен предэскизный проект нового эсминца. По словам Лициса, это принципиально новый корабль, и сейчас термин «эскадренный миноносец» уже архаичен. Скорее он является многоцелевым кораблем. На боевом судне будет значительно больше ракетного вооружения и его можно смело называть кораблем океанской зоны. Не исключено, что именно эти суда составят основу боевого охранения будущих российских авианосцев.

Представитель Крыловского научного центра считает, что строительство авианесущих кораблей и новых эсминцев — это показатель мощи страны и возможность адекватной демонстрации силы и флага в любой точке земного шара.

Руслан Давлетшин, фото автора

Новости партнеров