Алексей Кудрин и Ко замерят градус креативности Казани

Представители креативных индустрий столицы РТ жалуются на отсутствие творческой атмосферы и цинизм жителей города

Алексей Кудрин и Ко замерят градус креативности Казани
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Как стало известно «Реальному времени», в октябре будут опубликованы результаты исследования самочувствия представителей креативных индустрий и их вклада в экономику 9 крупнейших городов России, в том числе и Казани. Готовит документ международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers совместно с организацией Сalvert Forum, которую в нашей стране патронирует и продвигает экс-министр финансов и человек из окружения президента Алексей Кудрин. Результаты исследования, увы, могут оказаться для Казани разочаровывающими. В опубликованной минувшим летом презентации «Креативный капитал российских городов» того же Сalvert Forum отмечается, что столица Татарстана «потеряла большую часть своей оригинальной деревянной архитектуры». При этом представители казанского «креативного класса», опрошенные составителями отчета, пребывают в унынии из-за «сверхзащитного оценочного цинизма» жителей города, в котором «угасает творческая энергия».

Британский фонд приступил к изучению креативного потенциала Казани

В августе британский фонд по поддержке современной культуры России и Восточной Европы Сalvert 22 Foundation и международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers объявили о проведении масштабного исследования «Индекс креативного капитала российских городов», предложив каждому «профессионалу творческих индустрий» поучаствовать в нем, ответив на вопросы онлайн-анкеты.

Этот индекс, считают в «Калверте», «позволит определить вклад креативных индустрий в экономику городов и оценить их влияние на инвестиционную привлекательность». Важной частью исследования станет анкетирование: «медиа и коммуникации, культура и искусство, IT и digital, дизайн и мода, академическое сообщество». Респондентам предлагают оценить уровень развития творческих индустрий в Казани. В анкете предлагают представителям креативного класса девяти городов (Казани, Воронежа, Москвы, Новосибирска, Тюмени, Екатеринбурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга) оценить экономическое положение города (уровень безработицы, среднюю зарплату) по 10-бальной шкале: как текущее положение, так и динамику развития за последние 3–5 лет. Помимо этого респондент должен оценить «комфортность городского окружения» (в т.ч. наличие зеленых зон и общественных пространств), культурную жизнь города (театры, галереи, международные фестивали), социнфраструктуру.

Среди вопросов есть и такие: насколько жители вашего города вовлечены в социально направленные инициативы и программы, в какой степени сформировано креативное сообщество в вашем городе, как эффективна сфера креативных индустрий поддерживаются властями города и региона, вплоть до вопроса о том, «насколько местные креативные бренды, компании и проекты известны за пределами вашего города?». Всего вопросов — 53.

Респонденты должны оценить, в том числе, культурную жизнь города. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Из-за «стройки-витрины» Казань «потеряла большую часть своей оригинальной деревянной архитектуры»

Уже по презентации, выложенной на сайте форума, можно судить о том, что с креативностью и культурой в Казани не очень… Впрочем, как заявила «Реальному времени» представитель Calvert Forum Russia Мария Буряк, исследование пока не завершено, окончательные результаты будут опубликованы в конце октября. Что же касается презентации, то это публикация, выпущенная к Международному экономическому форуму в Петербурге, и является лишь первым этапом: «Там есть, скорее, художественная и общая информация о городах».

Столице РТ посвящено несколько страниц презентации. В первой же подводке к рассказу о Казани (на странице 40 брошюры или страницы 22 в Adobe Reader) сообщается, что это «самый многонациональный город страны, отечественный аналог модели плавильного котла, получивший в 2009 году официальное право называться третьей столицей РФ, пережившая два масштабных потрясения — тысячелетний юбилей и Универсиаду, Казань покрылась сетями новых автострад и пятизвездочных гостиниц, кратфовыми барами и независимыми кофейнями.

И тут же есть свое «но» или «однако»: однако вместе с ними Казань потеряла «большую часть своей оригинальной деревянной архитектуры, которую в массовом порядке сносили, чтобы освободить дорогу «стройкам века». Во втором абзаце плюс также уравновешивается минусом: несмотря на взятый Татарстаном с 2015 года масштабный курс на модернизацию городских парков и набережных, «при всем многоголосии культурных событий у представителей креативного сообщества зачастую возникает ощущение «стройки-витрины», немного напоминающей об утопических лозунгах из не столь далекого прошлого». Насколько репрезентативно такое мнение, конечно, сказать трудно (с этим должны помочь результаты исследования — и активность заполняющих онлайн-анкет).

Тем не менее общая картина вырисовывается неприглядная. Начинается «история Казани» с традиционных мнений официальных и близких к властям лиц — среди них уверенные в завтрашнем дне и креативном будущем Казани президент РТ, доцент КФУ Светлана Хуснутдинова и, разумеется, Наталия Фишман, которая считает, что в РТ сложилась комфортная городская среда, куда люди хотят приезжать учиться и работать; у самих татарстанцев наличествуют необходимые навыки для производства — «дисциплина и пунктуальность».

Согласно исследованию, Казань потеряла большую часть своей оригинальной деревянной архитектуры. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«В Казани присутствует колоссальная степень какого-то сверхзащитного оценочного цинизма»

Но вот когда представители Calvert Forum решили опросить собственно креативный класс Казани, оказалось, что те смотрят в будущее, мягко говоря, с пессимизмом. «Несмотря на все попытки создать комфортные для малого бизнеса экономические условия, пишут авторы исследования, в Казани с большим трудом развивается независимый, ориентированный на молодежь и, что немаловажно, действительно обслуживающий ее «творческий» бизнес.

Так, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» и соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город» Артем Силкин сразу уверенно заявляет: «Сегодня у Казани нет необходимых экономических предпосылок, чтобы стать креативным центром». Все дело в отсутствии рыночного спроса на услуги культурного сектора, нехватке финансов для привлечения специалистов и во «вкусе и традициях потребления креативных услуг в обществе: «В Казани практически нет местных научных кадров: искусствоведов, критиков, теоретиков дизайна, нет никаких серьезных образовательных программ в этом направлении».

Пытающаяся объединить дизайнеров РТ, работающих в области современного дизайна, в сообщество Rukami Радмила Хакова считает, что Казань никогда и не стремилась быть творческим центром страны. «Третьей столицей — да, спортивной столицей — да, но творческой — я не могу себе в 2016 году этого представить. Для того чтобы появилось творчество, нужно быть открытым. В Казани же присутствует колоссальная степень какого-то сверхзащитного оценочного цинизма», — полагает она.

Calvert Forum об Иннополисе: «Есть бродячие собаки, нет городского досуга»

На странице, посвященной «самому молодому городу России», Иннополису, отмечается, что несмотря на все великолепие инфраструктуры, с городским досугом тут пока не очень. «Сложно представить, как в Иннополисе будут открываться так называемые «третьи места». Несмотря на то что под них уже отведены площади в жилом квартале, открывать их здесь экономически невыгодно, — считают представители Calvert Forum. — Сейчас недостаток каких-либо товаров и услуг, отсутствующих в Иннополисе, компенсирует Казань, которая находится в 40 минутах езды на машине. Фланеров в Иннополисе нет, креативных пространств тоже, но есть бродячие собаки и уже состоялась первая свадьба. А это уже что-то, отдаленно напоминающее город».

Наконец, судя по четырем небольшим интервью представителей креативного класса Казани, оптимисты едва ли уравновешивают пессимистов: счет 2:2. Людмила Андреева, архитектор и основатель марки одежды Commune, «объединяющая художников и дизайнеров города», считает, что фэшн-дизайнером в Казани работать некомфортно:

— Во-первых, здесь почти нет площадок для реализации продукции. Во-вторых, в Казани сложно получить хорошее технологическое образование. В-третьих, здесь мало лекций и выставок, посвященных современному дизайну одежды. В-четвертых, как мне кажется, люди не готовы к новым продуктам, произведенным в Казани. Им нравится масс-маркет. Люди, которые работают в Казани в индустрии моды, достаточно закрыты. Они не готовы ни с кем сотрудничать. Мне кажется, наш город сложен для творчества и развития. Город большой, в нем много всего происходит, но творческая энергия в нем угасает. Это связано с менталитетом, с агрессивной архитектурной средой. Если я рассказываю знакомым или родителям о том, что я хочу работать в модной индустрии, они начинают смеяться, — заявляет она.

«Это, конечно, влияет на вкусы людей»

Андреева не уверена, что и через 10 лет в этом направлении произойдут сильные преобразования, хотя и надеется, что «когда-нибудь город откроется жителям, и они станут приветливее». Основатель студии промышленного дизайна QULLAR Константин Максимов считает, что в Казани большие проблемы и с мебельной индустрией, и с промышленным дизайном в целом: «Если прийти в любой мебельный магазин, то мы увидим либо какие- то страшные диваны, либо китайские реплики культовых стульев. Это, конечно, влияет на вкусы людей».

А главный редактор интернет-издания «Инде» Юлия Туранова с удивлением замечает, что Татарстан стал «одним из последних регионов, в котором появились СМИ в формате «лайфстайл» — но с августа 2015 года их и вовсе стало намного меньше, многие закрылись», да и в самой Казани, «к сожалению, происходит не так много событий, а события — наш основной инструмент», в результате сотрудникам издания («с сюжетами, которые поддерживают татарскую идентичность и находят резонанс далеко за пределами города») приходится «выискивать множество совершенно разных новостных поводов».

К тому же Казань, считает она, сложно назвать мегаполисом. Впрочем, директор видеостудии Spotmakers Михаил Маризов уверяет, что еще десять лет назад «Казань была провинциальным городком, ничем не отличающимся от остальных в России», тогда как существующая тенденция, если продолжится, поможет сильно изменить Казань в лучшую сторону уже в ближайшее время.

Одна команда Алексея Кудрина пытается убедить Запад в существовании креативного «Нового Востока»…

Стоит также отметить, что Сalvert Forum не какое-то второстепенное НКО «с иностранным влиянием и на иностранные деньги созданное» (как сказала бы сегодня «пятая колонна»), а проект, основанный при непосредственной поддержке бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина. Форум был основан факультетом свободных искусств и наук СпбГУ, где ныне деканствует Кудрин, и британским благотворительным фондом Calvert 22 (британская благотворительная организация, основанная экономистом Нонной Матерковой в 2009 году). Тот же Calvert 22 Foundation презентовал в год первой конференции «Калверт Форума» — в 2013 году — The Calvert Journal. Среди учредителей самого фонда также бывший вице-премьер РФ. Задачи всех проектов (с похожими как две капли воды друг на друга сайтами) близки, но разновекторны.

«Калверт Форум», по мысли его основателей, это «международный проект по изучению творческих индустрий в различных странах мира и развитию креативной экономики в регионах России». Задача проекта — «ответить на вопрос о том, какую роль должна играть творческая составляющая в развитии регионов России, а также выработать рекомендации по созданию благоприятной инфраструктуры для поддержки креативных инициатив на местах». Задача же «Калверт Джорнел» — быть гидом по «современной культуре нового Востока», в орбиту которого, входят: «постсоветский мир, Балканы и бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы».

Иными словами — показать тем же британцам, что в России могут делать не только баллистические ракеты и добывать нефть, но и заниматься актуальным современным искусством. Язык сайта издания, разумеется, английский. И газета, и форум сходятся в точке самого фонда, адрес которого — Англия, Лондон, 22 Калверт Авеню. На сайте фонда заявляется, что это — некоммерческая организация, которая стремится к диалогу и открытиям, к развитию международных творческих сетей.

Миссия фонда Calvert 22: поддержать современную культуру и креативность «нового востока», обогащая восприятие региона (старым западом, по-видимому), и «укрепляя международное взаимопонимание».

Очевидно, что чтобы рассказать о креативности и культуре «нового востока», куда входит по географическим расчетам Кудрина и Татарстан, необходимо эту самую креативность и современную культуру взращивать и поддерживать на местах. То есть в регионах.

Злые языки, разумеется, могут увидеть в целях команды Кудрина еще и взращивание «культуры креаклов», о которых в политическом отношении — как и о политической силе «хипстеров» — заговорили, напомним, со времен протестных митингов в Москве, в частности, на Болотной площади. Однако на данный момент фонд и форум Кудрина стараются дистанцироваться от политики и концентрируются больше на градостроительной культуре, социальной среде мегаполисов и том самом «креативном капитале».

Напомним, Сalvert Forum последний раз громко заявил о себе именно в Казани, где в апреле 2015 года прошла одноименная конференция с участием президента РТ Рустама Минниханова, бывшего министра финансов Алексея Кудрина, замглавного редактора влиятельной британской деловой газеты Financial Times Джона Торнхилла. Тогда глава Татарстана сделал программное заявление о намерении сделать из Казани «центр притяжения для творческих людей со всей страны» и объявил о создании грантового фонда поддержки креативных индустрий. А Торнхилл признал, что необходимые для развития творческой среды «3Т» — технологии, талант и толерантность — в Татарстане имеются.

Сalvert Forum последний раз громко заявил о себе именно в Казани в апреле 2015 года. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

На сайте форума можно узнать, что казанская конференция на данный момент последняя в портфолио организации (предыдущие прошли в Петербурге в 2013, и Воронеже в 2014 годах), мало того, именно казанскую конференцию на карте сайте выделили особо: сразу после раздела «О нас». Последнее событие, упомянутое на форуме, тоже прошло еще в прошлом году, когда состоялся в декабре 2015 года круглый стол «Креативный капитал: методы анализа и потенциал изучения». С тех пор о Сalvert Forum слышно особенно не было.

«… а другая — изучает тяжелое положение СМИ в регионах

Впрочем, политическими технологиями занимается другая команда Кудрина, и, соответственно, другой фонд. Который в последние годы активно изучает гражданское общество и замеряет температуру региональных СМИ. Так, фонд «Медиастандарт» Комитета гражданских инициатив бывшего министра финансов в ноябре прошлого года подготовил рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации. Выяснилось, что в более чем половине регионов этот самый институт работает так себе. Жители Татарстана могут порадоваться (если, конечно, согласятся с результатами рейтинга) — РТ вошел в восьмерку «зеленых регионов» с рейтингом А, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом — здесь «положительное состояние института массовой информации». Рейтинг составлялся на основе опроса 300–500 респондентов в каждом регионе, и составлялся по следующим критериям: критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемого разным СМИ, особенно Интернету и ТВ, доверие к местным и региональным медиа. То есть в Татарстане «есть большой запрос на качественную информацию» и развита инфраструктура, а власть и бизнес активны во взаимодействии с обществом через СМИ.

В сентябре этого года команда Кудрина запустила исследование профессионального самочувствия журналиста. А еще в мае Комитет гражданских инициатив вверг, в том числе татарстанское общество в уныние, опубликовав «индекс критичности региональных СМИ», которые поделили на четыре группы в зависимости от наличия и качества критики в адрес губернаторов. Регионов с почти отсутствующей критикой оказалось 28 — среди них и Татарстан, и, как ни странно, Москва. «Есть регионы, где власти используют пряник в отношениях со СМИ, есть, где кнут, а есть счастливые регионы, где губернаторов просто уважают», — комментировали результаты наблюдатели эксперты.

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров