Ирина Хакамада: «Призываю бизнес проснуться, или будет катастрофа»

Ирина Хакамада: «Призываю бизнес проснуться, или будет катастрофа»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Ирина Хакамада, недавно вернувшаяся в политику после 12 лет перерыва, встретилась с казанскими бизнесменами. Бизнес, как показала встреча, обеспокоен больше не собственными вопросами, а общегражданскими и макроэкономическими проблемами. Ирина Хакамада была эмоциональна в оценке собственной роли бизнеса в решении этих задач и призывала бизнесменов проявлять себя активнее.

Порядка трехсот представителей малого и среднего бизнеса собрались на встречу с публицистом, бизнес-тренером Ириной Хакамадой, которая в недавнем прошлом вернулась в большую политику, войдя в «Партию роста». Хакамада призвала бизнесменов общаться об экономике, так как сегодня этому вопросу, по ее мнению, почти не уделяется внимания ни властью, ни традиционной оппозицией.

Между тем ситуацию в экономике она называет катастрофической и говорит, что пришло время «бить в набат». Ситуация в Татарстане относительно благополучная, считает Хакамада, но просит сделать акцент на слове «относительно», поскольку при сохранении попустительского отношения к экономике попадет даже самым благополучным регионам.

«Политическими реформами занимаются все — и оппозиция, и власть. А экономикой все занимаются очень слабо, и это видно по тому состоянию, в котором находится российская экономика. Вы все понимаете, и само правительство признает, что резервный фонд заканчивается в этом году, что дефицит бюджета будет больше 3%, а для финансирования статей бюджета не хватает никакого секвестра. Урезать уже нечего, накопительная пенсионная система заблокирована. И мы все понимаем, что прямые инвестиции в экономику сокращаются, на 6 миллионов сократилось количество рабочих мест по всей России», — рассказала Хакамада.

Отдельно она обратила внимание бизнеса на то, что впервые в Москве ситуация стала ухудшаться радикально, что является индикатором больших проблем в целом в России.

«Впервые в Москве сократился удельный вес малого бизнеса. В первый раз Москва — крупнейший донор бюджета — имеет дефицит и отрицательные темпы роста, — сказала она. — В набат бьет даже само правительство. Президент создал стратегический совет, где спорят Борис Титов с Алексеем Кудриным, Кудрин выдвигает альтернативную программу правительству. А правительство спорит непонятно о чем, и это статус-кво, на котором стоим сейчас», — говорит политик.

По словам Хакамады, у правительства лишь два плана: сократить донельзя статьи бюджета, а после повысить все виды налогов. В частности предложения по увеличению плоской шкалы налогов с 13% до 15 — 25%!

Сейчас бизнес берет под 22 — 27%, это невозможно выплатить, чтобы не разориться! Деньги в банках есть, но они лежат мертвым грузом, потому что никто не хочет шевелиться — риски слишком большие

Оба плана бизнес-тренер считает плохими. Ситуацию может изменить смягчение денежной политики со стороны Центробанка. «В этом случае в России появляются дополнительные средства, которые покрывают дефицит бюджета и позволяют постепенно снизить кредитные ставки. Сейчас бизнес берет под 22 — 27%, это невозможно выплатить, чтобы не разориться! Деньги в банках есть, но они лежат мертвым грузом, потому что никто не хочет шевелиться — риски слишком большие», — рассказала Хакамада.

Смягчать денежную политику можно, но не за счет печатания денег, а путем займов как делают крупнейшие экономики мира: «У нас самый низкий внешний долг, несравнимый с тем внешним долгом, который имеют все развитые экономики, включая азиатских тигров, Китай, США, Сингапур, Индию, Европу. То есть, мы зажались и сидим. Вообще-то, так не работает ни одна страна! — говорит политик. — Америка провела три денежных смягчения и решила все свои проблемы, Европа продолжает эту политику. И вы, наверное, знаете, какие там ставки? Чтобы отдать деньги на хранение, вы должны сами доплатить, зато ставка на кредит составляет 0,5%!», — говорит Хакамада. По ее мнению, если аккуратно занимать, соответственно росту экономики, и направлять средства в коммерческие банки, не управляемые никем, малый бизнес воспрянет и заживет.

Несмотря на то, что Ирина Хакамада призывала говорить о проблемах самого бизнеса, присутствовавшие на встрече предприниматели больше всего интересовались макроэкономическими вопросами. В частности, о том, каким образом должны распределяться доходы между центром и регионами.

«Вместо того, чтобы ввести бюджетный федерализм, соответствующий политическому федерализму, мы имеем одноканальную систему перераспределения расходов, и все зависит от лоббистских возможностей одного человека — главы региона. Все околачивают пороги Кремля", — дала эмоциональную оценку сегодняшней ситуации Ирина Хакамада. «Так может жить Сингапур с крошечной территорией, но не Россия с огромными просторами», — считает она. В ответ на вопрос предпринимателей, как по ее мнению должно быть, вспомнила, что даже в царской России распределение доходов между центром и провинцией было 70 на 30. Сегодня же, дополнил уже сам бизнесмен, задавший вопрос, Татарстан отдает в центр 72% своих доходов. До 70% должно оставаться в регионах, тогда появится мотив что-то развивать на местах, а не отдавать все в центр и не доить те успешные регионы, считает политик. Она утверждает, что России может подойти не только мягкий вариант федерализма, который существует в Германии, но и более жесткий по типу США, которые, несмотря на самостоятельность штатов не только в бюджетировании, но даже в судебной системе, и не думают развалиться.

Ирина Хакамада сказала на встрече, что бизнесмены — самая сложная категория, привыкшая доверять только себе, а потому они с огромным трудом кооперируются и самостоятельно инициируют изменения. «Я вернулась в политику с надеждой, что бизнес проснется», — резюмировала Хакамада.

Фото Максима Платонова

Новости партнеров