Касимовские татары: взгляд через века. Часть 2

Как татарский субэтнос сократился втрое

Казанский историк и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов продолжает знакомить нашего читателя с касимовскими татарами. В продолжение предыдущей авторской колонки ученый рассказывает о том, как, несмотря на гнет царских властей, этот народ смог сохраниться и занять весомые позиции в различных отраслях экономики. Кроме того, представители татарского субэтноса смогли пронести сквозь столетия свои национально-культурные особенности и исламскую веру.

Имперский гнет и возрождение национального самосознания

Царские указы и инструкции все больше ущемляли права и экономическое состояние бывших служилых татар. Русское правительство под разными предлогами урезало или просто захватывало у них земли, леса и луга. Одновременно их привлекали к отбыванию различных трудовых повинностей в пользу государства. В частности, они были приписаны к Воронежским корабельным верфям и участвовали в тяжелых работах по заготовке корабельного леса. При Петре I основная масса служилых татар была переведена в «однодворцы» и обложена подушным окладом. Налоги им приходилось платить в двойном размере — и Казанской адмиралтейской конторе, и губернатору, и воеводе. Все это способствовало резкому ухудшению социально-экономического положения касимовских татар.

Имперское правительство одновременно с национальным гнетом нерусских народов проводило политику, рассчитанную на создание социальной опоры в лице татарских феодалов. Эта политика особенно ярко выразилась в эпоху царствования Екатерины II. Она предоставляла татарским феодалам дворянские привилегии, разрешила мусульманское духовное собрание. Привилегированные слои татарского общества проводили политику царской администрации и жестко эксплуатировали рядовых татар.

Период национального возрождения у татар Рязанской и Тамбовской губерний (а именно на их территории располагалось когда-то Касимовское ханство) начался во второй половине XIX века. Местные татарские земли становятся одним из центров татарской духовной культуры. Возникают медресе, содержавшиеся на деньги купцов-меценатов. Касимовское медресе, готовившее имамов и учителей, было основано богатым купцом-меценатом Хайруллой Кастровым. Здесь преподавали известные знатоки ислама. Обучались и девочки.

Помимо крупных медресе, в каждом селе действовали мектебы (школы), где обучали грамоте. Среди местных татар был очень высок процент мусульманского духовенства.

В конце XIX века сложился общенациональный татарский литературный язык. На нем велось обучение в школах и духовных училищах. Преподавательские кадры поставлялись в основном из Казани. Касимовским татарам было хорошо известно творчество татарских просветителей и писателей, книги которых привозили, как правило, из Казани. В Касимове издавались свои газеты — «Ан», «Чалгы». Уровень грамотности татар был довольно высок: 57% взрослого населения писали и читали на татарском языке.

Особенности хозяйства и бизнеса

Сельское хозяйство у касимовских татар тесно переплеталось с промыслами, особенно связанными с обработкой животного сырья: с кожевенным и овчинным. Коммерческой деятельностью касимовские татары начинают заниматься еще в XVIII веке. В Касимове было немало мерлушечных мануфактур, принадлежавших татарским купцам. П.С. Паллас, будучи в Касимове, отмечал, что «… живущие… в городе все зажиточные мехами торгующие купцы». Они развернули торгово-предпринимательскую деятельность не только в Касимовском уезде, но и далеко за его пределами. Кожевенные изделия поставлялись во многие южные города России.

Касимовские торговцы принимали активное участие в установлении интенсивных торговых связей России с Казахстаном и Средней Азией, Китаем и Монголией. Мусульманам было легче проникнуть в среду населения, исповедовавшего ислам, нежели иноверцам.

Торговые кампании Сеид-Шакуловых, Ишимбаевых, Кастровых наладили сбыт своей продукции (меха) за границу. Для более широкой организации торговли был необходим переезд в крупные города. Так, касимовские татары селятся в XVII—XVIII веках в Москве и занимают одно из ведущих мест в своей области торговли и производства. Крупнейшими татарскими купцами в Москве были касимовские семьи Кашаевых, Кастровых, Танеевых, Вергазовых, Ишимбаевых, Сеид-Шакуловых, Девишевых, Карамышевых, Янбухтиных, Акмаевых, Бурнашевых, Ширинских, Урмановых, Байковых, Бахтиозиных, Байбековых и др. Помимо меховой торговли они развивали гостинично-ресторанное производство, в частности Х. Байбеков владел рестораном «Малый Эрмитаж», гостиницей с одноименным названием у Никитских ворот.

В XIX — начале XX веков касимовские татары проникли в сферу торговли и обслуживания на железных дорогах и в городах. В Санкт-Петербурге ресторан гостиницы «Астория» обслуживали Муратаевы. Рестораны и буфеты на станциях железной дороги часто создавали касимовские татары, в частности, семейство Байрашевых владело сетью ресторанов и буфетов в Пушкине, Санкт-Петербурге, Москве, Касимове и др. станциях.

Купцы из Касимова захватили в свои руки значительную часть торговли на Макарьевской, Троицкой и других ярмарках, где совершали крупные торговые сделки и получали большие прибыли. В указанный период у касимовцев сложились постоянные рыночные и культурные связи с другими группами волго-уральских татар.

Миграции касимовских татар

С окончательным упразднением в XVII веке Касимовского ханства, являвшегося для его населения своего рода этносоциальным организмом, были ликвидированы те условия, на которых зиждилось сословие служилых татар. Прекратился приток извне тюркоязычного населения. Более того, среди касимовских татар усилились миграционные процессы. Касимовские татары устремлялись в поисках средств существования в различные области страны. Так, между 1719 и 1745 годами происходит убыль татарского населения Касимовского уезда на 18%.

К концу XIX — началу XX веков стало заметным уменьшение численности татар в Касимовском районе. Если в XVIII веке их численность достигала 6 тысяч человек, то к концу XIX их было около 5 тысяч человек.

Главные направления миграции касимовских татар — на восток, за Волгу и Приуралье. В новом районе они вливались в единую массу переселенцев-татар, теряя свои культурно-бытовые особенности. В начале XX века происходило активное переселение части касимовских татар в Петербург, в Москву (в Татарскую слободу, в Замоскворечье), в состав населения которой они вошли еще в XIV—XVI веках. Касимовские татары были отмечены в Нижегородской, Симбирской, Казанской, Оренбургской губерниях, в Средней Азии. Например, в Казанской губернии ими была основана деревня Тевели-Ходяшево; в Сергачском уезде Нижегородской губернии — село Яндовище. Миграции обусловили, с одной стороны, утечку татарского населения с их этнической территории, с другой — способствовали консолидации волго-уральских татар.

Наше время

Исторические условия развития касимовских татар как класса служилых людей обусловили формирование в их характере специфических черт. Участие в военных походах, состояние риска и постоянной готовности к военным походам способствовали укреплению между ними круговой поруки, взаимопомощи и товарищества. С другой стороны, совместное проживание в течение нескольких веков на общей территории и участие в сражениях в составе русских войск определили значительную веротерпимость и лояльность по отношению к русскому народу. Русский писатель Сергей Терпигорев, наблюдавший жизнь касимовцев в конце XIX века, отмечал: «Русские и татары ходят друг к другу в гости. Особняком не живут».

После 1917 года духовная жизнь касимовских татар была прервана. Закрывались медресе. В 30-е годы многие представители татарского купечества и духовенства были репрессированы, сосланы, расстреляны. Численность касимовских татар неуклонно падала. В 1795 году — 6000 человек, в 1810 году — 5797, в 1857 году — 5647, в 1917 году — 4413, в 1989 году — около 2000.

Национальное возрождение касимовских татар началось в 1990-х годах. В 1993—94 годах было возвращено новое здание касимовской мечети, построенной в 1906 году купцом Дуймакаевым. Открылась община. В здании Ханской мечети (постройка 1467 года) открыт музей экспозиций, посвященных касимовским татарам.

В последние десятилетия процесс сближения с русским народом протекает наиболее активно. Совместное проживание (во многих селениях преобладают русские), общение в труде и учебе способствуют дружеским и тесным контактам в сфере культуры и повседневного быта. Широкое распространение получил русский язык. На нем ведется обучение, говорят на производстве, читают газеты, журналы, литературу и т.п. Интенсивно функционирует русский язык и в семьях касимовских татар. Молодежь, как правило, владеет им лучше, нежели родным. Зачастую современные касимовские татары, являясь мусульманами и визуально выглядящие, как тюрки, не владеют татарским языком вообще.

В то же время касимовские татары еще продолжают сохранять некоторые особенности материальной культуры, частично родной язык, национальное самосознание (они считают себя татарами), оставаясь компактной группой волго-уральских татар. Былая их обособленность сохранилась отчасти в особенностях разговорного языка, традиционной культуры, а также в самосознании, имеющем два таксономических уровня: локальный («мы — касимовские татары») и общетатарский.

При подготовке колонки использованы исследования автора и Ф.Л. Шарифуллиной

Булат Рахимзянов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Рахимзянов Булат Раимович — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—07 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV — XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Новости партнеров