Икуо Касама, «Мицуи»: «Ключ к успеху в России — в выборе партнера»

Икуо Касама, «Мицуи»: «Ключ к успеху в России — в выборе партнера»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Делегация японского холдинга «Мицуи», работающего в 66 странах мира, посетила Казань. Сегодня группа компаний ведет бизнес по 14 направлениям и для расширения одного из них, нефтехимии, представители холдинга провели встречи с ключевым партнером — предприятиями ГК «ТАИФ». Каков круг интересов торгово-инвестиционной компании в Татарстане, в чем возникают наибольшие сложности при ведении бизнеса в России и как санкции оказывают опосредованное влияние на японский холдинг, в интервью «Реальному времени» рассказал управляющий директор по индустриальным проектам в Европе, России, странах СНГ и на Ближнем Востоке Икуо Касама.

«Мицуи» инвестировала в Россию $3 млрд

— Г-н Касама, каков нынешний объем инвестиций «Мицуи» в Россию? И какие приоритеты сейчас у группы компаний в России?

— Общий объем инвестиций в Россию составляет $3 млрд. Для «Мицуи» Россия, безусловно, очень важный рынок. Исторически Япония была поставщиком технологий по производству удобрений — осуществлены поставки уже порядка 60 установок по изготовлению аммиака и мочевины. У компании «Мицуи» сложились большие бизнес-связи с российскими компаниями, и мы сейчас хотим их расширять: заниматься не только поставками технологий для изготовления удобрений, но и проектами в сфере нефтехимии, энергетики, сырьевых продуктов.

— Речь идет о создании новых предприятий в этих сферах?

— «Мицуи» является торговой компанией, не производителем. У нас нет собственных технологий. Одна из наших основных функций — координация между производителями, лицензиарами, инжиниринговыми компаниями и выход на зарубежные рынки со своими инвестициями. При этом у «Мицуи» есть множество подразделений и по авиакосмической промышленности, химической продукции, информационным технологиям, по энергетике.

— Какие из проектов с участием «Мицуи» на сегодняшний день крупнейшие в России?

— Один из крупнейших инвестиционных проектов в России — «Сахалин Энерджи» — по добыче сырой нефти и природного газа на шельфе Сахалина и производству сжиженного природного газа. В этом проекте мы участвуем совместно с нидерландско-британской компанией Shell и Газпромом. Помимо энергетических проектов в активе группы есть и менее крупные в других областях.

— Наибольшую прибыль в структуре выручки компании в России приносит энергетическое направление?

— Нет, не только. В России и в Татарстане есть нефть и газ. Именно в этих сферах может быть наибольшее развитие и экономический эффект.

Один из крупнейших инвестиционных проектов в России — «Сахалин Энерджи» — по добыче сырой нефти и природного газа на шельфе Сахалина и производству сжиженного природного газа

«Маловероятно, что мы могли бы создать в России 100% нашу компанию»

— Компания «Тойо», входящая в группу «Мицуи», является проектантом базовой установки VCC на «ТАИФ-НК». Каковы перспективы проекта комплекса глубокой переработки, по вашему мнению?

— Это огромный проект, позволяющий подвергать крекингу остатки нефти, пока они просто сжигаются в виде топлива. Технология весьма продвинутая, но тут еще очень важен опыт эксплуатации. Получив его, «ТАИФ-НК» будет играть большую роль в ее дальнейшем распространении, поскольку мировые компании будут интересоваться их оценкой технологии. Так что «ТАИФ-НК» сможет обеспечить распространение технологии среди компаний Татарстана, России и по всему миру вместе с компанией «Мицуи».

— Вы планируете принять участие в распространении опыта ТАИФа на предприятиях по всему миру?

— Мы могли бы это сделать.

— Вы заявляли интерес к участию в реализации другого крупного проекта ТАИФа — этиленового комплекса «Нижнекамскнефтехима». В каких направлениях вы заинтересованы участвовать?

— Мы заинтересованы участвовать в строительстве установок по производным полимерам и мы готовы поддержать закупку продуктов через наше химическое подразделение. Так что «Мицуи» проявляет интерес не только к этилену, но и к дальнейшей переработке продуктов этиленового комплекса. Мы готовы делиться своими знаниями. Также готовы представить потенциальных производителей и обладателей разных лицензий. И в этом аспекте мы хотели бы расширять наше сотрудничество.

— А инвестируя, вы предпочитаете создавать собственное предприятие или все-таки формируете совместное предприятие в этих странах?

— По-разному, зависит от деловой обстановки и отношений с клиентами и бизнес-партнерами.

— И в России?

— Да, маловероятно, что мы могли бы создать здесь 100% нашу компанию. Я считаю, что в России много возможностей, так как Россия богата природными ресурсами, такими как нефть и газ. В таких условиях, если инвестировать в проекты в России, огромную роль играет выбор надежного партнера, это — залог успеха.

«Мицуи» проявляет интерес не только к этилену, но и к дальнейшей переработке продуктов этиленового комплекса. Мы готовы делиться своими знаниями»

«Когда дело касается финансирования, то влияние санкций начинает ощущаться»

— Как вы оцениваете финансовые результаты компании по итогам прошлого года?

— В прошлом году мы инвестировали в нефтегазовый проект. А так как цена на нефть резко упала, то и стоимость этих активов значительно понизилась. И в прошлом году, хоть денежные потоки и были неплохие, чистая прибыль компании по результатам бухгалтерской отчетности достаточно низкая. Все же «Мицуи» концентрируется на нефтегазовых проектах — цена нефти напрямую повлияла на наши показатели.

— А санкции повлияли на вашу совместную работу с российскими компаниями?

— Да, но не напрямую. Непосредственно у компании «Мицуи» нет проблем, но когда дело касается финансирования, то влияние санкций начинает ощущаться. Если компания оказывается в санкционном списке, определенные банки отказывают в финансировании. В первую очередь это коснулось американских компаний, конечно.

— Следовательно, и число компаний, с которыми вы можете организовать совместное производство, сократилось?

— Я так не думаю. Многие компании сохраняют интерес. Однако из-за санкций стало сложнее планировать.

— Вы сказали, что американским компаниям стало сложнее работать в России, чувствуете ли вы увеличение возможностей для вашего бизнеса при этом?

— Да, мы видим, что можем увеличить объемы работы в России, ситуация благоприятная.

— Может быть, вам известно, планируют ли другие японские компании выходить на российский рынок, учитывая сложившуюся ситуацию с санкциями?

— Многие компании рассматривают выход на российский рынок. Но это сложный вопрос. С одной стороны, есть такие стимулы, как более низкие налоги и цены на ресурсы. Это все служит побуждающим мотивом. Но есть другая головная боль — валюта: курс очень нестабилен. За последнее время резко изменился курс рубля. А при ведении бизнеса в России выручка, соответственно, будет приходить в рублях. Но мы, как японская компания, предпочли бы получать доход в йенах. Поэтому сложно прогнозировать перспективы на российском рынке для японских компаний.

«Мицуи» концентрируется на нефтегазовых проектах — цена нефти напрямую повлияла на наши показатели»

В России горизонт планирования 1 — 3 года

— Вы сказали, что планировать бизнес в России сегодня трудно. Каков горизонт планирования «Мицуи» здесь?

— Во многом это, конечно, зависит от направления. Безусловно, необходимо иметь в голове картину на 10 лет вперед, но это очень нелегко. Когда санкции, например, отменят, рынок изменится. Поэтому, в зависимости от сферы бизнеса, горизонт планирования может быть разным. В целом, в компании принято декларировать горизонт планирования на следующий год и на последующие три.

— И российские компании закладывают примерно такой период. Но «Мицуи», компании с трехсотлетней историей и устоявшимися традициями, наверное, нелегко меняться под российские реалии? Какие еще традиции не удается сохранять в России, в чем вы видите отличия?

— В нашей компании, как и в других японских, сотрудники, как правило, работают до наступления пенсионного возраста. Ведь самое главное »надежность и доверие. У нас опыт и знания от старших наставников передаются молодым сотрудникам. Так было всегда, что среди поступающих на работу в основном молодежь. Только на некоторые вакансии мы предпочитаем брать людей с опытом более 10 лет.

Кроме этого, наша компания Мицуи построила хорошие отношения с другими компаниями не только в Японии, но и по всему миру, в том числе в России, благодаря огромному опыту.

Я считаю, что доверительные отношения могут способствовать становлению бизнеса в будущем.

— На деловом форуме «Татарстан — Япония» глава Агентства инвестиционного развития республики сказала, что японцы — непростые переговорщики. Наверно, вы не раз слышали про себя такое. Какой линии поведения вы придерживаетесь во время переговоров?

— Я, на самом деле, точно не знаю, о чем шла речь. Но каких-то особенностей не вижу. Единственное затруднение — общаться нужно через переводчика (смеется). И хочется сказать о Татарстане — это хорошее место для инвестиций. Очевидно, что республиканские власти обеспечивают возможности для инвестирования, даже через налоговые льготы.

Анна Саушина, Альсина Газизова, фото Олега Тихонова
ПромышленностьНефтехимияЭкономикаИнвестиции

Новости партнеров