Учителей для International School of Kazan пришлось искать через Facebook и хедхантеров

Несмотря на проблемы с трудоустройством иностранцев, в числе педагогов для средних классов школы оказалось лишь двое граждан РФ

Учителей для International School of Kazan пришлось искать через Facebook и хедхантеров
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

International School of Kazan, набиравшая до этого только младшие классы, открывает среднее звено. Однако международная школа из-за повышенных требований к педагогам столкнулась с нехваткой подходящих кадров. В итоге из 10 новых преподавателей — 8 иностранцев, к которым приставят еще и русскоговорящих ассистентов. Как отмечают директора казанских школ, проблема высококвалифицированных преподавательских кадров как с опытом работы в международных учебных заведениях, так и без — общая для всех школ из топа образовательного рейтинга. Однако решить ее с помощью иностранцев можно далеко не всегда.

IT-джедаев для элитной школы ищут через Facebook

International School of Kazan ищет сотрудника, который будет вести обучение высоким технологиям детей с 5-го класса в формате проектной деятельности. Дело в том, что с этого года в ней открывается обучение для учеников 5-8 классов. В этом учебном году в школу придут около 220 детей. Старших школьников пока не набирают, однако в будущем планируется увеличение количества обучающихся вплоть до 600 человек. Сейчас в штат преподавателей уже приняты 10 учителей, 8 из которых — иностранцы.

Как рассказал «Реальному времени» руководитель IT-отдела школы Мухаммед Загидуллин: «Самое важное требование к соискателю — знание английского языка, так как весь образовательный процесс будет проходить на иностранном. Необходим также опыт работы на инженерном оборудовании (ЧПУ-станки, токарные, точильные станки), навыки 3D-моделирования (опыт работы с 3D-принтерами и сканерами). Было бы здорово, если бы человек хоть немножко разбирался в робототехнике и имел дело с платформами Lego, Arduino, ВЕКС».

Большинство работников отдела — технические специалисты, педагогическую деятельность будут вести 2 человека, один из которых (иностранец) уже принят на работу. Ни технического диплома, ни международного сертификата, по словам Загидуллина, не требуется, все определит лишь профессиональное собеседование: «Мы должны увидеть, что человек сможет вести эту деятельность. В новом здании под инженерный центр выделен целый этаж, поэтому нам бы хотелось, чтобы будущий преподаватель не только умел вести интересные уроки, но и имел некое видение стратегического развития образовательного центра», — добавил он.

Опять за гувернерами-французами

«Штат преподавателей Международной школы будет расширяться. Пока мы набираем преподавателей только на текущий год. Но количество учеников будет расти, следовательно, будут нужны новые специалисты», — рассказал координатор средней школы Ильсур Салимгараев. «Мы преимущественно набираем высококлассных специалистов из-за рубежа. Если человек просто знает английский или работал в зарубежной школе — этого недостаточно. Важен опыт работы в международном учебном заведении», — добавил он. Сейчас большинство преподавателей школы имеют опыт работы в международных школах США, ОАЭ, Китая, Японии и Южной Кореи. У каждого при этом есть русскоговорящий ассистент.

Facebook как способ поиска педагога — скорее исключение. В основном администрация школы выступает в качестве хедхантера и переманивает конкретных педагогов, используя личные знакомства и обращения в специализированные консалтинговые компании. Прибегает и к ярмаркам вакансий на Job Fairs.

Чем удается заманить педагогов ни Загидуллин, ни Салимгараев не поясняют, уверяя, что минимальные зарплаты стартуют всего от 30 тысяч рублей. Какие реальные заработки предоставляются учителям после таких требований — неизвестно.

«С учителями-иностранцами непросто: много волокиты с бумагами, есть риск депортации, высокие запросы»

Поиск иностранцев — не прихоть, а, скорее, необходимость, которая диктуется концепцией школы. Во-первых, найти педагога с опытом работы в международном образовательном учреждении в принципе в России сложно. Во-вторых, как оказалось в Казани вообще дефицит высококлассных учителей.

«Кадры, как известно, решают все. В нашем городе между школами наблюдается конкуренция по привлечению сильных педагогов. Связано это с тем, что рынке труда сложно найти хороших преподавателей, особенно если речь идет о точных науках: физике, математике, химии», — говорит Ирек Ризванов, директор Казанского лицея-интерната №2.

По словам Альберта Ахметова, директора лицея №7 для одаренных детей, конкуренция среди школ на хороших учителей высока, ведь именно эти учителя дают хорошие результаты ЕГЭ и олимпиад, а это, в свою очередь, влияет на рейтинг школы. Поэтому высококлассные учителя на вес золота. В то же время в работе с учителями-иностранцами есть целый ряд проблем.

«С учителями-иностранцами непросто — много волокиты с бумагами: разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, регистрация и т.п. К тому же есть риск депортации по, казалось бы, совсем незначительным причинам — иногда хватает парочки административных штрафов. Иностранным педагогам очень тяжело дается работа с документами (заполнение журнала, написание рабочей программы и т.п.). <…> Еще одним существенным минусом является высокие запросы учителей-иностранцев. Для них в большинстве своем наша заработная плата учителя в переводе на доллар или евро оказывается мизерной. Поэтому, привлечение иностранных учителей, как правило, остается прерогативой частных школ, которые могут обеспечить высокую зарплату», — говорит Ахметов.

Критически относятся педагоги и к самой идее обучения и общения на английском языке. По мнению Любови Кочневой, директора гимназии №7, которой довелось лично за рубежом изучать методики преподавания, «ломать» ребенка, пытаясь научить его мыслить на английском, стоит только в случае уверенности в том, что ученик не будет строить карьеру в России.

В любом случае, главное — хорошая предметно-теоретическая база: «Ежегодно наши старшеклассники, языком обучения которых является русский, едут на стажировки за рубеж: в Штаты, Канаду, Великобританию, и всегда там блистают. Наша база для иностранцев — «фейерверк». А выражение вроде «сингапурская методика» — просто «словоблудство».

Диляра Кашапова, Тимур Рахматуллин

Новости партнеров