«Люди работу бросят и вместо покемонов будут ловить нарушителей»

Татарстанское мобильное приложение «Народный инспектор» получит законодательную базу на федеральном уровне

МВД РФ разработало поправки к КоАП, суть которых сводится к созданию «Народного инспектора» федерального масштаба. В кодекс планируется внедрить понятие «специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений» и, соответственно, разработать необходимое ПО. Отметим, что подобная система народного контроля за ситуацией на дорогах действует в Татарстане уже на протяжении нескольких лет. По словам представителей ФАР, принятие поправок мало что изменит для татарстанцев, однако в других регионах это может наладить контроль за нарушителями, за которыми не всегда успевают уследить сотрудники ГИБДД.

«Народный инспектор» федерального масштаба

На портале проектов нормативных правовых актов были опубликованы поправки к КоАП, которые обговаривают внедрение в кодекс понятия «специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений», под которым подразумевается создание специального мобильного приложения для мобильных устройств. С помощью ПО, которое, к слову, еще не создано (его разработкой уже занялись специалисты из минкомсвязи) любой гражданин сможет фиксировать нарушения ПДД и отправлять информацию в ГИБДД. По сути, речь идет об уже работающем в Татарстане мобильном приложении «Народный инспектор», только федерального масштаба.

— Просто на законодательном уровне хотят вести то же самое, и все,— прокомментировал нововведение Михаил Савин, заместитель командира полка ДПС ГИБДД УМВД по Казани. — Так сказать, «прополигонили», на полигонах отработали, посмотрели, как работает в действительности, и теперь для всей России решили проработать этот вопрос. Аналог программы, фундамент уже есть, хоть они и говорят, что не проработали, программу не создали. Вообще ничего удивительного в этом нет.

Системы схожи и в том, что оба приложения имеют ограниченный список нарушений, за которые водители могут понести наказание. К примеру, новое, еще не созданное приложение предусматривает наказание за пересечение железнодорожного переезда в неположенном месте, проезд на красный свет, поворот или разворот в запрещенном месте, непредоставление преимущества пешеходам и так далее. По словам представителя Федерации автовладельцев России в РТ Рамиля Хайруллина, большего эффекта можно было бы добиться, включив в этот список абсолютно все нарушения ПДД.

— На мой взгляд, туда нужно все включить, вообще без ограничений. Не нужно делить на: «этот нарушитель более опасен, а этот — менее». Нарушитель — есть нарушитель. В том числе и нарушения пешеходов, хотя их конечно тяжело идентифицировать. Но чтобы хотя бы какую-то статистику собрать — они тоже у нас бегают очень много, где хотят, — прокомментировал Хайруллин.

«Ситуация изменится только для других регионов»

Собеседник «Реального времени» уверен, что подобные поправки являются новостью для всех регионов, кроме Татарстана, так «Народный инспектор» работает успешно.

— На мой взгляд, федеральные власти посмотрели наш пилотный проект и решили внедрить его уже по всей стране, придать ему законодательный статус. Это то же самое приложение, просто оно будет сделано в масштабах страны. Для татарстанцев в общем ничего нового. Может быть, приложение назовут по-другому, на госуслугах надо будет регистрироваться не на татарстанских, а на российских. Ситуация изменится только для других регионов, — комментирует Хайруллин.

Рамиль Хайруллин: «В основном у нас парковки, зеленые зоны стоячие машины. Очень редко бывает, что присылают непропуск пешехода. Для фиксации мгновенных нарушений надо просто стоять у зебры постоянно». Фото evening-kazan.ru

Спикер отмечает, что наш «Народный инспектор» пользуется популярностью у граждан. По данным сервиса Sensor Tower, на июль 2016 года количество скачиваний приложения составляет более 5 тысяч. Однако львиная доля всех обращений — это парковка на зеленой зоне или в любом другом неположенном месте. Причина в том, что в основном нарушения происходят мгновенно, а народные инспекторы попросту не успевают зафиксировать их.

— В основном у нас парковки, зеленые зоны — стоячие машины. Очень редко бывает, что присылают непропуск пешехода. Для фиксации мгновенных нарушений надо просто стоять у зебры постоянно, — сообщил представитель ФАР по РТ.

Донос или общественный контроль?

По мнению Рамиля Хайруллина, введение данных поправок вряд ли отразится на росте обращений в РТ, однако своеобразным катализатором может послужить денежное вознаграждение активистов: «Люди, мне кажется, работу бросят свою и пойдут охотиться. Вместо покемонов будут ловить нарушителей».

Эксперт также указал на некоторые моменты, которые стоило бы доработать в татарстанском «Народном инспекторе» или же в новой федеральной версии программного обеспечения.

— У нас водители просят, чтобы они тоже могли принимать участие. 80%, наверное, всех нарушений скапливаются на наших видеорегистраторах, но мы принять участие в этом не можем. Просто надо узаконить запись с видеорегистраторов. После этого, я думаю, пошла бы куча сообщений, — высказался Хайруллин. — Анонимность также увеличит количество обращений в разы. Порядок будет наведен на дорогах, потому что все будут помнить о «всевидящем оке». Пока многих сдерживает то, что человеку приходится оставлять свои персональные данные.

Рамиль Хайруллин: "80%, наверное, всех нарушений скапливаются на наших видеорегистраторах, но мы принять участие в этом не можем. Просто надо узаконить запись с видеорегистраторов. После этого, я думаю, пошла бы куча сообщений". Фото habinfo.ru

Пока же «полу-анонимное» состояние нашего «Народного инспектора» порождает некую социальную напряженность из-за того, что нарушитель вполне способен разыскать «доносчика» и попытаться «наказать» его. Отметим, что ФАРовец не считает правильным в данной ситуации употреблять слово «донос».

— Это общественный контроль за ситуацией на дорогах, потому что само ГИБДД с этим справиться вряд ли сможет. Если человек представляет угрозу на дороге, мы умолчим и стерпим, а потом этот водитель может кого-нибудь убить. В той же Европе этим активно занимаются граждане. У них инспектора зачастую только реагируют на поступающие обращения — патрулируют, получают вызовы, звонки. Нам тоже пора граждан в это вовлекать, — резюмировал Рамиль Хайруллин.

Лина Саримова

Новости партнеров