Павел Шмаков: «Хорошо понимаю слова Дмитрия Медведева, обидевшие многих российских учителей»

Колумнист «Реального времени» о «знаменитых» словах Медведева, социальном статусе учителей и их зарплате в Финляндии и России

Высказывание премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о зарплате школьных учителей вызвало серьезное негодование среди работников образовательной сферы. Известный российский и финский педагог, директор казанской школы СОлНЦе Павел Шмаков в авторской колонке, написанной для «Реального времени», решил рассказать о том, как разнятся зарплаты школьных учителей в России и Финляндии, а также о социальном статусе учителя в этих странах. По мнению автора, учитель в России — это представитель сферы обслуживания, и пока не известно, когда настанет то «светлое» время, когда наши граждане начнут уважать профессию педагога.

«Да что тогдашнюю жизнь вспоминать – она на нынешнюю сильно непохожа»

Вот уже пять лет работаю в России учителем и директором школы. Сначала два года — директором лицея имени Лобачевского при Университете. Сейчас — директором школы СОлНЦе. До того — шесть лет преподавал математику, физику и химию в Финляндии. Перед тем как получить «забугорное» право преподавания, выучил язык, сильно непохожий ни на русский, ни на английский, закончил педучилище и университет в Хельсинки. А до Финляндии тоже успел лет двадцать поработать в России.

Ну, да что тогдашнюю жизнь вспоминать — она на нынешнюю сильно непохожа. А вот современную Финляндию забыть все равно не получается – младшие дочки у меня учатся там в 1 и в 3 классах, а старшая сочетает обучение там и здесь — ну, это отдельная песня — как можно ребенку полноценно на дневном обучении быть в двух странах с очень разными образовательными системами.

«Сейчас ставка директора школы СОлНЦе – тысяч 27. Веду еще и уроки, вожу детей в походы – потому зарплата еще чуть больше». Фото activ.tatar

«Сегодня учитель в моей России — представитель сферы обслуживания»

В бытность мою финским учителем я получал зарплату от 2 с половиной тысяч евро до трех с половиной, в зависимости от того, какова была моя нагрузка. Пересчитать на российские рубли нетрудно. Стоимость питания там такая же, как и здесь.

Приехал я в августе 2011 года в Россию, и положили мне зарплату в 16 тысяч рублей. Вначале не понимал, как на эти деньги можно выжить. Сейчас ставка директора школы СОлНЦе — тысяч 27. Веду еще и уроки, вожу детей в походы — потому зарплата еще чуть больше. И хорошо понимаю слова Дмитрия Медведева, премьер-министра моей страны, обидевшие, по-моему, многих российских учителей. Понимаю, кто сегодня учитель в моей России: представитель сферы обслуживания. Из этих, которые — «Чего изволите?». Сам-то я так не думаю. Так не думают и учителя школы СОлНЦе — одной из лучших школ Казани и республики. Возможно, правда, что премьер-министр не подумал. И так же как еще один представитель российской власти, хотел сказать «как лучше», а получилось — «как всегда».

Зарплата учителя в Финляндии чуть выше средней по стране. 6—10 человек — конкурс в Университет — если ты хочешь стать учителем. Если зарплата учителя около 3 тысяч евро (и это при небольшом стаже работы), то зарплата директора школы уже около 5 тысяч евро (можно сравнить с моими здесь 30 тысячами рублей, что меньше 500 евро…). Нагрузка школьного учителя — чуть меньше российской. В среднем, думаю, 23—27 часов в неделю, это больше ставки.

«Есть методическая помощь учителям, идущая от министерства образования. Но более там нет чиновника — надсмотрщика над учителем. Нет «липовых» открытых уроков». Фото mic.com

«Свободный человек работает лучше раба»

Что важно — никто не проверяет учителя. «Зайцев» в автобусах и электричках ловят, есть профессия контролера. А учитель — свободен! Финны закрыли свои «РОНО»! Есть методическая помощь учителям, идущая от министерства образования. Но более там нет чиновника — надсмотрщика над учителем. Нет «липовых» открытых уроков. К учителю в класс не может без его приглашения зайти никто, включая директора школы. Вспомним, почему рабовладельческий строй сменился на более прогрессивный? Свободный человек работает лучше раба!

Я люблю свою страну. Потому приехал сюда из Финляндии, потеряв в зарплате и в комфорте. Но мне стыдно за тех, кто считает нормальным не уважать учителя. Моя мама — ей сейчас 92 года — всю жизнь работала учителем русского языка и литературы в казанской школе номер пять. Моя бабушка, заслуженный учитель России, рассказывала мне, как раньше относились к учителю в ее селе, в Верхней Пышме. Да, наверное, тогда учителя уважали во всей России. Верю, что настанет время более светлое, чем сегодняшнее. И мы с коллегами пытаемся приближать это время.

Павел Шмаков

Новости партнеров