«Ситуация по транспорту в Казани хорошая, но...»

«Ситуация по транспорту в Казани хорошая, но...»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Накануне в КГАСУ прошло обсуждение Стратегии развития Казани до 2030 года, а именно той ее части, которая касается транспортной системы. Корреспондент «Реального времени» побывал на встрече и узнал, что в целях разгрузки центра столицу республики со временем могут разделить на семь крупных округов. Эксперты отмечают, что столь масштабный проект будет практически невозможно осуществить только за счет республиканских средств, так что к реализации стратегии планируется привлечь бизнес.

Новый скоростной режим и особое внимание к пешеходам

По мнению участников прошедшего круглого стола, ситуация в транспортной сфере Казани сейчас вполне приемлемая. К примеру, первый заместитель главы города Рустам Нигматуллин охарактеризовал ее, как «более или менее хорошую», но подчеркнул, что городские власти должны принимать меры для улучшения условий для граждан: уделять особое внимание экологичным видам транспорта, а также пешеходному и велодвижению.

О водителях стратегия развития города до 2030 года тоже позаботится: как пояснил заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров, согласно разработанной концепции генплана Казани планируется увеличить среднюю скорость сообщения на легковом транспорте в городе с 22,2 км/ч до 26,9 км/ч. Также планируется повысить связанность территорий города.

— Ситуация по транспорту в Казани хорошая, но мы все понимаем, что процессы изменения городской среды, изменения экономики очень быстро получают свое отражение и в транспорте. Если мы немного ослабим наше внимание, нашу работу, то ситуация может измениться, и это следует учитывать в стратегии, — высказался Кадыров.

«Строительство второй линии казанского метрополитена не за горами»

Также участники круглого стола не обделили вниманием железнодорожный транспорт. По словам градостроителя и казанского архитектора Александра Дембича, один из ключевых моментов по транспорту в стратегии — это превращение железной дороги, проходящей через территорию города, во внутреннюю городскую электрическую железную дорогу в виде «легкого метро».

— Это делается для того, чтобы сформировалось внутреннее транспортное кольцо с пересадочными узлами на стыке радиальных станций метро и других видов транспорта с кольцевой дорогой, — пояснил Дембич. — А метро, думаю, будет продолжать строиться, хотя сейчас возникают и альтернативные предложения, например, воздушное метро, которое гораздо дешевле, чем подземное, но при этом оно позволяет игнорировать сетку улиц. Может быть, воздушное метро заменит подземное, а может, они будут параллельно развиваться.

В свою очередь первый заместитель генерального директора МУП «Метроэлектротранс» Шамиль Гильманов заверил участников встречи в том, что начало строительства второй линии казанского метрополитена, которая пройдет через 10-й микрорайон, ул. Ломжинскую и ул. Сахарова, не за горами. Пока же ведутся работы по завершению строительства последней станции метро первой линии.

Подземные переходы — закопать, а развязки — перестать строить

Также во время встречи спикеры выделили одну из основных проблем города — это пешеходная инфраструктура. По словам заведующей отделом развития транспортного комплекса города ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Елены Боровик, пешеходы в городе страдают, и необходимо в первую очередь уделить вниманию пешеходным переходам, а не велодорожкам. Позицию гостьи из Москвы также поддержали представители ГИБДД УВД Казани.

— На первом месте у нас пешеходы и пассажиры общественного транспорта — все об этом говорят. У меня вопрос: когда руководство города сделает Казань удобной для пешеходов, а не машин? — высказался казанец Анвар Юнусов, который также принимал участие в обсуждении. — У меня есть предложение: перестать строить развязки, закопать подземные переходы, снизить скорость движения, следить за тем, чтобы автобусы подъезжали вплотную к остановке.

В ответ на это Рустам Нигматуллин резонно заметил, что пока закопать переходы и остановить строительство развязок не получится, однако вопрос снижения скоростного режима в городе сейчас активно обсуждается, и в первую очередь речь идет о центре города.

Казань будет разделена на семь крупных «гетто»?

Сейчас стратегия находится в процессе разработки, она обсуждается экспертами и корректируется, однако уже сейчас разработчики выделили один из основных моментов стратегии — это развитие центров планировочных районов Казани. Как пояснил Александр Дембич, подобных центров в городе будет семь, и каждый из них возьмет на себя некие особые функции.

— Сегодня у нас все сконцентрировано в общегородском центре, который из-за этого страдает, потому что там слишком много машин, посетителей, рабочих мест, очень мало жилья и зелени. Чтобы исправить эту ситуацию планируется рассредоточить некоторые функции центра в центры районов. При этом все это надо увязать с транспортной системой, — поделился Дембич.

К примеру, Приволжский район Казани превратится в деловой центр — речной порт будет вынесен на территорию строящегося логистического центра. Для решения данной задачи пришлось привлечь иностранных партнеров из Малайзии.

— В Кировском районе сейчас идет активное развитие Адмиралтейской слободы, Пороховой, Ягодной. Там должен сформироваться свой административный центр и центр общественный, куда будут привлечены и горожане, и туристы. В частности, излучина старого русла, которая сегодня превращена в сточную канаву, должна стать стержнем нового городского парка — это порядка 80 га с выходом к набережной Волги. Сейчас прорабатывается воссоздание Петровской верфи, как музейно-выставочного комплекса. Этим занимается Нацмуцзей серьезно. К 80-му году это должно быть реализовано, — рассказал наш собеседник.

В Московском районе также должна сформироваться система общественных пространств, которые будут размещаться вдоль проспекта Ибрагимова и ул. Декабристов. Как заметил Дембич, даже генплан, датированный 1969 годом, предусматривает то, что там должен возникнуть линейный общественный центр, который начинается от Северного вокзала и заканчивается близ Кизического монастыря.

Новый мост и помощь от бизнеса

— Ново-Савиновский район — это, во-первых, обязательно выход к набережной Казанки. Он также характерен тем, что там уже сформированы крупные спортивные объекты города. И он, видимо, и будет продолжать эту функцию, что это такой спортивный центр города, но там еще пока недостаточно обустроена набережная правобережная, — поделился Дембич.

Спикер сообщил, что в августе планируется проведение Международной летней школы по созданию Компрессорного транспортно-пересадочного узла, что станет основой для преображения Советского района.

— Начиная с этой ключевой точки и к Советской площади, затем к территории старого аэропорта будет сформирован центр Советского района. Надо сказать, что не зря же там построили эти «Лазурные небеса» — это самая высокая точка города. Наверное, в этом районе сформируется довольно крупный деловой кластер с высотными зданиями, и все это превратится в такую единую систему со строительством нового транспортного перехода в районе Советской площади на ту сторону Казанки — может появиться новый мост, — рассказал наш собеседник. — А про Авиастроительный пока не готов сказать.

По мнению Александра Дембича, подобный проект будет трудно осуществить только за счет муниципальных и республиканских средств. Для реализации проекта необходимо привлекать местный бизнес.

Лина Саримова, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров