«Какое отношение Омск, основанный 300 лет спустя после походов, имеет к Ермаку?»

Профессор РАН о спорах вокруг памятника «покорителю Сибири», казанском солнце и несостоявшемся Булгаре сибирских татар

Широкий резонанс вызвали действия активистов Совета омской городской общественной организации татарской национальной культурной автономии, которые выступили против того, чтобы городская администрация устанавливала бюст Ермака в Советском парке в честь 300-летия со дня основания города. Научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук профессор Игорь Белич в своем интервью «Реальному времени» пояснил, почему ставить памятник Ермаку или Кучуму сложно, и рассказал о своей попытке увековечить память исторического события, реконструировав городище Искер.


Нужна альтернатива

— В Интернете появился ролик, в котором активисты Совета омской городской общественной организации татарской национальной культурной автономии выступают против установки бюста Ермаку в Омске. Как вы относитесь к такой позиции?

Я считаю, что в таком деле должны приводиться какие-то аргументы, все зависит от того, под каким соусом это все подается. Я с их позицией и доводами не знаком. У нас в Тобольске в 1839 г. на народные деньги был установлен и торжественно открыт памятник Ермаку (архитектор А.П. Брюллов). За этим следил сам император: ему ежемесячно докладывал министр внутренних дел, а тому — генерал-губернатор. На высочайшем уровне решался такого рода вопрос, таковой была и мера ответственность чиновников даже за частные пожертвования, не говоря о государственных средствах. Не то, что ныне…

У нас есть региональная общественная организация «Наследие», они тоже возмущались по этому поводу, но при этом аргументировали, мол, Ермаку памятник есть, а Кучуму — нет. В сущности это памятник не «покорителю Сибири Ермаку», а мемориальная стела, мемориализация события — присоединения Сибири. Эта организация не просто выступала против, вообще ничего не предлагая, но исходила из того, почему Кучуму нет памятного знака, а Ермаку есть — вот такая позиция. В принципе, эту точку зрения я разделяю. Но речь не идет о памятнике, а об облике и того, и другого нам ничего неизвестно. Поэтому я предложил идти по другому пути, который не реализован до сих пор, к сожалению.

По поручению президента России (№Пр-516 от 23.03.2003) В.В. Путина и правительства РФ (№П-12-03518 от 29.03.2004) в Тобольске реализовывалась целевая областная программа «Создание туристического центра Западной Сибири на базе историко-культурного наследия г. Тобольска». Мэр города Евгений Михайлович Воробьев, в настоящее время он председатель комитета по делам национальностей Тюменской области, обратился ко мне: «Игорь Владимирович, у нас в городе в основном представлены русская культура, православие и нет татарского, мусульманского компонента. Возьметесь за работу?».

Я взялся — пригласил Яхина Фарида Закизяновича из Казани (доктор филологических наук, профессор КФУ, — прим. ред.), свою коллегу Зайтуну Тычинских (кандидат исторических наук, — прим. ред.), обратился к краеведам. Мы доработали «Дополнения к программе», затронув город и пригород, в том числе городище Искер. Эти разработки затем были введены в «Стратегию развития туризма на территории архитектурно-ландшафтного заказника «Абалакский природно-исторический комплекс», куда вошли предместья Тобольска, включая Искер.

Я работал с Институтом наследия им. Д.С. Лихачева. Меня там утвердили как старшего научного сотрудника, занимавшегося объектами историко-культурного наследия как раз по проектированию заказника «Абалакский природно-исторический комплекс». Благодаря этнокультурной составляющей были расширены границы комплекса. Но из целого ряда объектов удалось отстоять лишь Искер. Я имею в виду разработанный мною «Проект воссоздания части оборонительных сооружений городища Искер». А это — научное обоснование, как историко-культурное, так и архитектурное, на основе чего ЗАО «Градопроект» создал генплан, серию эскизов, провел и иные работы, топосъемку. Это все финансировало правительство Тюменской области. Специалистами «Градопроекта» были даже подготовлены рабочие чертежи, словом — бери и строй. Но, к сожалению, на том проект и закончился, а «деньги — на ветер». Такова вот реальность и мера ответственности в наши дни…

Реконструкция части оборонительных сооружений городища Искер, основанная на многолетнем анализе комплекса исторических источников, разумеется, должна была расположиться не на самом городище — памятнике федерального значения. Ей была отведена территория в некотором удалении, но так, чтобы ландшафтная зона соответствовала Искеру историческому

30 метров — это сама крепостная стена плюс оборонительные башни, конструкция у всех разнообразная в соответствии с данными археологии, поскольку реконструкция велась на основе, прежде всего, археологических данных. Так уж случилось, что мне, этнологу, довелось организовывать раскопки дважды — в 1988 и 1994 гг.

На основе раскопок, проводимых под началом А.П. Зыкова (кандидат исторических наук УрО РАН, Екатеринбург, — прим. ред.) было выявлено шесть «строительных горизонтов». Два последних горизонта существования Искера, относящиеся к наиболее ярким страницам истории этого древнего города Западной Сибири (60—80-е XVI в.), наблюдаются более или менее четко. Поэтому можно было реконструировать стену и башни, безусловно, привлекая дополнительные материалы, в том числе по русскому деревянному оборонительному зодчеству, а также культовой архитектуре сибирских татар. Есть и графические реконструкции Зыкова, их вполне можно было воссоздать. Там три различные оборонительные башни — 8-, 10- и 5-метровые в высоту, и крепостные стены разных конструкций: срубной тарасной и так называемой «городней». Внутри стен — жилое пространство для размещения воинов, которые охраняли крепость и могли вести бой при ее осаде. Это на первый и общий взгляд.

Основная цель воссоздания части оборонительных сооружений городища Искер состоит не в реконструкции фрагмента его крепостной стены и башен. Ведущая цель проекта имеет, по сути, мемориальную и музееведческую направленность, которая и заключается в двух задачах ее воплощения в жизнь для нынешнего и будущего поколений сибиряков, а также потока российских и зарубежных туристов. Во-первых, в мемориализации — увековечении исторической памяти этого известного в Тюменском регионе, Сибири, России в целом и отчасти в мире исторического места, уникальной территории, откуда «есть пошла земля Сибирская». Во-вторых, в музеефикации — развертыванию в некоторых из реставрируемых объектах экспозиций (интерьеры, артефакты, копии, изобразительный материал, макеты) по истории знаменитого археологического памятника, связанного с эпохой существования сибирско-татарской государственности, походом дружины Ермака и присоединением Сибири к России.

Задумка заключалась не только в том, чтобы можно было пройти по воссозданной в натуральном объеме крепости и представить, как происходили события. Это, скажем так, интерактивная зона. А внутри я хотел поместить музей Кучума и Ермака — такого музея нет нигде. Все у нас есть. Конечно, понадобится заказывать некоторые доспехи и оружие, делать макеты и копии тех или иных артефактов, но, в принципе, материал для этого у нас, в фондах Тобольского музея, имеется.

«Проводить увеселения на кладбище нельзя даже по светским понятиям»

— Но проект сейчас приостановлен?

Не сейчас, а уже лет 7 как прошло. И непонятно, почему, ведь он был утвержден губернатором Тюменской области. Тем временем «Наследие» активно продолжает свою деятельность. Согласно нашему проекту напротив Искера должен быть воссоздан еще один культовый объект — астана (захоронение мусульманского святого, — прим. ред.) — там, где он и находился прежде.

Когда я занимался землеотводом 1 га под наш проект, «Наследию» тоже выделили на этой территории 1,5 га. Причем, как было сказано, они опирались на мою статью об астане вокруг Искера. Зачем такой большой участок, подумалось, если речь идет об объекте сугубо культового назначения? Но на самом деле их замысел был масштабнее. А именно: построить там мечеть на 3 тысячи человек.

Я им говорю: «Какая мечеть? Во всех странах мусульманского мира принято строить мечеть лишь в населенном пункте. По православной традиции часовня может быть установлена на месте битвы или трагической гибели. У мусульман это не принято, тем более мечеть на 3 тысячи человек — даже в Тобольске столько не собираются». Тем не менее они строят. Более того, там начали ежегодно проводить фестиваль историко-культурного наследия «Искер-джиен».

Название взято казанское. Это, по существу, то же самое, что Сабантуй. Я сетую: «Как можно проводить фестиваль на месте, где предположительно находилась астана?» В свое время даже писал статью о том, что это место сакрализовано, даже останки городища сакрализовывались. Через некоторое время заговорили и о музее, мой коллега-археолог сделал проект музея, правда, я не знаю, какого.

А время шло, я уже обратился к зампреду Тюменской областной думы Г.С. Корепанову, приехал с документами, главным инженером, который делал проект, и потенциальным подрядчиком. Оказалось, что он и не знал ничего. Воодушевились, поинтересовались «ценой вопроса», пообещали подать записку губернатору и пригласить нас вновь для окончательного решения вопроса. Было сказано: «Какая еще общественная организация, коли памятник федерального значения, проект финансировался правительством Тюменской области?» Проходит время — тишина. Я вновь позвонил не так давно Е.М. Воробьеву и объяснил, что на сакральной территории не надо проводить «Искер-джиен» — пляски, песни и т.д.; проходя мимо астаны, даже громко говорить нельзя. Рядом, в двух шагах, еще и действующее православное кладбище. Вы представляете? Тут «фестивалят», а здесь идут похороны. Но все безрезультатно. Не знаю, к кому и обращаться за поддержкой нашего проекта.

Там они сначала установили камень, потом сделали сооружение из кирпича, написали, что здесь будет сделано. Видимо, зимой при похоронах трактор его немного порушил. Тут же они подняли шумиху, Луиза Шамсутдинова начала поднимать татар: им нужен повод, дабы заявить, что их притесняют. В общем, работы они ведут, проводят «Искер-джиен» возле некрополя.

На месте или вместе с астаной было татарское кладбище. Оно сгорело в 1881 году, и больше его не восстанавливали. На этом ли месте, на другом ли позже возникло православное кладбище — так и бывает зачастую, но специальных исследований там не проводилось. Как бы там ни было, на этом месте или на другом месте необходимо восстановить астану как духовный памятник. Кроме того, известно, что там были захоронены стрельцы князя Болховского, поэтому там нужно провести исследования и установить часовню. Тем более село Преображенское, которое граничит с левой стороны Сибирки с Искером, по данным 1523 года, называлось Преображенский погост. Погостом в то время называлось что? Кладбище. Новое русское поселение не будет называться со словом «погост», то есть со словом «кладбище». Это убедительный признак того, что там было кладбище.

Можно и нужно сделать и астану, и часовню независимо друг от друга. А на другой стороне, где предполагается воссоздание части оборонительного сооружения городища Искер и музей Кучума и Ермака, намечено установить площадку для проведения культурно-массовых мероприятий. На эскизах это все отражено, но пока все это не двигается дальше эскизов.

Пока назвали в ауле Кобяк улицу именем Кучума. Руководитель организации «Наследие» Луиза Шамсутдинова как раз оттуда родом, если не ошибаюсь. Похвально, что она смогла отстоять эту инициативу, потому что это довольно сложно. Это вполне уместно, потому что если мы не знаем, откуда и по какому пути пришел Кучум в 1563 году, то достоверно известно, что после поражения под Чуваши, он бежал как раз по этой старой дороге. Если быть точнее, то в нескольких десятках метрах, где левее, где правее, местами сохранились сваи от прежних деревянных мостов. Дорога так и называется — «дорога Кучума». А это, в принципе, старо-омский тракт.

Искер в свое время назывался «Старая Сибирь». Например, на чертеже Ремезова 1703 года, который мне прислали из библиотеки Гарвардского университета, тоже обозначено «Старая Сибирь». А Тобольск назывался Новая Сибирь. Старая Сибирь, Кучумово городище — это были такие маркеры для первых крестьянских поселенцев.

Там есть табличка, на которой написано, что улица Кучума, причем не только на русском, но и на татарском языке. Когда я проезжаю мимо с журналистами или с археологами, я всегда говорю: «Сейчас будет улица Кучума, можете сфотографировать». И люди с удовольствием останавливаются. Я считаю, что это бренд. В этом как раз заслуга Луизы Шамсутдиновой.

Со своей стороны, могу предложить еще одну идею. Сейчас многие и не знают об исторических деятелях. Да, табличка на деревянном заборе есть. Но рядом можно поставить памятный знак, что здесь в 1582 году после падения Себер туры, столицы Сибирского ханства, Кучум проследовал в верховья Иртыша, сделать об этом соответствующую надпись. Кроме того, можно сделать барельеф — профиль можно сделать усредненным. Но главное, на что можно опираться, — это шлем, оригинал которого хранится в Оружейной палате.

«Ермак ни к чему»

Возвращаясь к омичам, я бы не поднимал этот вопрос вовсе. Кто-то хочет Ермаку поставить бюст. Вот Бухгольцу поставить — другое дело. Вот кто достоин памятника — тот, кто основал Омскую крепость. Там Ермак ни к чему, ни к месту.

— Получается, Ермак не имеет никакого отношение к Омску?

— Ну какое отношение к нему имеет Омск, который был основан 300 лет назад, только в начале XVIII века? И взять Тобольск — 1587 год, есть разница? Какое отношение Ермак имеет к Омску?

Элите надо не просто говорить о том, что они не хотят установки, а предлагать альтернативы. Ермак такой же, как и Кучум — пришел, завоевал. Сошлась тогда, как говорится, Европа с Азией. Есть надежные источники, и тут нечего скрывать. То, что Кучум ввел ислам — да. Но он только положил начало исламу. Астана — проявление еще и доисламской традиции.

Не надо из одной крайности переходить в другую, это исторический процесс.

— Расскажите про личность Ермака — кем был этот человек, если судить объективно?

— Ермак — это прозвище. Его имя — Василий Тимофеевич Аленин. Но это сообщается в более поздних источниках, на самом деле мы ничего не знаем о его родословной. То, что он был поволжским казаком, это да. То, что возглавил поход в Сибири — несомненно.

Собственно говоря, его наняли Строгановы, которые получили в вотчину земли не только в Приуралье, но и за Уралом. Есть факты, свидетельствующие о том, что какие-то охотничьи угодья здесь появлялись даже раньше — русская керамика встречается аж с XII века. Видимо, с севера заходили новгородцы. Освоение шло не махом, а постепенно. И поход Ермака не планировался. Сначала пелымский князь, потом племянник Кучума напали на Пермские земли. И что делать Строганову? Ему оставалось только обезопасить свои рубежи, и он нанимает дружину Ермака.

Этот поход был предпринят как бы в ответ на набеги татар и манси. Но казаки действуют молниеносно, это не стрельцы, которые не знают территорию. Это же и не всадники, которые на Куликовом поле встречаются, это такая партизанская война. Оказались успешнее казаки, Кучум бежал, пытался поднять всех, вплоть до Барабы, но не все за ним шли. В итоге Кучума убивают те же ногайцы. Это был совершенно короткий поход. На помощь прислали стрельцов князя С.Д. Болховского, они умерли с голоду. Ермак погибает в 1585 году. А оставшиеся казаки уходят обратно на Русь.

Потом идут другие, строят города — Тюмень, Тобольск, но и там участвуют сподвижники Ермака. Участвуют многие из сибирских татар, принимают участие как раз в походах на Омск. Была целая казачья бригада казаков-татар. Все они известны, данные о них содержатся в архивах. Они несли службу, получали за это деньги, как все служилые люди, участвовали в походах, основывали Омск. Они строили и Тобольск, и Томск.

Ермак — это покоритель Сибири, но у него же еще была дружина. Потом пошла не вооруженная, а естественная колонизация. Потом сделали Ишимскую оборонительную линию, чтобы защищаться от казахов.

«Казанские татары считают, что все остальные крутятся вокруг них»

— Сколько татар живет в Сибири? Где, в каких городах они в основном проживают?

— Конечно, татары в основном проживают в сельской местности. Прежде всего, это Тюменская область — Тобольский, Вагайский, Уватский, Ярковский районы. Это территориально-этнические группы. Есть тюменские татары, тобольские татары, которые тоже подразделяются. Например, к тобольским относятся заболотные татары. Кроме того, есть тевризские татары, тарские татары, их уже меньше. На юге татары проживают в Тарском, Большереченском, Муромском районах.

На востоке — это барабинские татары. Они больше держатся особняком, занимаются скотоводством. У тюменских татар добротные дома, палисадники, дворы, а у барабинских все совсем не так. Но, может, за последние годы что-то изменилось, я уже давно не бывал там. У них другая лексика. Кто-то говорит, что это этнографическая группа, а кто-то говорит, что это самостоятельный этнос. На уровне языка и верований они ближе к Алтаю, к телеутам. Видимо, первые переселенцы появились из Средней Азии. Этноним свой «перетащили» из Средней Азии. Сложился один народ или нет? Казанцы говорят — нет, омичи говорят — да, лингвисты говорят — да. У каждого своя точка зрения. Просто казанцы подбирают под себя все.

Казанцы всегда все подтягивают под себя. Как в гелиоцентрической системе все движется вокруг Солнца, так и казанские татары считают, что все остальные крутятся вокруг них. Это тоже доктринерская позиция, может быть, она когда-то сменится.


Гуландам Зарипова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Игорь Владимирович Белич родился 13 августа 1958 года в городе Термез Сурхандарьинской области Узбекской ССР.

  • Окончил исторический факультет Омского государственного университета в 1980 году.
  • 1980—1982 — учитель истории и обществоведения Ореховской средней школы Усть-Ишимского р-на Омской обл.;
  • 1982—1987 — ассистент, преподаватель кафедры истории Тобольского государственного пединститута (ТГПИ) им. Д.И. Менделеева;
  • с 1987 по настоящее время — профессор, научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий отделом археологии и этнографии (с 1988 г.) Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (ТГИАМЗ).
  • Область научных интересов — этнография народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, памятниковедение (проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия народов Западной Сибири), этнографическое музееведение (научное проектирование экспозиций; история комплектования этнографических коллекций ТГИАМЗ и их каталогизация), тюркология, фольклористика, культурология, краеведение.
  • Научно-организационная деятельность: организатор краеведческого музея в Ореховской средней школе (1981—1982); замдекана исторического факультета ТГПИ им. Д.И. Менделеева (1983—1984); организатор и руководитель этнографических экспедиций студентов истфака ТГПИ (1982—1984, 1986—1987); этнографических экспедиций Тобольского музея (1987—1992); организатор совместных с ТГИАМЗ и Институтом истории и археологии Уральского отделения РАН археологических раскопок городища Искер (1988, 1993); организатор художественно-этнологических выставок ТГИАМЗ в Тобольске, Сургуте, Надыме, Кургане и др.; член редколлегии историко-краеведческого альманаха ТГИПМЗ «Сибирская столица» (1998, 2000); член оргкомитета Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (1998—2000) и редколлегии его изданий: «Сибирские татары» (1998), «Обские угры» (1999); член ученого и научно-методического совета ТГИАМЗ.

Новости партнеров