«Беседы об Архиерейской даче»: историки ждут мусульманско-православного диалога о резиденции булгарских князей

Городской совет старейшин, активно выступавший за перезахоронение останков казанских ханов в Кремле и получивший одобрение от властей республики, переживает еще за одно историческое место, которое остается вне внимания горожан. В редакцию «Реального времени» обратился общественник-старейшина Рауф Ибрагимов и рассказал о территории в районе Архиерейского леса (недалеко от Оренбургского тракта), где удивительным образом переплелись судьбы памятников православной и мусульманской культуры.

А может подкинули?

По версии члена совета старейшин Рауфа Ибрагимова, на этой территории располагается средневековое мусульманское кладбище (захоронения), которое обделено вниманием как властей, так и исследователей. Впрочем, к словам Рауфа Абдулловича мы отнеслись достаточно осторожно и обратились к одному из казанских краеведов, который ответил, что наслышан о древних камнях (XIII—XIV века), однако высказал предположение, что их могли подкинуть, и посоветовал пообщаться с археологами.

Замдиректора Института археологии им. Халикова АН РТ Фаяз Хузин подтвердил, что объект действительно древний и последние раскопки здесь проводились в 1997 году.

— Объект заброшенный, да. Как это восстановить, как памятник сохранить? Я помню, что даже с бывшим министром культуры РТ Зилей Валеевой мы ходили туда, смотрели как привести в порядок. Там же очень такое уютное место, можно сделать парк. Что-то там планировали и опять все осталось без внимания, — констатировал Хузин.

Камни над могилами булгарского эмира и принцессы?

Раскопанное городище археологи назвали Кабанским, и, по версии советского историка Николая Калинина, здесь в средневековье был укрепленный феодальный замок времен Золотой Орды, служившего резиденцией князя, а далее в XVII веке появился монастырь (об этом чуть ниже).

Как рассказал «Реальному времени» татарстанский археолог Альберт Бурханов (фото на постере), по его версии, на территории городища располагалась резиденция казанских ханов, а также средневековое мусульманское кладбище. Доказательством тому служат находки, обнаруженные во время редких археологических раскопок: в первую очередь, это три надгробные мусульманские плиты, две из которых сохранились до наших дней. Как пояснил «Реальному времени» Фаяз Хузин, один из камней находился над могилой умершей в 1297 году булгарской принцессы Алтын-Бэртек, а вторая плита принадлежит могиле эмира булгарского Хасан-бека сына Мир-Махмуда (вторая половина XIV столетия).

— Эти «элитные» могилы были на территории городища. Само городище раскапывалось три раза: Николай Калинин копал, потом поработал там Альфред Халиков, а потом там заложил раскоп Альберт Бурханов. Самые ранние находки принадлежат к золотоордынскому времени, также были находки периода Казанского ханства. Насчет того, что в это время (в период Ханства) было там на кладбище, мне лично неизвестно. Альберт Бурханов там какие-то склепы исследовал, но насчет даты надо обсуждать — ханского времени они или более поздние. Однако древние мусульманские захоронения золотоордынского периода там есть, — сообщил Хузин.

Фаяз Хузин подтвердил, что объект действительно древний и последние раскопки здесь проводились в 1997 году. realnoevremya.ru/Тимура Рахматуллина

Православная обитель возрождается

Отметим, что параллельно с научными дискуссиями на одной части горы идет активное возрождение Ново-Иерусалимского монастыря в Казани. По сути, памятник оказывается местом встречи двух культур — исламской и христианской.

Православная история городища начинается примерно в середине XVII века, когда казанский митрополит Лаврентий II основал на территории городища Воскресенский (Ново-Иерусалимский) монастырь. Чуть позднее казанский владыка Тихон III построил здесь новый надворный храм во имя Тихона Святого. А другой митрополит Вениамин и вовсе добился у Екатерины II получения средств на строительство загородного Архиерейского дома. Впоследствии этот объект даже получил название «Архиерейская дача».

Вообще, Кабанское городище крайне интересно своими межконфессиональными переплетениями.

Сейчас за благоустройство городища серьезно взялась казанская епархия: одно здание за другим переходит в ее собственность, а на территории археологического памятника (которая пока принадлежит республике) во всю кипит работа — строения ремонтируются, на них водружаются купола и кресты. К примеру, ремонт начался в уже бывшем здании Татарского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Напомним, ранее в своем интервью митрополит Феофан прокомментировал «Реальному времени» ход работы на данном объекте — речь идет о возрождении Ново-Иерусалимского монастыря. По словам митрополита, уже закончена крыша, а над главным корпусом стоят кресты и купола.

Аграрии пакуют вещи

В Татарском научно-исследовательском институте сельского хозяйства, которому раньше принадлежала территория, подтверждают, что они постепенно покидают городище и передают здания епархии.

— Мы раньше два здания занимали. Старое здание мы освободили примерно три года назад. Мы сейчас в одном новом здании располагаемся (оно построено в 1969 году). Насколько мне известно, также была передана арка, в которой раньше у нас находился музей, затем здание бывшего монастыря трехэтажное и наше второе здание. Раньше за объекты эти и за территорию мы отвечали: убирались, наводили порядок, в том числе и парк ежегодно приводили в порядок, а они пока занимаются внутренней отделкой, ремонтом зданий, — рассказала «Реальному времени» заместитель директора института по научной работе Фавзия Гибадуллина.

Действительно, арка (бывший музей сельского хозяйства), которая является входом в ханскую резиденцию сейчас вмещает в себе Тихоновскую церковь. А на здании, ранее принадлежавшем институту, появился купол с православным крестом.

Редакция «Реального времени» направила официальный запрос в адрес Татарстанской Митрополии в минувшую среду, однако в связи с приездом в республику патриарха Кирилла, а также последующим отъездом владыки Феофана в Москву, получить оперативный комментарий по данному вопросу не удалось. «Реальное время» готово предоставить митрополии высказать свою позицию по ситуации.

Кто виноват: «Иваны, не помнящие родства», занятые археологи или спящие муллы?

В процессе подготовки материала, опрошенные нами эксперты пытались найти ответ на вопрос о том, почему на фоне активного восстановления многих исторических памятников, а также взятый властями курс на создание туристически привлекательных мест, о городище, где нашли памятники чуть ли не XIII века, до сих пор никто не знает.

— Мы сами, как татары, не очень интересуемся и почти не знаем собственной истории. Спросите у любого казанца-татарина, вряд ли из ста человек хоть один знает, что у нас есть резиденция казанских ханов, — высказался свое мнение член Совета старейшин Казани Рауф Ибрагимов.

В свою очередь, Альберт Бурханов указал на пассивность татарстанских археологов, а также религиозных деятелей.

— Это претензии к археологам Республики Татарстан. У нас целый институт работает, 80 человек — я не знаю, чем они занимаются. Я, конечно, не могу в их дела лезть… Из-за отсутствия денег или другой политики не провели нормального изучения городища. Все работают в основном то в Булгаре, то в Свияжске. Нет планомерных программ по изучению археологии всей республики, — высказался Бурханов. — И это пассивность наших религиозных деятелей — они спят просто. Надо, чтобы наши религиозные деятели, общественность среагировали. С исполкомом Казани поговорить надо, с министерством культуры.

Рауф Ибрагимов: «Мы сами, как татары, не очень интересуемся и почти не знаем собственной истории...». realnoevremya.ru/Лины Саримовой

В свою очередь, замдиректора института археологии АН РТ Фаяз Хузин согласился с тем, что в городище необходимо провести дополнительные раскопки, однако для этого необходимо создать комиссию, в состав которой войдут представители православного и мусульманского духовенства, плюс археологи, историки, а также реставратор и архитектор.

— Мы бы выдвинули свое видение, как сохранить памятник, другие члены комиссии выступили бы со своими предложениями. Не дай бог, чтобы между двумя конфессиями на этой почве возник спор. У нас есть множество примеров, когда и православные, и мусульманские памятники уживаются рядом. Пожалуйста: Благовещенский собор, а рядом в сквере остатки мечети Кул-Шариф. Работать надо в этом направлении, — высказался Хузин.

«Мы посещаем эти места, молимся за тех, кто там лежит»

На критику в адрес ДУМ РТ ответил заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Хайруллин, который сообщил, что духовенство в курсе сложившейся ситуации, и на самом деле, все не так плохо, как кажется — работа над данной проблемой ведется.

— При нас существует Совет аксакалов, которые неоднократно поднимали этот вопрос, они активно занимаются им. Этот вопрос у нас стоит на повестке дня и совместно с Всемирным конгрессом татар, совместно с общественностью мы обсуждаем, как можно будет правильно сделать и поступить. В первую очередь вместе с общественностью, вместе с волонтерами, вместе с нашим активом надо привести объект в более надлежащий вид, очистить, чтобы можно было увидеть все это. Перед тем, как обращаться к президенту, к нашим православным коллегам, мы должны примерно понять, чего мы хотим: в первую очередь сохранить, уберечь. Так как там пресекаются две культуры — и православие, и ислам, надо сделать так, чтобы ни в коем случае не нарушить ничьи традиции, — прокомментировал Рустам хазрат.

Для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, требуется активное участие волонтеров, а в дальнейшем, по словам Хайрулина, необходимо садиться за стол переговоров с министерством культуры, так как это мусульманское наследие, которое необходимо сберечь.

— Мы посещаем эти места, как представители духовенства, молимся за тех, кто там лежит. Со своей стороны, мы стараемся все выполнять, осталось только вместе с общественностью привести все в порядок, — сообщил Рустам хазрат. — Также необходимо провести переговоры с нашими православными коллегами, ведь там, где соприкасаются интересы, мы должны идти вместе, совместно решать эти вопросы.

Заповедник встречи двух культур?

По словам члена Совета старейшин Казани Рауфа Ибрагимова, не стоит причислять городище к православию или мусульманству, так как это историческое место для обоих религий. Правильнее было бы сделать его заповедной зоной, которая вполне могла бы заинтересовать туристов. Данную идею поддержал и Фаяз Хузин, и Альберт Бурханов.

— Я бы хотел, чтобы это было частью заповедника, как в Казанском кремле, где есть мечеть, церковь. Могилы надо привести в порядок, которые сейчас затоптаны. Зиля Рахимьяновна с удовольствием, я думаю, будет курировать проект. Это был бы прекрасный объект. Его можно сделать не религиозным, а гражданским. Там есть отличный парк, там можно посадить новые деревья. Мы должны быть вместе, — высказался Бурханов. — Там даже больших денег не надо — почти все благоустроено. Кабан (озеро) рядом, спортивные сооружения рядом, можно досадить деревья, — заключил Альберт Бурханов.

Взгляд со стороны представил журналист и правозащитник Максим Шевченко, предложивший несколько вариантов решения проблемы.

— Думаю, такие вопросы надо обсуждать не кулуарно, а открыто. Давайте проведем конференцию. Если есть какая-то проблема, я как член Совета по правам человека по межнациональным отношениям готов поучаствовать. Уверен, владыка Феофан тоже согласится. Давайте открыто, с привлечением интеллигенции — православной, исламской, — с привлечением ученых, археологов, архитекторов обсудим это широко за круглым столом. Обсудим все проблемы археологических или исторических исследований на территории древней Казани. Мне кажется, это единственный путь, — высказался Шевченко.

Спикер уверен, что митрополит Татарстанский Феофан поддержит подобный путь решения, правда, с тем условием, что проблема действительно сложная, а не раздутая.

— Я считаю, как москвич, который живет в городе, страдающем постоянно от начальства, которое решает то так, то сяк Москву уродовать, такой уникальный город, как Казань должен быть более демократичным, и во всем, что касается казанских ландшафтов, культурных памятников, безусловно, надо советоваться с людьми. Мы не должны видеть разрушение наших памятников, наших исторических объектов. Для этого — для их восстановления просто надо изыскивать средства и возможности. Я считаю, что должен быть создан какой-то фонд, может быть, по реставрации, восстановлению архитектурного и культурного памятника, и из этого фонда должны какие-то средства идти, которые должны контролироваться общественностью в том числе, — заключил наш собеседник.

Также Максим Шевченко рассказал о том, каким он знает митрополита Феофана.

—Я просто люблю его как одного из самых мудрых, духовных и уравновешенных людей, кого я встречал в своей жизни. Владыка Феофан — это опытнейший духовный наставник в первую очередь. Это опытнейший политик, который в самые трудные годы чеченских войн работал на Кавказе, который был в Беслане вместе с детьми Беслана, был там с первой минуты, видел весь этот ужас, кровь, отчаяние, преступления террористов. Бесстрашно шел на переговоры всегда, который ничего не боится, который понимает мусульман, как, поверьте, ни один другой епископ РПЦ. Он много лет работал на Ближнем Востоке, великолепно знает язык, культуру Ближнего Востока, ему доверяли, когда он еще был молодым монахом, очень важные поручения духовного плана, которые имели в том числе и государственное значение. Я считаю, то, что владыка Феофан находится в Казани, — это просто подарок Татарстану, — резюмировал Шевченко.

1/66
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
  • Лина Саримова
Лина Саримова, фото автора и предоставлены Альбертом Бурхановым
Валеева Зиля Рахимьяновна

Новости партнеров