Ахмадзаки Сафиуллин: духовный наставник трех муфтиев и дед главного налоговика Татарстана

В Казани открылась экспозиция к 120-летию исламского проповедника

Ахмадзаки Сафиуллин: духовный наставник трех муфтиев и дед главного налоговика Татарстана
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Выставка, посвященная 120-летию Ахмадзаки Сафиуллина — учителя Талгата Таджуддина, Гусмана Исхакова и Габдуллы Галиуллина — открылась накануне в Казани. Как рассказали гости, именно он пронес религиозные традиции до наших дней, и помогли ему в этом его верные шакирды. На встрече с имамами и гостями мероприятия побывал и корреспондент «Реального времени».

Без Талгата Таджуддина и Марата Сафиуллина

Накануне в Казани открылась выставка «Времена не выбирают…», посвященная 120-летию Ахмадзаки Сафиуллина (1896–1995) — видного исламского деятеля, учителя многих современных муфтиев и имамов России. Экспозиция заняла помещение в Музее исламской культуры при мечети «Кул Шариф».

Посетители могут увидеть старинные книги из личной библиотеки хазрата, личные записи, документы и личные вещи (чалма, чернильная ручка, зубная палочка-мисвак, тюбетейки, четки (тасбих) и др.). Также в экспозиции представлен широкий спектр фотографий.

Как рассказала корреспонденту «Реального времени» начальник музея Нурия Гараева, на открытие пригласили многих известных его учеников — Талгата Таджуддина (верховный муфтий России, председатель ЦДУМ), Гусмана Исхакова (экс-муфтий Татарстана), Мансура Джалялетдина (имам-мухтасиб, имам мечети «Аль-Марджани»). Позвали также и руководителей Духовного управления мусульман РТ, родственников мусульманского деятеля.

Однако из учеников пришли лишь первый муфтий РТ Габдулла Галиуллин и имам-мухтасиб Зеленодольского района Габдельхамид Зиннатуллин. Талгата Таджуддина, как выяснилось, в этот день вызвали в Москву, а Гусман Исхаков за день до мероприятия слег в больницу. ДУМ РТ представлял руководитель отдела дагвата муфтията, имам-хатыб Апанаевской мечети Нияз Сабиров.

Потомки Ахмадзаки хазрата по неизвестным причинам тоже не пришли, хотя некоторые надеялись увидеть его внука Марата Сафиуллина — главу УФНС по РТ.

Встреча открылась, как полагается в подобных случаях, с чтения Корана и молитвы-дуа. Затем пошли приветственные слова гостей и осмотр экспонатов.

— Готовя выставку, мы нашли несчетное количество материалов, которые характеризуют его с разных сторон и раскрывают атмосферу того времени. В тех обстоятельствах, в которых жил религиозный деятель, было сложно оставаться мусульманами, — подчеркнула Гараева.

Преподаватель, сторож и мулла

По ее словам, 120-летие хазрата — весьма условная дата. По распространенной версии, он родился в 1896 году, но отец записал его на несколько лет позже — 1899 год, чтобы не отдавать сына на военную службу.

— Об Ахмадзаки хазрате известно мало, — сказала нашему изданию Гараева. — Он был человеком весьма скромным, сдержанным, немногословным. Его беседы были избирательны, да и опасно было много говорить. Он получил фундаментальные знания, но начиная с 1920-х годов они оказались невостребованными.

Как отметил исследователь жизни Сафиуллина Рауф Ибрагимов, выпустивший в прошлом году книгу о нем (издательство «Иман»), родился Ахмадзаки в обычном селе Нурлатского района, в беднейшей семье. Учился в одном из обычных медресе (Кизляу), коих было много в Татарстане. Но знания получил колоссальные.

Как впоследствии скажет о нем Талгат Таджуддин, знания, полученные от Заки хазрата, значительно превосходят те, что он получил от профессоров «Аль-Азхара».

Уже во время учебы в медресе он проявляет незаурядные способности и остается там же преподавать. Однако времена наступили смутные — революция, после которой началось строительство молодой Советской республики. И тогда кто-то из его шакирдов ему прошептал, что завтра придут его арестовывать, поэтому мулле нужно срочно уезжать. И он отправляется в Среднюю Азию.

— После Кизляу он уезжает в Среднюю Азию, известно, что какое-то время жил в Оше, — сообщила Гараева. — Он находил те места, где сильны традиции суфизма. Сам он принадлежал к кизляускому суфийскому братству тариката Накшибандия. Это были единомышленники, их связывало общее прошлое, духовные нити. Они встречались, делились знаниями, взаимообогащали друг друга. Его можно считать суфием, но о его суфийских практиках нет информации.

Через несколько лет он возвращается в Татарстан. Однако человеку «с шлейфом муллы» не выдавали паспорт и не брали на работу. С трудом ему удалось устроиться сторожем в казанском зоопарке. Такие люди, по словам Габдуллы Галиуллина, считались «ненадежными». Имамом он работать не мог, поскольку работой это не считалось, стаж не шел, пенсия муллам не начислялась.

— В 1959 году, выйдя на пенсию, он вернулся к любимому делу — стал работать в мечети, — продолжает Нурия Гараева. — Хотя многие не шли работать в мечеть, поскольку это могло повредить детям в работе на госслужбе. Степень его влияния была очень глубокой, люди просто приходили на его проповеди и слушали. Он был последним звеном той дореволюционной традиции, которая у татар формировалась веками. Несмотря на свой огромный багаж знаний и авторитет, он не стремился к карьере или обогащению.

Любимый ученик

Шакирдом этого хазрата желают называться многие, кто хоть раз слушал его проповедь.

— Учеников сосчитать было невозможно, — отмечает Рауф Ибрагимов. — Открыто преподавать ислам было нельзя. А он, раз назвался муллой, должен был доносить религию. Тогда он каждому ученику назначал занятия в свое время и делал так, чтобы они лишний раз не пересекались и по возможности не знали друг о друге. Если чекисты кого-то спрашивали, то никто никого не знал, кроме Заки хазрата. К сожалению, доступа к их архивам у меня нет, иначе столько интересной информации узнали бы.

При этом многие отмечают, что самым выдающимся и способным его учеником является нынешний глава ЦДУМ России.

— Самый «продвинутый» в плане знаний среди его учеников — Талгат Таджуддин. И он является соединительным звеном между поколением тех имамов и нынешними. Он сам неоднократно отмечал Талгата хазрата, — сообщил Ибрагимов.

По рекомендации своего наставника Таджуддин отправился учиться в медресе «Мир Араб» (Бухара), а затем — в «Аль-Азхар» (Каир).

Стоит отметить, сам верховный муфтий частенько вспоминает своего наставника во время пятничных проповедей, выступлений на конференциях и в беседах с журналистами.

Пальму первенства Таджуддину среди шакирдов Ахмадзаки хазрата отдает и Галиуллин.

— Его самый первый ученик во всех смыслах — Талгат Таджуддин. Вообще, у него было более сотни учеников. Среди них были те, кого он обучал Корану, арабской азбуке, а были и «продвинутые», которые потом поступили в Бухару, Ташкент. И только один Талгат хазрат закончил «Аль-Азхар». Он очень глубокие знания давал. Многим он рекомендовал всегда продолжать учебу, — вспоминает Габдулла хазрат.

Самый «продвинутый» в плане знаний среди учеников Сафиуллина — Талгат Таджуддин. realnoevremya.ru/Михаила Козловского

Любопытные истории

Сам будущий муфтий Татарстана впервые встретился с Сафиуллиным в 1979 году перед отправкой на учебу в Бухару. Для этого нужно было взять характеристики из мечети «Марджани» — единственной в городе. После обучения с 1987 по 1990 годы ему посчастливилось поработать с ним вместе. После 1990 года Галиуллина перевели в мечеть «Нурулла», и видеться они стали реже.

С Сафиуллиным связаны и любопытные истории, которые рассказал «Реальному времени» Рауф Ибрагимов.

Однажды Ахмадзаки хазрат вместе с помощником пришли читать никах молодым. Но явились они немного раньше. Пока сидели, ждали, они заметили нечто накрытое тканью. Приподняв ткань, они увидели два ящика водки.

— Вы меня специально пригласили в пятницу, чтобы водку пить? — недоумевал имам.

— Это же не вам, а для молодежи, — ответила хозяйка.

Мулла был весьма категоричен в таких вопросах. Поэтому он встал и ушел, не дождавшись молодоженов.

В другой день к нему в мечеть «Аль-Марджани» приехали люди из Арска:

— Заки абый, у нас люди умирают, рождаются, женятся. А муллы у нас нет, только какая-то бабка иногда ходит, что-то непонятное читает.

— Вы же совершаете блуд без никаха, такой грех. Если вы сами не в состоянии проводить, приходите сюда, я вам сам буду все читать, — ответил имам.

Как пояснил Ибрагимов, хоть в то время еще были живы раскулаченные указные муллы, но они боялись проводить религиозные обряды. А Ахмадзаки не боялся.

Был еще один случай. Однажды мечеть «Аль-Марджани» осталась без имама. Прежний глава прихода умер, и не находилось желающих возглавить его. Тогда ответственный по религии в Татарстане Валерий Михалев обратился к муллам: «Товарищи, если вы не поставите имама, мечеть будут вынуждены закрыть. Решайтесь». И Михалев уговорил Ахмадзаки хазрата, и муллы согласились встать под его начало.

4/34
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Тимур Рахматуллин, фото Максима Платонова
Сафиуллин Марат Адипович

Новости партнеров