«Обо всем, что касается работы, Валиулла практически ничего не говорил»

Супруга погибшего богослова Галина Алентьева вспомнила, как в страшный день теракта 19 июля узнала о гибели своей второй половинки

19 июля исполнилось ровно 4 года с того дня, как был убит религиозный и общественный деятель Валиулла Якупов. Корреспондент «Реального времени» пообщался с вдовой Валиуллы хазрата Галиной Авентьевой. Она с грустью вспоминала свое знакомство со священнослужителем, о том, как судьба развела их на 10 лет и вновь соединила.

«В тот день я была в каком-то ступоре»

— 19 июля исполнилось 4 года с тех пор, как был убит Валиулла хазрат. Понимаем, это тяжело, но тем не менее не могли бы вы вспомнить события этого страшного дня?

— Как произошло, я помнить не могу — я была на работе. Я пришла домой где-то около часа, когда узнала об этом совершенно случайно. Честно говоря, не хочется вспоминать, очень неприятно. В тот день я была в каком-то ступоре. Об этом по радио услышали мои коллеги и мне сказали. Я долго поверить не могла, потому что говорили, что это заместитель муфтия, а он же в то время не был заместителем. Звонила ему на телефон, звонила на домашний — никто не отвечал. Включила телевизор, там тоже непонятно. Кое-как дозвонилась уже в полицию, мне сказали, что да, это Валиулла убит. Поехала домой, он еще лежал там, возле соседнего дома. Естественно, тут же полиция взяла у меня показания. Но что я могла сказать — я ушла в семь утра на работу.

— А если вернуться к самому началу вашего знакомства...

— Мы вместе учились с 1981 года в одной группе в КХТИ, в одном общежитии жили на Попова, 10. У нас образовалась общая компания одногруппников, так мы и продружили до конца учебы. Потом я уехала в Ульяновск, он в Казани остался.

— Получается, вы с ним поддерживали связь?

— Поддерживали какое-то время, а потом он ушел в религию. Я-то тогда еще атеисткой была, для меня было неожиданно, что он интересуется религией, тогда он еще не был религиозным деятелем. А потом он меня в 2000 году нашел через подругу.

«Я увидела его по телевизору и была рада услышать знакомый голос»

— А как Валиулла хазрат пришел к религии?

— Дело в том, что он очень интересовался религией, еще когда мы учились, как он мне потом сказал. Мы же тогда были коммунисты-комсомольцы, понимаете, и в те времена это не приветствовалось, и он скрывал свой интерес к религии. А потом была перестройка, свобода, мы уже закончили институт. Я не могу конкретно сказать, как это происходило, потому что в это время меня уже рядом и не было.

— А когда вы узнали, что он пришел к религии, как вы это восприняли?

— Как я уже сказала, я очень удивилась. Однажды он меня даже пригласил в мечеть. Я приехала из Ульяновска в гости, сообщила заранее, что я приеду. Прихожу в общежитие, а там записка: «Жду тебя в мечети». Я буквально оскорбилась (смеется). Написала, что нам, наверное, уже не судьба увидеться, и вот лет десять мы не виделись.

— А его новый взгляд на жизнь как-то отразился на ваших дальнейших взаимоотношениях?

— В 2000 году, когда он меня нашел, я уже приняла крещение, то есть тоже уверовала. Жизнь менялась, и события какие-то происходили, появились другие взгляды на жизнь, то есть я уже знала, кто он. Однажды, это было в 2000 году, я увидела его по телевизору и была просто счастлива, мне было приятно видеть знакомое лицо, услышать его голос знакомый. Тогда был Курбан-байрам, и его поздравления показывали по центральному телевидению. Я была просто рада увидеть его по телевизору, и потом, когда он меня нашел уже осенью, приятно было просто увидеться, хотя это было неожиданно все равно. Конечно, это было немного другое общение — это уже не тот мой старый друг-студент, это видный религиозный деятель, фактурный мужчина. Взгляды поменялись, но все равно он остался самим собой в любом случае — такой же умный, интересный, начитанный.

«Взгляды поменялись, но все равно он остался самим собой в любом случае — такой же умный, интересный, начитанный». Фото rdums.ru

«Обо всем, что касается работы, он мне практически ничего не говорил»

— Валиулле хазрату посмертно был вручен орден Мужества, и вы тогда принимали его из рук Владимира Путина…

— Какие впечатления? Коленки тряслись, было страшно. Весь день ждали прилета президента в Болгаре (президент РФ Владимир Путин, — прим. ред.). Я достаточно впечатлительный человек, и меня буквально целый день трясло.

— На ваш взгляд, достаточно ли хранят память Валиуллы хазрата?

— Наверное, все-таки да. Например, представители Духовного управления и молятся на его могиле, и каждый год Якуповские чтения проводятся. Не могу сказать, достаточно это или нет, но по крайней мере пока его не забыли. И люди его, конечно, помнят, он многое сделал. Как дальше будет? Рано или поздно все забываются, наверное. Надеюсь все-таки, в ближайшее время он забыт не будет. Он очень многое сделал для развития ислама в Татарстане.

— Рассказывают, что Валиулла хазрат даже отдал свою квартиру под религиозные нужды...

— Он меня в свои дела не посвящал. Да, квартира была, там жили сотрудники, там было издательство «Иман». Он не делился со мной — обо всем, что касается работы, он мне практически ничего не говорил. Он достаточно закрытый был в этом плане человек.

«Рано или поздно все забываются, наверное. Надеюсь все-таки, в ближайшее время он забыт не будет». Фото facebook.com

«Жили семьей 6 лет»

— А вы с Валиуллой хазратом состояли в официальном браке?

— Нет, у нас был только никах.

— Но вы жили вместе?

— Конечно. 6 лет — с сентября 2006 года.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе — откуда вы родом, где учились, работали?

— Я родилась в Казани, потом мы жили в Крыму с родителями. Потом я в Казань вернулась. После окончания института в Ульяновск уехала на 15 лет, там отработала честно на машиностроительном заводе им. Володарского, я по специальности работала в цехе. Сейчас я работаю в Республиканской клинической больнице в группе радиационного контроля.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров