«Давайте из приема иностранцев в вузы исключим страны арабского Востока и Юго-Восточной Азии»

Как идеология «мягкой силы» в КФУ столкнулась с бдительностью силовиков

Перед неожиданной дилеммой оказались российские вузы, включая Казанский университет. Как прозвучало на встрече с журналистами, с одной стороны минобр РФ просит вузы привлекать побольше иностранных студентов, которые после окончания учебы уедут к себе с положительным образом России, а «ряд структур» требуют ограничить прием студентов из арабских стран и Юго-Восточной Азии. Впрочем, вряд ли университет закроет двери перед Востоком, почему — в материале «Реального времени».

«Нет, давайте, вузы, не принимайте иностранцев так активно»

Чтобы читателю было легче понять, какова доля иностранных студентов в Казанском университете, приведем немного цифр. Всего в КФУ обучается порядка 40—43 тыс. студентов. Иностранных студентов почти из 80 стран мира в прошлом году обучалось 3 200 человек. При этом порядка 65% из них приезжают за знаниями из ближнего зарубежья, стран СНГ, остальные 35% — из стран дальнего зарубежья.

Больше всего студентов-иностранцев привлекают специальности, связанные с экономикой, биологией и медициной, международными отношениями, филологией, нефтегазовой отраслью, юриспруденцией, психологией и педагогикой. А вот точные науки — физика, химия, математика — большой популярностью не пользуются из-за своей сложности. Об всем этом на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказал директор департамента внешних связей КФУ Андрей Крылов.

Андрей Крылов: «Речь идет о формировании положительного имиджа России в остальных странах через студентов, которых мы привлекаем»

С одной стороны, для университета привлечение иностранных студентов дает немало возможностей, в том числе и по созданию англоязычных программ. Да и с материальной точки зрения обучать иностранцев весьма выгодно, учитывая, что многие из них получают знания на контрактной основе. К тому же Крылов намекнул, что в привлечении студентов из-за рубежа есть и политический подтекст.

— Есть понятие «мягкой силы» — у руководителей министерства образования России периодически в выступлениях это звучало в прошлом году очень активно, в этом году продолжает звучать. Речь идет о формировании положительного имиджа России в остальных странах через студентов, которых мы привлекаем, — говорит Крылов и поясняет, что у иностранцев, даже если они впоследствии уезжают на родину, остаются друзья, знакомые, добрые воспоминания.

С другой стороны, университет оказался между молотом и наковальней: чтобы в страну ненароком не проникли террористы, лелеющие коварные замыслы, «ряд структур» (спикер, видимо, намекал на силовиков) проводит профилактику и просит учебные заведения не принимать студентов из-за «бугра».

— Существует тенденция ряда структур, которые говорят: «Нет, давайте, вузы, не принимайте иностранцев так активно, как вы принимаете, возьмите меньше. А давайте эти страны исключим — страны арабского Востока, страны Юго-Восточной Азии. Давайте вы будете принимать только студентов из Европы», — поделился Крылов.

Андрей Крылов: «Существует тенденция ряда структур, которые говорят: «Нет, давайте, вузы, не принимайте иностранцев так активно, как вы принимаете, возьмите меньше. А давайте эти страны исключим страны арабского Востока, страны Юго-Восточной Азии. Давайте вы будете принимать только студентов из Европы»

Из Европы — за языком, из Азии — за инвестициями

Впрочем, сам Крылов сомневается, что вузы могут ограничиться приемом европейских студентов, ведь привлечь в российский вуз пока их не так-то просто. Для этого нужно как минимум открыть больше программ, аккредитованных зарубежными агентствами. А это, в свою очередь, весьма длительный и затратный процесс.

— Приезжают в Россию в целом и в Казанский университет в частности в силу того, что для части населения, которая из-за рубежа, это может быть более выгодное вложение денег по соотношению цены за образование. Но тут еще следует не забывать, что образование в ряде европейских стран практически бесплатное. Очень большие инвестиции они делают в свое образование, поэтому они могут позволить себе принимать иностранцев, которые на фоне реальной стоимости могут платить очень небольшие деньги, — рассуждает Крылов.

Так, по его словам, в Германии стоимость обучения может составлять 400—500 евро, хотя образование по конкретной программе может стоить несколько тысяч евро. Во Франции обучение практически бесплатно даже для иностранцев. А вот в Дании и в Норвегии подумывают о том, чтобы все-таки ввести плату. При этом за рубежом гораздо дешевле учиться на языке той страны, в которую приезжает студент.

В Россию студенты из Европы приезжают выучить русский язык, а из Юго-Восточной Азии — получить специальность, потому как российское образование дешевле европейского или американского. Так, например, в Америке обучение для граждан страны может стоить всего $3—5 тыс., тогда как его себестоимость там достигает $50 тыс. в год. И именно эту сумму придется выложить иностранцу, если он хочет грызть гранит науки за океаном и не участвует в каких-либо международных программах.

По-русски дешевле

У нас таких цен нет, признает Крылов. А для того, чтобы такие цены предлагать, необходимо создавать иную инфраструктуру.

— Она включает в себя очень много параметров, начиная с возможностей проживания в условиях, которые соответствует в среднем и в целом мировым, определяющим, каким должен быть кампус, — пояснил Андрей Крылов.

А общемировые стандарты, в свою очередь, предполагают принцип один человек — одна комната, хотя в Англии и в Америке существует практика, когда в первые годы обучения в комнате с «молодняком» живут старшекурсники, помогающие студенту адаптироваться. По словам Крылова, в кампусах КФУ в одной комнате живет от двух до четырех человек. Это связано еще и с тем, что после получения университетом кампуса Деревни Универсиады, число желающих учиться здесь резко выросло.

Однако сколько же стоит обучение в КФУ для иностранных студентов? Как рассказала Аниса Гумерова, замдиректора института фундаментальной медицины, цена зависит от того, русскоязычная это программа или англоязычная. Понятно, что англоязычное обучение стоит дороже: за учебу по специальности «Стоматология» придется заплатить 315 тыс. рублей в год. Магистратура по биологическому направлению обойдется чуть дешевле — примерно в 260 тыс. рублей в год. Обучение на русском языке для студентов из безвизовых стран СНГ стоит столько же, сколько и для граждан РФ, а для жителей дальнего зарубежья чуть дороже: в стоимость войдут расходы на визовую поддержку и на адаптацию.

По оценкам Крылова, средняя цена обучения в Федеральном университете (150 тыс. рублей) выше, чем в Казани и в соседних поволжских регионах, за исключением разве что Нижегородского лингвистичесого университета им. Добролюбова.

При этом Крылов подчеркнул, что есть определенная минобром минимальная базовая ставка — 68 тысяч в год. Конечно, никто не может запретить тому или иному вузу устанавливать более низкие цены. Но такие случаи Крылов назвал демпингом и порекомендовал задуматься о качестве образования, которое предлагает такое учебное заведение.

Гуландам Зарипова, фото kpfu.ru

Новости партнеров