Дело о подпольном банке: силовики обвиняют казанские профсоюзы в прокачке 1,6 млрд рублей

Четверо «банкиров» вину не признали, пятый после сделки со следствием был амнистирован

Дело о подпольном банке: силовики обвиняют казанские профсоюзы в прокачке 1,6 млрд рублей
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова (Олег и Юрий Петровы)

В Вахитовском райсуде Казани стартовал судебный процесс о незаконной банковской деятельности с оборотом в 1,6 млрд рублей. На скамье подсудимых — 55-летний председатель исполкома Российского профсоюза строителей и работников смежных профессий Олег Петров и его 32-летний сын Юрий, руководитель профсоюза «Социум», а также представители двух коммерческих фирм. По версии следствия, по карточкам «мертвых душ» профсоюзов в 2011-2014 годах обналичивали укрытые от налогов доходы десятки компаний. Но подсудимые с выводами следствия категорически не согласны.

Версия следствия: наварили 48 млн рублей

В деле так называемых обнальщиков — 114 томов. Правда, сами обвиняемые уверяют, что железных доказательств их вины следствию собрать так и не удалось. «Все дело держится на показаниях одного единственного человека — Дмитрия Лисенкова, и он уже осужден», — рассказал «Реальному времени» лидер и соучредитель Российского профсоюза строителей и работников смежных отраслей, а также профсоюза работников наемного труда РТ «Столица» Олег Петров, которого следствие считает организатором подпольного банка.

По версии ГСУ МВД по РТ, средства от заинтересованных в незаконной банковской деятельности компаний сначала зачислялись на банковские счета 15 компаний, подконтрольных членам преступной группы, затем переводились на расчетные счета подконтрольных Петрову-старшему профсоюзов, после чего обналичивались под видом выплат из Фонда соцстрахования, взносов и компенсаций. Деньги перечислялись на банковские карты лиц, якобы являвшихся членами этих профсоюзов, при этом карты оформлялись как на реальных, так и на подставных лиц, считает следствие.

Всего же в процессе незаконной банковской деятельности группа «осуществила оборот 1 млрд 608 млн 767 тысяч 17 рублей и извлекла от произведенных в интересах клиентов незаконный доход в размере 48 млн 674 тысячи 375 рублей (3-6% от суммы каждой сделки)», огласил данные обвинительного заключения в суде старший помощник прокурора Вахитовского района Казани Айрат Атнагулов. Из его выступления следовало, что кроме Петрова-старшего и его сына в преступную группу обнальщиков следствие включило 28-летнего директора ООО «ПромПроект» Дениса Лгача, 33-летнего начальника отдела продаж ООО «Мир визажа» Ленара Хасанова и 30-летнего гендиректора ООО «Мир визажа» Дмитрия Лисенкова.

Досудебщика амнистировали

Каждый из пятерки выступал руководителем одной или нескольких нелегитимных, по версии следствия, фирм. Лисенкову приписывают роль главбуха подпольного банка, который дурил налоговиков фиктивной отчетностью. Петрову-старшему — роль генменеджера, который контролировал всю схему и одновременно занимался привлечением безналичных средств потенциальных клиентов, в платежках которых указывались, к примеру, такие основания перечисления средств как «доплата за изготовление и установку декораций», «оплата за продукты питания», «за транспортные услуги и запчасти» и проч. Петров-младший, как полагает обвинение, занимался подбором «клиентов», а также поиском подставных лиц для оформления на них банковских карт, а еще вместе с Лгачом и Лисенковым обналичивал средства, поступившие на эти карты, и отдавал их Хасанову для последующих расчетов с «компаниями-клиентами».

На старте судебного процесса в райсуде Петровы, Лгач и Хасанов заявили, что вину не признают и желают давать показания в свою защиту. Дмитрия Лисенкова в зале заседания не было: приговор этому досудебщику был оглашен еще в сентябре 2015 года. Тогда Вахитовский райсуд установил, что Лисенков, с одной стороны, посягнул на основы экономической безопасности и финансовой устойчивости государства и установленный законом порядок банковского обращения, зато с другой — активно содействовал следствию в раскрытии преступления. В результате суд признал его виновным в незаконном осуществлении банковской деятельности без регистрации или спецразрешения, совершенном организованной группой с извлечением дохода в особо крупном размере, приговорил к 2,5 года лишения свободы условно и тут же освободил от наказания по амнистии.

По данным «Спарк», Дмитрий Лисенков является руководителем и учредителем (100%) двух фирм по одному адресу в Казани на улице Астрономической — ООО «Мир визажа» (розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами) и ООО «ГородГрупп» (производство общестроительных работ). Кроме того, он является владельцем московского ООО «ART-СИНЕМА» (деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов).

Версия защиты: «мертвые» души были, но ущерба нет

Дело четверки оставшихся «банкиров» суд будет рассматривать по существу. С чем не согласны обвиняемые, Олег Петров разъясняет по пунктам. Во-первых, он не согласен с квалификацией, утверждая, что никакой незаконной банковской деятельности силами группы граждан, а не работников банка, осуществляться не может. Во-вторых, отмечает, что предполагаемый оборот и прибыль в ходе следствия постоянно росли и итоговая цифра появилась путем арифметического сложения всех сумм, проходивших по сделкам, то есть одни и те же средства могли быть посчитаны 2-3 раза. В-третьих, Петров-старший не согласен с тем, что основания для перевода денег были фиктивными, а в-четвертых, он отмечает, что ряд руководителей якобы подконтрольных ему фирм даже не были допрошены.

— Меня самого за все время следствия допросили всего один раз и еще один раз провели очную ставку с этим Лисенковым. А почему не было очных ставок с директорами подконтрольных фирм? — возмущается подсудимый профсоюзный лидер.

— Но «мертвые души» в ваших профсоюзах были?

— Это факт, с этим не спорю. Хотя тут никому никакого ущерба нет. Тут все шло с подачи Лисенкова и его супруги — работницы налоговой консультации. У меня была разработана социальная программа помощи студентам, гастарбайтерам и так далее, чтобы их не «кидали» стройкомпании после работы. И когда сын меня познакомил с Лисенковым, он вошел в совет профсоюза, решив эту программу продвигать. Он мне давал паспортные данные людей, я предоставлял их в банк, а потом отдавал карты банка Лисенкову. Что он с ними делал дальше я, не знаю. Могу лишь предположить, что карты были нужны для расчета с теми же официально гастарбайтерами. Не мог он все эти деньги в карман положить…

— А сколько в ваших профсоюзах реальных, а не мертвых душ?

— Более 1100 человек по всей России. В Татарстане человек двести… Сейчас нашу деятельность парализовали, документы незаконно изъяли.

В счет возможной конфискации имущества следствие наложило арест на расчетные счета петровских профсоюзов и счета двух из 15 якобы подконтрольных преступной группе компаний. Также были арестованы найденные при обысках у фигурантов незначительные суммы наличных в рублях, долларах и евро, а также принадлежащие Петрову-старшему автомобиль Cadillac и доли в трех жилых помещениях.

Следующее заседание по этому делу намечено на 8 июля.

Ирина Плотникова, фото автора

Новости партнеров