Египетские каникулы вышли боком: на удостоверение судоводителя следователи поймали трех инспекторов ГИМС

В Казани вынесли приговор «водным гаишникам» — по делу о выдаче прав без экзаменов

Уголовными штрафами на общую сумму 450 тыс. рублей наказал Вахитовский райсуд Казани трех сотрудников Центра государственной инспекции по маломерным судам МЧС по РТ. Все они были признаны виновными в служебном подлоге, с помощью которого один владелец гидроцикла и лодки получил права управлять этим водным транспортом без обучения и сдачи экзаменов. Как выяснило «Реальное время», обнаружить подлог следователям помогла нестыковка в документах и любовь казанского судоводителя к отдыху на водах Красного моря.

Проштрафились инспекторы и капитан

Согласно приговору районного суда, виновными в служебном подлоге были признаны 56-летний руководитель группы технадзора Центра ГИМС МЧС по РТ Владимир Юпуртышкин, 46-летний старший госинспектор — руководитель группы патрульной службы того же центра Владимир Ящук и 26-летний госинспектор патрульной группы центра Динар Зиятдинов. Каждого из них суд наказал уголовным штрафом в 150 тыс. рублей в доход государства. Еще 100 тысяч за подстрекательство к подлогу согласно приговору должен выплатить 58-летний директор и владелец центра обучения судоводителей ООО «Райдер», капитан компании «СредВолгаВодхоз» Геннадий Аликин.

«Вину все четверо полностью признали, по их ходатайству дело рассматривалось в особом порядке», — сообщила «Реальному времени» пресс-секретарь Вахитовского суда Татьяна Салова, отметив, что приговор в законную силу пока не вступил.

По данным следствия, преступление было совершено в июне прошлого года. Желающий получить документы на право управления лодкой и гидроциклом просил знакомого посодействовать в сдаче соответствующих экзаменов. И тот обещал помочь через сотрудников ГИМСа за 12 тыс. рублей. Получив на руки эту сумму, посредник оставил себе 2 тысячи, остальное отдал другому человеку, который, в свою очередь, водил знакомство с директором центра обучения судоводителей ООО «Райдер». На счет этого ООО были перечислены 7 тысяч рублей — «в качестве платы за мнимое обучение» желающего получить права, 3 тысячи знакомец директора взял за свои «труды».

До реального обучения и сдачи экзаменов дело так и не дошло. Как установил суд, директор водной «учебки» Аликин склонил старшего инспектора ГИМС Юпуртышкина к внесению заведомо ложных сведений в личную карточку судоводителя. Так в карточке появилась отметка — такой-то 11 июня 2015 года сдал теорию. А далее уже Юпуртышкин обратился с просьбой к коллеге Ящуку — проставить тому же будущему «капитану» отметку о сдаче практического госэкзамена по управлению моторкой. И тот расписался, что данный экзамен был сдан 19 июня. Ну а инспектор Зиятдинов, в свою очередь, тем же днем заверил сдачу практического экзамена по вождению гидроцикла. В результате 26 июня прошлого года в здании Центра ГИМС на Кировской дамбе «заочник» получил удостоверение на право управления маломерными судами.

«Как показало следствие, в дни, когда судоводитель по документам сдавал практические экзамены на реке Казанка, он находился на отдыхе в Египте», — рассказал «Реальному времени» следователь СУ СКР по РТ Андрей Белов. По его словам, уголовное дело в отношении «заочника» не возбуждалось, однако полученных незаконным путем прав он будет лишен.

Почем право «ходить по воде» для народа?

Что до центра ООО «Райдер», то приговор директора на его работе, похоже, не отразился. В настоящее время идет набор желающих пройти учебу в июле. Представившись потенциальным клиентом, корреспондент «Реального времени» по телефону выяснила, что обучение ведется по трем категориям — «катер», «лодка» и «гидроцикл». Курс рассчитан на месяц — 9 уроков теории и 2 дня практики. Встречи с инструктором — трижды в неделю, в вечерние часы. В группе, как обещают, будет не больше 30 человек.

Как рассказывают сами обучающиеся, на теоретических занятиях действительно идет разбор правил судоходства и экзаменационных билетов. А вот практические занятия носят формальный характер — по принципу «взлет-посадка» из советского фильма про летчиков-истребителей. Обучающимся объясняют принцип управления моторной лодкой или гидроциклом, дают возможность отойти от берега, развернуться и опять пристать к берегу.

Расценки, по сравнению с учебой на автоправа, весьма доступны — 8 тысяч за обучение по категориям «лодка» и «гидроцикл» и 8,5 тыс. рублей сразу за все три категории. Правда, это расценки уже новые: еще год назад обучение обходилось в 6 — 6,5 тыс. рублей. Еще 1,3 тыс. рублей нужно будет заплатить в качестве госпошлины при получении прав. На вопрос клиента-журналиста: «Экзамены сложные?» — сотрудница «учебки» по телефону напугала: «Сложнее, чем на права в ГАИ. Некоторые экзаменационные вопросы не поддаются логике, нужно четко знать ответ...»

Всего в Казани работают с десяток учебных центров, обещающих за месяц научить казанцев рулить гидроциклом или катером. Программа обучения и расценки везде примерно одинаковые, разве что учеба на судах в районе плавания «река-море» вдвое дороже. В некоторых «учебках» в качестве преподавателей заявлены… специалисты ГИМС.

Как оказалось, экзамен тоже не так страшен, как его «малюют». Теоретическая часть сдается в виде тестов на компьютере. А вот экзамен на определение практических навыков достоин обучения. «Тут как повезет, — рассказывает один из новоиспеченных судоводителей. — Одну группу инспекторы ГИМС «завалили» практически полностью, а на следующий день люди даже в лодку не спускались. По сути, была та же теория, только устная».

Ирина Плотникова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров