«Белая сирень»: диалог и монологи

«Белая сирень»: диалог и монологи
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Очередной концерт международного фестиваля «Белая сирень» явил публике почти что парадокс: в одном концерте сошлись Шуман и Шостакович, и в этом не было ни натяжки, ни несовместимости. Музыка двух гениев подчеркнула полифоничность дарования главного дирижера ГСО РТ Александра Сладковского. А бонусом этого фестиваля стало еще и участие в концерте в качестве пианиста Михаила Плетнева. На концерте побывала корреспондент «Реального времени».

Два монолога

«Белая сирень», прародителем которой является художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ Александр Сладковский, посвящена Сергею Рахманинову. Естественно, исполнять на фестивале музыку только Сергея Васильевича было бы нецелесообразно. Поэтому, помня о Рахманинове, худрук ГСО РТ не забывает, составляя программу, и других композиторов. Каждый год бывает какая-то фишка. В этом году это музыка Дмитрия Шостаковича, которая красной нитью проходит через весь фестиваль.

Трудный, неудобный, иногда, возможно, не очень логичный Шостакович в трактовке Александра Сладковского становится полярным в своих сочинениях. Маэстро словно открывает его публике заново, словно показывает: «Посмотрите, он может быть всяким — от трагического до лиричного и даже немного сентиментального». Он дарит нам неожиданного Шостаковича, которого, кажется, прочувствовал каждой клеточкой кожи, каждым нервом.

Работа Александра Сладковского над музыкой Шостаковича — это серия монологов, где откровенность и открытость граничат с обнаженностью нервов. Маэстро, всегда очень артистичный, выбирает жанр монолога, где музыкальный текст Шостаковича — выстраданные им «слова».

Программа вчерашнего концерта включила в себя две симфонии Дмитрия Шостаковича — шестую и девятую. В шестой симфонии Шостаковича, как ее трактует Сладковский, есть вера в светлые идеалы (характерные для того времени — дата написания симфонии 1939 год) и пессимизм, есть чистые романтичные порывы и трагические нотки тех страшных лет.

Сладковский словно «вытаскивает» из музыки глубоко спрятанную тревогу, некое предупреждение, которое сделал современникам композитор и которое не утратило актуальности и сегодня. Вообще, Шостакович у Сладковского — очень современный композитор.

Девятая симфония Шостаковича — это ироническая стихия, где за кажущейся легкостью стоит трагическое ощущение эпохи, где переплетаются две прямо противоположные темы — лирическая и гротесковая. «Как страшно жить среди людей и притворяться непогибшим», — эти строчки Александра Блока могли бы стать эпиграфом к исполнению ГСО РТ и Сладковским Девятой симфонии Шостаковича.

По сути, на вчерашнем концерте маэстро был лирическим героем музыки Шостаковича, два его монолога «о времени и о себе» были «произнесены» страстно и искренне — и эта боль, эта искренность передавались переполненному залу.

Диалог о любви

Михаил Плетнев, начинавший свой путь в музыке в школе-десятилетке при Казанской консерватории, особенно любим казанцами — земляк, которым неизменно гордятся. Имя его на афише всегда привлекает публику, которая с неизменным интересом ходит на гастроли РНО под его управлением. Безусловно, Плетнев-дирижер и интересен, и необычен, и содержателен. Но Плетнев-пианист — это настоящий праздник для меломанов.

Второй год подряд Михаил Плетнев балует земляков и принимает участие в «Белой сирени» в качестве пианиста. Вчера Михаил Васильевич солировал во время исполнения концерта для фортепиано с оркестром Шумана, за дирижерским пультом был Александр Сладковский.

Про Плетнева часто говорят, что он пианист-«математик»: так тщательно он отделывает мельчайшие нюансы любого произведения — в его игре невозможно обнаружить погрешности. Возможно, доля истины в этом есть: Плетнев, действительно, не тот музыкант, что поражает очень эмоциональной игрой. Он, скорее, взывает к разуму, чем к чувству — так кажется на первый взгляд. Но ведь разум может будить такие глубокие чувства…

Концерт Шумана, в котором главенствующее чувство — это любовь, исполнен Плетневым трепетно, бережно и нежно. Перед нами была не страсть, но ровное и глубокое чувство, которое Бог дает как награду натурам сильным и цельным. Его диалог с оркестром и дирижером напоминал кружевную вязь, это был диалог хорошо понимающих друг друга существ, которые смотрят не друг на друга, но в одну сторону.

«В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучения», — не вспомнить эти библейские слова было невозможно. На сцене вчера были два больших музыканта — пианист и дирижер, которые не боялись обжечься священным огнем искусства. И в этом была любовь, что движет миром.

1/30
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова
комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 09 июн
    Сладковский и правда полифоничен, не только в музыкальной, но и в реальной жизни
    Ответить
    Анонимно 09 июн
    эт вы что имеете ввиду?
    Ответить
  • Анонимно 09 июн
    волшебные пальцы Плетнева плетут кружева тягучей мелодии, перенося слушателя в мир подлинной Музыки со всеми ее красками и нюансами
    Ответить
  • Анонимно 09 июн
    Как всегда, благодарная публика аплодирует стоя...
    Ответить
  • Анонимно 09 июн
    Был, видел. в восторге!!!
    Ответить
  • Анонимно 09 июн
    какой-то затяжной фест. а долго еще будет длиться?
    Ответить
    Анонимно 09 июн
    до следующего феста ))
    Ответить
  • Анонимно 09 июн
    Музыка - это всегда разговор, с кем-то, с Богом, с самим собой..
    Ответить
  • Анонимно 09 июн
    когда уже начнут давать адекватные названия фестивалям? а то прямо уши загибаются от словосочетаний типа "белая сирень"
    Ответить
  • Анонимно 09 июн
    Сто плохого в названии?
    Ответить
  • Анонимно 10 июн
    Концерт был потрясающий. Очень много эмоций.
    Но прости, Господи, какая дежурная, лубочная статья! Как будто робот писал, не бывший на концерте. Ни одного живого слова, одни штампы.
    "Кружевная вязь", "священный огонь искусства", "прочувствовал каждой клеточкой кожи".

    Как автор не захлебнулся в своём потоке?
    Ответить
    Анонимно 10 июн
    а мне понравились выражения
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров