Лев Жаржевский о левом береге Казанки: «Нигде в городе не было такой концентрации пивных лавок»

Район «поселка нефтяников» и строящейся «дворцовой мечети»: исторические перипетии левобережья Казанки

Накануне «Реальное время» рассказало о поселке нефтяников, впервые открыв широкой общественности настоящих владельцев коттеджей в самом престижном для жизни районе столицы РТ. Сегодня же мы публикуем колонку казанского журналиста и краеведа Льва Жаржевского, который по просьбе редакции составил исторический портрет этого места.

От Кремля до Федоровского бугра

Район Засыпкиной и Подлужной слобод, прилегающий к левому берегу Казанки на протяжении от Кремля до Федоровского Бугра, отличался своеобразием. В немалой степени это своеобразие было обусловлено топографией района: 16-саженному перепаду высот, искривленности улиц и ежегодным половодьям.

Предметом этих заметок будет территория, включающая в себя строительные кварталы 12-19 в первой полицейской части Казани. Сейчас это территория, прилегающая к набережной Казанки от Кремля до НКЦ «Казань».

Не станем углубляться в слишком далекое прошлое и спорить, отчего произошло название Засыпкиной слободы (впоследствии — Засыпкиной улицы): то ли от рабочих, засыпавших зерно на мельницах на Казанке, то ли от рабочих, засыпавших рвы близ Кремля — ученые выяснят и доложат нам результаты. Но о мельнице на Казанке следует сказать несколько слов. Эта мельница поначалу, хотя и располагалась на городской земле, была частновладельческой. Позже не только земля, но и мельница стала городской, и ее производительность достигла приличной для водяных мельниц величины, хотя сравнивать ее с большими паровыми мельницами в Печищах или Набережных Морквашах нельзя.

До образования Куйбышевского водохранилища Казанка в районе города имела совсем другой вид. Вот что говорится в книге В. Сементовского и Н. Воробьева «Физико-географические экскурсии в окрестностях гор. Казани» (1940):

«При входе в долину р. Волги долина р. Казанки резко расширяется. Появляется мощная пойма, которая на правом берегу постепенно переходит во вторую и третью волжские террасы, надстроенные эоловыми отложениями, а на левом упирается в крутые обрывы третьей террасы (Троицкий лес, Федоровский бугор и т.п.). Вторая терраса здесь слабо выражена и представляет обрывки, занимаемые Федосеевской ул., Подлужной слободой, огородами, под кладбищем и т.п.».

Монастырь и церкви

Федоровский бугор — крайняя восточная точка рассматриваемой территории. Назван он по женскому Федоровскому монастырю, точных данных о происхождении которого не сохранилось. Считается, что монастырь был основан около 1600 года в память царевича Феодора, сына царя Бориса Годунова. На территории монастыря было два храма: Живоначальной Троицы и Феодора Стратилата.

Федоровский монастырь был снесен коммунистами, но две церкви в этом районе уцелели — Евдокиинская и Пятницкая.

Церковь св. великомученицы Евдокии построена почти три века назад, в 1734 году, вдовой купца Ивана Микляева Евдокией. Церковь теплая, двухпрестольная. Главный престол во имя Нерукотворного образа Спасителя, придел — во имя св. Евдокии. Небольшая церковь была обнесена кованой оградой. В 1932 году храм был закрыт, в 1996 — возвращен верующим, а три года спустя в нем начались службы.

Каменная Пятницкая церковь была построена взамен находившейся здесь с 16-го века деревянной купцом Иваном Микляевым для рабочих суконной фабрики, располагавшейся на месте бывшей онкологической больницы, а до того — пересыльной тюрьмы. Церковь трехпрестольная. Главный престол во имя Богоявления Господня, правый — Казанских святителей, левый — Параскевы Пятницы. История этой церкви драматична, но формат заметок не позволяет в нее углубляться.

Проза жизни

Однако спустимся с небес на землю, на те самые «обрывки второй террасы», о которых шла речь выше. Восемь строительных кварталов разделялись семью улицами и переулком. Главными из этих улиц были Засыпкина, Нижне-Федоровская и Кошачий переулок. Засыпкина и Нижне-Федоровская при Советах были объединены в одну Федосеевскую, а Кошачий переулок побывал поначалу улицей Горького, а потом стал улицей Зои Космодемьянской.

Внимательный просмотр «Всей Казани» за 1910 год позволяет сделать что-то вроде моментального снимка торгово-промышленной стороны жизни Полдужной и Засыпкиной слобод. Собственно промышленной жизни там практически не было, если не считать лесопилки на берегу Казанки и упоминавшуюся выше мельницу. При желании рамки промышленности можно расширить за счет двух столярных мастерских. Торговая жизнь была побойчее, но напрасно мы будем искать в этих слободах магазины, торгующие одеждой, мануфактурными изделиями, канцелярскими товарами и книгами, не говоря уже о ювелирных и часовых магазинах. Торговали только самым необходимым. Пятнадцать хлебных лавок, две калачных, пять бакалейных, четыре мясных и одна молочная удовлетворяли потребности жителей обеих слобод. Четыре дамских портнихи и один мужской портной обшивали обитателей слобод, два парикмахера их стригли, и четыре сапожника чинили их обувь.

Особенностью слобод была широкая торговля лесом и дровами, доставлявшимися к берегу Казанки в плотах. «Вся Казань» за 1910 год дает в этом районе как минимум семь торговцев лесным товаром.

Но зато нигде в городе не было такой концентрации в сравнительно небольшом районе пивных лавок. Вот их список:

  • Барышова Елиз. Мих. Засыпкина ул. д. Ефимова;
  • Булыгина и С. Засыпкина ул. д. Вяткина;
  • Воскобойникова Евд. Андр. Засыпкина ул. д. Константинова;
  • Филиппов Фил. Фед. Засыпкина ул. д. Вараксина;
  • Торг. Дом Насл. Ив. Вас. Александрова Засыпкина ул. д. Колесникова;
  • Матвеев Дмитрий Матв. Нижне-Федоровская д. Ларионова;
  • Новоселова Екат. Егор. Нижне-Федоровская д. Киселева;
  • Апатьева Евдокия Анисимовна Кошачий пер. д. Астафьева;
  • Капустин Ег. Ив. Кошачий пер. д. Астафьевой;
  • Савкин Савва Як. Батуринский пер. д. Андреянова.

Здесь самое место привести извлечения из обязательного постановления Казанской городской думы «Об ограничении местностей для открытия пивных лавок, о внутреннем устройстве этих лавок и о соблюдении в них благочиния» (1908).

Вот эти извлечения:

А. Для пивных лавок с продажею питей распивочно и на вынос, но без продажи горячей пищи.

1. Пивные лавки с распивочно-выносною продажей питей, но без продажи горячей пищи могут быть только в первом и втором этажах или в обоих этих этажах, но в последнем случае лишь при условии внутреннего сообщения между комнатами обоих этажей. В подвальных этажах устройство пивных лавок не разрешается.

3. Над входом в заведение с улицы должна быть прикреплена к стене вывеска с надписью белыми буквами по полузеленому-полужелтому фону: «Пивная лавка. Продажа распивочно и на вынос». Никаких прибавлений к этой надписи, кроме перечисления продаваемых в лавке напитков, не дозволяется.

6. Комнаты лавки, предназначенные для посетителей, должны иметь достаточно дневного света и хорошую вентиляцию. Окна комнаты, в коей находится стойка, должны выходить на улицу (площадь, проезжую дорогу). На них, а также на окнах прочих комнат, воспрещается устройство каких бы то ни было выставок (цветов, напитков, посуды и т.п.), приспособлений, закрывающих нижнюю часть окна (занавесок, ширмочек, экранов и т.п.).

8. В комнате с окнами на улицу должна находиться стойка и за ней буфетный шкаф или заменяющие таковой полки. Как в этой комнате, так и в остальных комнатах для посетителей должны быть столы и стулья. Стойки, шкаф, полки, столы, стулья должны быть выкрашены масляною краскою или лакированы, столы и стойки должны быть обиты светлой клеенкой или иметь мраморные крышки. Для верхнего платья посетителей в заведении должны быть вешалки…

9. При пивной лавке для хранения напитков разрешается иметь кладовую и ледник или погреб. Для посетителей должны быть устроены приличные отхожие места с писсуарами.

11. Все комнаты для посетителей должны быть содержимы в нормальной теплоте: в зимнее время температура их должна быть не ниже 12 и не выше 20 градусов. Все помещения лавки, не исключая передней и лестницы, если таковые имеются при лавке, должны быть ежедневно проветриваемы. С наступлением сумерек до окончания торговли они освещаются керосином, или газом, или электрическим светом, а у входа в помещение должен гореть фонарь

12. В пивной лавке дозволяется продажа из числа крепких напитков лишь пива, портера и меда, продажа этих питей производится распивочно и на вынос. Не возбраняется в ней продажа кваса и лимонада, сельтерской и фруктовых и т. п. прохладительных напитков. Продаваемые в лавке напитки должны быть доброкачественные и без вредной для здоровья примеси. Продажа и потребление каких бы то ни было крепких напитков, кроме пива, портера и меда, воспрещается под ответственностью содержателя пивной лавки, хотя бы неразрешенные напитки были принесены в заведение посетителями.

13. Пиво, портер и мед могут быть продаваемы как в опечатанной, так и не опечатанной посуде, они должны быть отпускаемы или клеймеными мерами, полагая в ведре десять штофов, а в штофе десять чарок или двадцать получарок, или бутылками, или полбутылками, причем бутылка должна быть равна полуштофу, а полбутылки четверти штофа. Пиво и портер, привозимые из-за границы в стеклянной посуде, могут быть продаваемы бутылками всякой меры. Пиво, портер и мед как русские, так и иностранные могут быть при распивочной продаже отпускаемы кружками, но при кружечной продаже пива дозволяется употреблять только такие кружки, в которых означена чертою емкость, соответствующая определенным частям ведра, и при наливе кружки высота пива в ней должна достигать означенной черты.

14. Во всех помещениях лавки воспрещается хранение всех тех напитков, продажа коих пивным лавкам не дозволена, а также посуды из-под таких напитков. Хозяину лавки, его приказчикам и прислуге воспрещается разбавлять пиво и портер водою, прибавлять к нему вещества, хотя бы и не вредные для здоровья, а также смешивать пиво разных заводов.

15. В пивной лавке, кроме указанных в п. 12 напитков, разрешается также продажа холодных закусок, приготовление же и продажа горячих кушаний, чая, кофе и т. п. предметов трактирного промысла — воспрещается. Закуски должны быть выставлены на стойке и покрыты сетчатыми или стеклянными колпаками или чистым полотном.

16. В комнатах для посетителей должны быть выставлены или вывешены на видных местах прейс-куранты с обозначением на них цен на продаваемые в них напитки, как в бутылках, так и в кружках или стаканах, а равно цен имеющихся в лавке закусок. Продажа напитков и закусок должна быть производима по ценам, обозначенным в прейс-курантах.

17. Карточная игра в пивных лавках безусловно воспрещается: все же прочие дозволенные законом игры, а равно и музыка, могут быть допускаемы не иначе, как с особого в каждом отдельном случае разрешения городской думы.

18. Прислуга в пивной лавке должна быть благонадежна и соответствовать в качественном отношении размерам заведения и производимой в нем торговли. В комнатах, открытых для посетителей, не дозволяется держать прислугу моложе 18 лет, а в остальных помещениях лавки — моложе 15 лет. Женская прислуга в пивных лавках не допускается.

Потери и обретения

Но не только пивными лавками и ренсковым погребом Маямсина был славен этот район. В его историю вошли руководитель марксистского кружка Николай Евграфович Федосеев, основатель казанского искусствознания и автор ставшего классикой краеведения книги «Памятники казанской старины» Петр Максимилианович Дульский, известный ученый-криминалист Ольгерд Михайлович Глотов.

Застройка здесь была в основном двухэтажная, каменная, полукаменная и деревянная. Некоторые дома были очень симпатичными, не менее полутора десятков вошли в известный на краеведческом сленге как «лимонник» каталог-справочник «Республика Татарстан: памятники истории и культуры» (1993). Нет возможности хотя бы кратко написать о каждом, но об одном безжалостно уничтоженном здании написать стоит. Я имею в виду дом Алкина. Если точнее, то дом потомственного дворянина Бахрам-Гирея Шагиахметовича и жены его Хуршиды Бану Садыковны Алкиных. Из страхового дела мы узнаем, что стены дома были толщиной в 2,5 и 3 кирпича, крыша его была железной, в доме было 3 этажа, высота его составляла 17 аршин. В нижнем этаже была 21 комната, во втором — 18, в третьем — 20. Кирпичный пристрой к дому имел световой фонарь (застекленный купол). Дом имел два флигеля: двух- и трехэтажный. В нем имелись два ватерклозета и ванна, в куполе — масляная живопись. Отапливался дом Алкиных двенадцатью голландскими печами, одним камином, тремя изразцовыми и девятью русскими печами. Здание имело страховую оценку в 100 тыс. руб.

Район этот полностью преобразился. Наиболее заметным градостроительным элементом стал здесь так называемый «Городок нефтяников» — группа обнесенных высоким забором коттеджей, генплан которых составил архитектор Борис Дмитриевич Кобзев. Проекты самих коттеджей принадлежат другим специалистам, в частности Виталию Павловичу Логинову.

Лев Жаржевский, фото предоставлены автором
комментарии 29

комментарии

  • Анонимно 07 июн
    Мой любимый райончик, все местечки родные)
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    "Федоровский монастырь был снесен коммунистами, но две церкви в этом районе уцелели – Евдокиинская и Пятницкая".
    Источник : http://realnoevremya.ru/today/33411

    Автор "забыл" сохранившиеся до наших дней церкви Крестовоздвиженскую и древнюю Софийскую.

    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Имелись ввиду сохранившиеся храмы: "Федоровский монастырь был снесен коммунистами, но две церкви в этом районе уцелели – Евдокиинская и Пятницкая." Ни Крестовоздвиженская ни София не сохранились
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Как не сохранились?
    А где же хранится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери?
    Сохранились и Крестовоздвиженская церковь и Софийская церковь.
    Стоят около Пятницкой церкви.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Вы что то путаете, Крестовоздвиженская стояла при Первой Императорской гимназии, это 530 м от Параскевы Пятницы, ныне утрачена, до церкви же Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 200 м, но это монастырская церковь и к рассматриваемым улицам не относится
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    В Казани было несколько Крестовоздвиженских церквей.
    И почему монастырские церкви "к рассматриваемым улицам не относятся?
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    зачем там строить мечеть?
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Для правоверных братьев-мусульман.
    Чтобы было им куда сходить помолиться Единому Б-гу.
    Христианин.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    А братья мусульмане не могут помолиться в какой-нибудь другой мечети своему единому богу, которых и так в Казани на каждом шагу?
    Тоже христианин.
    Если нет, то сразу рядом строить храм.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Православный храм там уже стоит почти 300 лет.
    Не надо искать у приверженцев Единого Б-га "мелкие" отличия.
    Ищите сходства.
    Их гораздо больше.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Я-то думал, что "Б-г" (подразумевая "Бог") пишут не христиане и не мусульмане, а представители несколько иной конфессии. Иудеи!
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    видимо, так и есть
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    А христиане не могут переместить все свои церкви в Москву?
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Братья-иудеи стояли у истоков христианства и мусульманства.
    Христианин.
    Ответить
    Анонимно 23 май
    Не могут
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Пивная на Подлужной даже в советское время была очень популярном местом. Тетя Маша пиво не разбавляла, только не доливала не много. Царствие ей небесное.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Честная женщина...
    Царствие ей Небесное.

    Во времена перестройки в пиво добавляли и шампунь (чтобы пенилось) и хлорофос (чтобы лучше забирало).
    Абсолютное большинство мужчин, употреблявших такое пиво уже "отмучились"...
    Царствие им Небесное.
    На них держалась социалистическая промышленность, да и вся социалистическая экономика.
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    На родной татарской земле, татары - исконные мусульмане, вольны на любой её части строить мечети!!!
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Уважаемый академик Р.С.Хакимов выпустил недавно мультфильм об истории татар.
    Советую Вам его посмотреть.
    Очень познавательный.
    Вы узнаете, что "родная татарская земля" располагается за многие тысячи километров от Казани.
    И, главное, мультфильм успокаивает и настраивает на конструктивный лад.

    Из "мультика" Вы также узнаете, что никаких "исконных-мусульман" в природе никогда не существовало.
    Даже арабы - первые "носители" ислама, мусульманства, до пророка Мухаммада были язычниками, каковыми были в свое время и все народы планеты Земля.
    Некоторые остаются ими и до сих пор.
    Судя по стилю Вашего высказывания и особенно по количеству восклицательных знаков, к ним относитесь и Вы.
    Ответить
    Анонимно 08 июн
    Тогда для чего внесли Казанский Кремль в список исторических объектов? Охранная зона распространяется и на окрестности. Давайте узнаем, они получили на это разрешение как все? Остальным то есть ограничения доже по вывескам и кондиционерам.
    А мечеть есть в Кремле, но видно кому то не хочется там с народом встречаться, вот и строит карманную.
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Похоже здесь собрались читатели из "Общества любителей пива".
    Это неплохо.

    Но почему ни слова о молодом Володе Ульянове, который в 1887 г. ходил на Федоровскую улицу, где посещал "марксистский кружок" в одном из домов (на этом месте ныне Дворец землевладельцев).

    Совершенно не случайно "марксистские кружки" возникали в районах максимально насыщенных питейными заведениями, в том числе и пивными.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    "Марксисткий кружок" это версия советского периода, на самом деле молодой В.Ульянов ходил в пивную с друзьями однокашниками хлебнуть пивка, которое очень любил
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Ну уж если Вы начали "рубить правду в лицо", то надо сказать, что Володя Ульянов больше любил ходить в публичные дома.
    Но "наверх" не поднимался - сидел "внизу" и предпочитал прислушиваться и улавливать звуки доносившиеся из "номеров".

    А к пиву Ленин пристрастился в мюнхенских пивных, которые, кстати, посещал и Гитлер.
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Кобзев и Логинов, значит?..
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    тут пивнушки стояли, теперь мечеть. святое место
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Вип-мечеть для вип-мусульман. Как церкви в Подмосковье. Есть такие, в которые колхозники ходят. А есть только для жителей элитных коттеджей. Тренд.
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Уважаемый Лев! Передавайте привет Иде Шнеерсон и господину Аракову из Казанского телеграфа. Помним, любим. Олег Белг.
    Ответить
    Анонимно 08 июн
    Господин Араков был в "Казанских ведомостях". Но все равно передам.
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Лев Моисеевич действительно не раскрыл тему марксистских кружков, а ведь это интересно: почему революционеры открывали их в местах, где тусовалась местная алкашня?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров