«Были неоднократные обращения из-за грызунов — у нас фигурируют улицы Пушкина, Маяковского, Баумана»

Глава Роспотребнадзора РТ о фальсифицированной продукции, жалобах на угрозы коллекторских агентств и росте обращений из-за грызунов в центре города

«Были неоднократные обращения из-за грызунов — у нас фигурируют улицы Пушкина, Маяковского, Баумана»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Корреспондент «Реального времени» встретился с главой Роспотребнадзора РТ Мариной Патяшиной и обсудил несколько весьма разнообразных вопросов. В поле зрения попала как тема с обнаружением захоронения человеческих останков в Высокогорском районе, после чего ведомством без указания сверху были инициированы проверки близлежащих больниц, так и вопросы по управляющим компаниям, на которые жители центра города жалуются из-за буйства грызунов и насекомых, а также обращения по кредитным кооперациям, которые пользуются услугами коллекторских агентств, запугивающих граждан

«Всего за 5 месяцев этого года было выявлено 47 фактов фальсифицированной молочной продукции»

— Марина Александровна, поговорим о животрепещущей теме — контрафактной продукции. В частности, несколько недель назад МВД обнародовало информацию о том, что в детсады Нижнекамска поставлялся контрафактный сыр.

— Действительно, такой факт был обнаружен в детском саду № 91 Нижнекамска. Индивидуальный предприниматель поставляла продукт под названием «сыр», при лабораторном исследовании которого обнаружено, что он содержит растительные стерины, что свидетельствует о фальсификации этого сыра. На сегодня проверка и уголовное дело идут в рамках силовых ведомств — это Следственное управление. В нашей части этот сыр был исследован, и на сегодня индивидуальный предприниматель приглашена к нам на составление протокола об административном правонарушении.

— Уже установлено, мог ли этот продукт навредить здоровью детей? Проводит ли Роспотребнадзор свое административное расследование?

— Что касается вреда здоровью, могу сказать, что научного подтверждения этим фактам нет. Это связано с тем, что ненатуральная продукция имеет право находиться в обороте, имеет право продаваться, но тогда на упаковке должно быть написано не «сливочное масло», а «спрэд», не «сыр», а «сырный продукт», не «сметана», а «сметанка», например, — то есть все то, что намекает на его ненатуральность. Поэтому проблема лежит в плоскости обмана потребителя, а в санитарном законодательстве у нас не допускается использование ненатуральных продуктов в организованных коллективах. То есть мама для своего ребенка ненатуральный продукт может купить, но в детском саду государство должно обеспечить питание детей полноценными натуральными продуктами. Поэтому здесь речь идет не столько о вреде, сколько о недопустимости использования в организованном питании.

— А другие факты фальсифицированной продукции в школах и детских садах были выявлены?

— Всего за 5 месяцев этого года было выявлено 47 фактов фальсификации молочной продукции. Это и в торговых сетях, и у поставщиков при поступлении продукции в детские сады, школы, лагеря — то есть, в бюджетные учреждения. Конечно, большинство из них идет по торговле. В прошлом году у нас по торговле было 44 факта в 25 организациях торговли — это как крупные торговые сети типа «Пятерочка», «Ашан», «Перекресток», так и мелкие торговые точки. За 5 месяцев этого года в торговых сетях и мелких торговых точках было выявлено 15 фактов. Была плановая проверка магазинов «Светофор» и «Эдельвейс» — там тоже были выявлены эти факты. На сегодня мы планируем в течение года охватить проверками все крупные торговые сети для того, чтобы понять, где ситуация исправилась, а где она пока остается такой же, какая есть.

— То есть пока вы проверили только две торговые сети?

— В работе еще две крупные сети, пока материалы по ним находятся на исследовании.

— Дополнительные проверки проходят после обращения граждан?

— Нам поступил приказ Федеральной службы о проведении проверок молока и молочной продукции. Это внеплановые проверки, они были не запланированы, но в течение года будут проведены в отношении всех крупных сетей.

— Как я понимаю, только в последние годы стали уделять большое внимание борьбе с фальсифицированной продукцией?

— Получается, что технический регламент вступил в силу с 2012 года — тогда обозначилась проблематика разных продуктов: натуральных, ненатуральных. И эта тема начала приобретать такой оборот.

Сейчас говорить, что их стало больше, не стоит, скорее, мы стали уделять этому больше внимания и стали делать большой отбор этой продукции. Раньше, наверное, на это не обращали внимание, поэтому это умалчивалось. Сейчас мы действительно обращаем на это внимание, и я уверена, что в бюджетных учреждениях мы точно порядок наведем: отработаем с поставщиками и не будем допускать поступления такой продукции в бюджетные учреждения — детские, социальные и лечебные. А в отношении торговых сетей я уже сказала, что мы ведем и разъяснительную работу, и принимаем административные меры. Я думаю, здесь работа тоже наладится, по крайней мере, в Республике Татарстан точно

«У нас не так много санкционных продуктов, потому что Татарстан находится в середине страны»

— Хотелось бы также узнать по поводу санкционной продукции. Сколько выявлено, какая и из каких стран?

— С августа 2014 года было выявлено не так много, но все же. Всего 17 партий пищевых продуктов — овощи, фрукты, орехи, сыр, морепродукты из девяти стран, перечень продукции которых входит в список запрещенной для ввоза в Российскую Федерацию. Это более одной тонны — 1096 кг.

Что касается санкционной сельскохозяйственной продукции из Турции, запрет на которую введен с 1 января 2016 года, за 5 месяцев мы выявили две партии турецких помидоров общим весом около 30 кг — это действительно небольшой вес. У нас не так много санкционных продуктов, потому что Татарстан находится в середине страны, и довезти эту продукцию, минуя таможенные посты и службы Роспотребнадзора в субъектах, — крайне сложно.

— Какие данные по другой санкционной продукции за 2016 год?

— За этот год были обнаружены польские яблоки, около 10 кг.

— По поводу недавно презентованного сайта для потребителей…

— Это государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей. Он в целом на всю страну, но можно выделить отдельный регион. Он ежедневно обновляется и является совершенно актуальным. Там можно выбрать информацию по производителям, которые реализуют фальсифицированную продукцию.

— Этот раздел обновляется очень редко. Так мало выявлено фальсификатов или просто на нем публикуется не вся информация?

— Почему редко? У нас есть своя внутренняя система, где мы все факты размещаем в своем служебном доступе. Когда факт подтверждается и принимается мера — не так, что мы выявили и, не разобравшись, разместили на всю страну — а когда уже завершена вся цепочка принятия административных мер. После этого автоматически из нашего служебного ресурса данные переходят в Государственный информационный ресурс. Поэтому обновляется по факту нестандартных результатов он редко, но это говорит о том, что, может быть, фактов становится меньше. Это не связано с желанием или нежеланием что-то разместить — информация публикуется автоматически.

Пока этот ресурс только набирает обороты, мы не можем сказать, что по нему идет много обращений. Но дело в том, что он должен иметь более наполненную структуру, там должны появиться детские игрушки и другие виды товаров, кроме пищевой продукции. Поэтому, наверное, когда он будет совсем полным и люди привыкнут его использовать, он будет иметь большую информационную нагрузку.

У нас не так много санкционных продуктов, потому что Татарстан находится в середине страны, и довезти эту продукцию, минуя таможенные посты и службы Роспотребнадзора в субъектах, — крайне сложно.

О найденных останках: «Нам не давали дополнительные поручения»

— Проводили ли сотрудники Роспотребнадзора исследования почвы и воздуха на месте обнаружения незаконного захоронения человеческих останков в Высокогорском районе? Если да что удалось установить?

— Отдельных запросов от следственных органов нам не поступало, чтобы мы к этому подключились. Но в связи с имеющимся фактом, который приобрел широкую огласку в СМИ, и поскольку контроль за утилизацией биологических отходов осуществляем мы в рамках проверок центральных районных больниц и всех лечебно-профилактических отделений республики — мы проанализировали акты проверок, проведенных в близлежащих центральных районных больницах на предмет правильной утилизации биологических отходов. По актам нарушений в этой части мы не видим.

Все же напомню, что биологические отходы, согласно санитарному законодательству, должны утилизироваться двумя способами: либо они сжигаются и кремируются по договору со специализированной организацией, которая имеет на это соответствующее разрешение — то есть, их забирают, сжигают, но ни в коем случае не закапывают, как это было. Второй способ — захоронение на кладбище в специальных могилах в специально отведенных местах. Если взять формальную составляющую, то при проверках мы видим, что такие договора всегда имеются.

— После выявленного факта будут предприниматься дополнительные меры? Возможно, дополнительные проверки?

— Нам не давали дополнительные поручения. Там ведь нет указания на определенную больницу. Знаете, это как из песни, мы все знаем, что бросать нельзя, однако все равно бросают мусор. Здесь надо определить, кто это сделал, и тогда уже будет выявлен факт формального проведения этих мероприятий.

«Надо сказать, что 70% обращений подтверждается»

Какие жалобы поступают к вам на управляющие компании? Какая компания лидирует по количеству жалоб?

— Здесь у нас, конечно, обращений много. Наши полномочия в этой части — это наличие грызунов в местах проживания, наличие любых насекомых — комаров, блох, вшей, муравьев, тараканов, клопов, а также коммунальные услуги в части достаточности температуры горячей воды. Здесь превалирующее число обращений по другим сферам, более тысячи жалоб, было перенаправлено в Жилищную государственную инспекцию по управляющим компаниям.

У нас основную часть занимают как раз грызуны и насекомые. По этим жалобам идет рост: если в 2013 году было 92 обращения, в 2014 — 256 обращений, в 2015 — 416. То есть идет огромный рост. 43% из них — по поводу грызунов, остальные — по насекомым. 80% обращений — это крупные города Татарстана: Казань, Альметьевск, Нижнекамск и Набережные Челны. Мы назначаем зоологическую экспертизу, которую проводят эксперты центра гигиены и эпидемиологии — они расставляют ловушки и приманки. Надо сказать, что 70% обращений подтверждается. Но здесь нужно четко понимать: речь идет только о местах общего пребывания, потому что собственник сам обязан содержать свою квартиру в чистоте.

Больше всего жалоб по управляющим компаниям Вахитовского и Приволжского районов, потому что это и заброшенные старые территории, откуда все бежит как раз в здания, и где-то специфика не совсем, может быть, благополучного населения. Поэтому в этой части лидируют УК Вахитовского и Приволжского районов, где-то были даже неоднократные обращения: у нас фигурируют одни и те же улицы — это Пушкина, Маяковского, Баумана. Это улицы, где есть редкие заброшенные здания, в которых как раз складируют мусор, где хорошая кормовая база, и множество кафе, которые выбрасывают пищевые отходы в общие контейнеры для мусора. Это создает условия не то, что для укоренения, для размножения этих грызунов и их распространения в соседние здания.

На управляющие компании были составлены 150 протоколов, штрафы составили более 300 тысяч рублей. Также были даны предписания, 90% из которых устранены и пять штрафов было наложено за невыполнение выданных предписаний. На одну управляющую компанию мы даже подали исковое заявление, поскольку было очень много жалоб, — это управляющая компания Приволжского района. Иск был удовлетворен и действия компании были признаны противоправными.

— Хотела уточнить у вас по поводу роста жалоб на грызунов: как вы думаете, с чем это связано? С ростом количества грызунов или просто люди стали острее реагировать на эту проблему?

— Обращаться стали больше. Наверное, люди видят результат: управляющими компаниями очищаются подвалы, заколачиваются окошки в подвалах, своевременно вывозится мусор с контейнерных площадок. Если этого не делать, то там всегда будут крысы: они делают норы — мы же это видим и экспертиза показывает. Под контейнерами огромные норы, огромные семьи, огромные дома у крыс и мышей.

Но сейчас и санитарная грамотность людей высокая, и требования к качеству жизни выше. Поэтому сейчас уже пробегающая мышь или крыса, конечно же, вызывает у жителей острую реакцию. Это понятно и правильно. Мы готовы к такому количеству обращений, потому что видим результат. И управляющая компания понимает, что нет другого выхода — нужно приводить все в порядок. Ну и административные меры их стимулируют.

«Нас волнует тема не столько по долевому строительству, а в целом по строительству жилья»

— Как обстоит ситуация с застройщиками? Как много жалоб поступает и на кого?

— Касаемо долевого строительства жалобы поступают, но их не так много. В 2015 году всего поступило 32 обращения, связанных с нарушением прав потребителей при долевом строительстве. За первый квартал этого года таких обращений было восемь. Потребители жалуются на сроки введения в эксплуатацию этого жилья или на его качество. Рассмотрение этих вопросов находится в полномочиях исполнительных комитетов муниципальных образований, однако мы можем вступать в судебный процесс, если нарушены права потребителя при заключении долевого договора. Но таких обращений в наш адрес для того, чтобы мы подключились именно к судебному процессу, не поступало. Вместе с тем нас волнует тема не столько по долевому строительству, а в целом по строительству жилья, вводу его в эксплуатацию и первых лет жизни там человека. Люди жалуются, например, на неработающую вентиляцию — это говорит об определенных строительных недостатках. В этой части мы проводим экспертизу жилого помещения на соответствие санитарным требованиям и условиям проживания. Если экспертиза доказывает, что условия не соответствуют, то потребитель уже может обратиться в суд для защиты своих прав.

— На какие строительные компании больше всего жалоб?

— У нас очень небольшое количество жалоб, чтобы что-то конкретно сказать. Какие-то единичные факты не будут свидетельствовать о системных нарушениях у компаний.

— Недавно в Казани прошел форум в защиту детей от вредной информации. Вы тогда сказали, что в России с 2012 года было закрыто почти 10 тысяч ссылок на интернет-страницы, какие данные по Татарстану?

— Все, что касается сайтов, на которых размещается информация о способах самоубийства, о призывах к совершению самоубийства, — это полномочия федерального аппарата. То есть после поступления обращения о таких страницах они проводят их экспертную оценку. Что касается данных по Татарстану, интернет-информация не делится по регионам — она мониторится в целом по поисковым системам.

Наша задача — смотреть наличие знака возрастного ограничения у всей информационной продукции, которая реализуется на территории Республики Татарстан.

Если говорить о наших полномочиях как территориального управления, то здесь наша задача — смотреть наличие знака возрастного ограничения у всей информационной продукции, которая реализуется на территории Республики Татарстан. Здесь, к сожалению, у нас пока граждане не очень активные, и мы призываем их обращать внимание, главным образом, на торговые ларечки, где продают аудио и видео. К нам здесь поступило всего два обращения, но это, конечно, не отражает реальную картину.

Если к нам будут поступать обращения не только по возрастному знаку, но и по интернет-страницам, мы будем оперативно перенаправлять в наш центральный аппарат, чтобы они были заблокированы.

— К вам не поступало таких обращений?

— Не поступало. Но Роспотребнадзор инициировал, чтобы мы уже без обращения могли сами осуществлять мониторинг, а не ждать, когда сознательные мамы и папы будут писать нам обращения. Сейчас этот инструмент проходит стадию согласования, и когда он будет введен, это существенно облегчит работу и убережет наших детей от этой информации.

Кредитные кооперативы: угрозы коллекторских агентств и факты мошенничества

— Сколько выявлено фактов мошенничества по кредитным кооперативам? Сколько человек пострадало?

— В части защиты прав потребителей, кстати, также не много обращений, наверное, потому что это не совсем наши полномочия, они, скорее, межведомственные. Здесь в прошлом году к нам поступило 71 обращение, из них 20 обращений составляли факты мошенничества и угроз со стороны коллекторских агентств. Эти обращения были перенаправлены в МВД, в силовые ведомства для принятия мер.

В то же время в работе микрофинансовых и кредитных организаций мы смотрим договор на наличие условий, ущемляющих права потребителя. В прошлом году у нас к ответственности были привлечены три микрофинансовые организации — это ООО «Росинвестгрупп», ООО МФО «Е заем» и ООО МФО «Лидер». Там было вынесено 20 постановлений на сумму 275 тысяч рублей. Это только в части условий, ущемляющих права потребителя по формальным признакам заключения договора.

— По поводу банков поступали ли к вам жалобы по скрытым комиссиям и в целом?

— У нас вообще за весь 2015 и 5 месяцев 2016 года на деятельность по финансовым услугам поступило 2500 обращений — это очень много. 60% из них касается нарушения прав потребителей кредитными организациями. Практически все эти обращения касаются навязывания услуг при заключении кредитного договора. При этом потребитель не обладает специальными знаниями и где-то даже не может спросить, а где-то ему не говорят умышленно, поэтому он вслепую подписывает договор на дополнительные услуги. Конечно, здесь необходимо напомнить, что согласно закону по защите прав потребителей, нельзя обуславливать приобретение одних услуг обязательной покупкой других. Это является нарушением, и по этой части мы активно привлекаем банки к ответственности.

За весь 2015 и 5 месяцев 2016 года на деятельность по финансовым услугам поступило 2500 обращений — это очень много. 60% из них касается нарушения прав потребителей кредитными организациями.

— Интересно ваше мнение, буквально 1 июня в силу вступил закон, позволяющий в течение 5 дней отказаться от любой навязанной страховки. Как вы думаете, это сделано для страховщиков или для потребителя?

— Мы не выходим с законодательной инициативой и никак на нее не влияем, но это инструмент регулирования проблемы навязывания услуг. Что человек может отказаться — это, конечно, в пользу потребителя, потому что когда он вслепую подписал этот договор, потом доказать, что он этого не хотел, крайне сложно. В любом случае, если у него теперь есть 5 дней, чтобы прийти в себя, прочитать мелкий шрифт и беспрепятственно потом этот договор расторгнуть — конечно, это в пользу потребителя. Другое дело, будет ли человек пользоваться этими 5 днями? У нас люди так устроены, что они запоздало реагируют на такие вещи. Но я думаю, что уже тот факт, что есть такая инициатива, заставит кредитные организации досудебно все это возвращать.

«Думаю, народ даже опечален, что не поедет в Турцию, поэтому надеяться, что к нам придет обращение о факте поездки, не приходится»

— Выявлены ли в Татарстане турагентства, которые продают туры в Турцию и Египет?

— На сегодня мы регулярно в ежедневном режиме осуществляем мониторинг сайтов туристических агентств на территории республики с целью выявления привлекательных предложений, заманивания наших жителей в Турецкую Республику. Был выявлен факт по агентству «Жар-птица», где на интернет-сайте приглашали посетить Турцию уже в момент запрета. Мы подали исковое заявление в суд для признания действий турагента противоправными и прекращения таких действий. Наше исковое требование было полностью удовлетворено.

На рассмотрении также находится исковое заявление к Skyland travel. У них была реклама о предоставлении туристического продукта в Турцию.

В наш адрес обращений, что кто-то поехал или хотел бы поехать, не поступало, поэтому пока эта работа ведется в части мониторинга. Но, думаю, народ даже опечален, что не поедет в Турцию, поэтому надеяться, что к нам придет обращение о факте поездки, не приходится.

В феврале Роспотребнадзор дал рекомендации по защите от вируса Зика. Были ли в Татарстане случаи заражения этим вирусом?

— У нас нет условий, этих комаров, которые могут перенести эту инфекцию от человека к человеку, поэтому о распространении на территории Республики Татарстан речи быть не может. Речь идет о завозных случаях. В Татарстане их тоже не было. Здесь самый главный совет: девушкам, которые находятся в состоянии беременности или планируют ее, — не посещать страны, в которых идет эпидемическое распространение лихорадки Зика. Это 51 страна, их можно посмотреть у нас на сайте. Слишком высок риск рождения ребенка с патологией нервной системы.

Мария Горожанинова, фото Максима Платонова
Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам

Новости партнеров