«Лестница в небо»: как удержаться во власти — три правила от Михаила Хазина

Рецензия обозревателя «Реального времени» на новую книгу о теории Власти

Вышедший новый потенциальный всероссийский бестселлер «Лестница в небо» от Михаила Хазина и Сергея Щеглова — яркая и насыщенная добротная работа о природе и механизмах Власти. Прочитав ее, экономический обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов восхитился ее здоровым цинизмом и счел ее весьма полезной не только для «юношей, начинающих жить», но и для умудренных жизненным опытом старцев. Во всяком случае, практической и понятной литературы (речь не идет о художественной) по этому вопросу на русском языке в последнее время еще не было

Власть как смысл жизни

В начале марта 2016 года на полках как обычных книжных, так и интернет-магазинов появилась давно ожидаемая книга о теории Власти от известного российского экономиста Михаила Хазина и популярного блогера Сергея Щеглова. Название очень претенциозное — «Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите».

Книга издана издательством «РИПОЛ классик» небольшим для нашей страны тиражом в 4000 экземпляров. Книга довольно объемная и увесистая — 624 страницы и продается по немаленькой цене — 600-700 рублей. Книга эта сама авторами позиционируется как «пособие для начинающих». Но и искушенные и опытные люди найдут для себя множество откровений.

Почему так интересен для меня вопрос Власти, ведь на первый взгляд это слабо относится к экономике? На самом же деле, экономические и политические вопросы неразрывно связаны между собой: в последнее время в продвинутых западных экономических исследованиях появилась тенденция делать упор не на чисто экономические факторы, а на распределение власти в обществе, организацию насилия — на все, что подразумевается под понятием «политические институты». Одним словом, торжествует самый что ни на есть марксистский подход к историческим изменениям. Но под немного другим углом и с другими выводами. А там где политика — там и Власть, ведь политику делают особые люди — люди Власти.

Авторы книги — довольно известные люди. И если популярного благодаря многочисленным выступлениям экономиста Михаила Хазина представлять особо не требуется («Кто не знает Хазина? Его знают все!»), то второй соавтор — блогер-программист-писатель-фантаст и политолог из Перми Сергей Щеглов требует отдельного раскрытия. Я не читал его фантастики и незнаком с его достижениями на ниве программирования, но с большим для себя удовольствием вот уже несколько лет читаю, как и множество других людей, его интернет-блог. Блог он ведет уже 12 лет, и, поверьте мне, там есть что читать. Ну хотя бы по темам экономики и политологии. В частности, еще в начале 2013 года (за три года до выхода русского издания) он выложил краткий конспект книги Daron Acemoglu, James Robinson «Why Nations Fail», 2012 (в русском издании — «Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты» Дарон Аджемоглу, Джеймс Робинсон). О ней, кстати, мы писали в восхищенных тонах недавно. Еще в блоге довольно много любопытных и дельных источников и их обсуждений по политологии и экономике, что, конечно, для меня очень ценно.

Поэтому после анонса новой книги от двух таких ярких авторов я с нетерпением стал ждать ее выхода и когда приобрел ее, то буквально запоем прочитал, несмотря на 600-страничный объем. Скажу честно — книга очень необычная и многослойная. Авторы не первопроходцы по властной тематике, но это и неудивительно — вопросу столько лет, сколько существует само человечество. Даже в самой книге много отсылок к тем очень уж древним временам. Писать авторам о том, что открыта какая-то новая «теория Власти», наверное, как-то самонадеянно, но если подразумевать новизну в описании существования действий властных группировок, то это тоже не в первый раз — этого-то у человечества полно — от классовых теорий Маркса-Энгельса до новомодной «Теории общественного выбора». Но что удалось авторам — собрать в одну книгу много чрезвычайно интересных наблюдений о природе и механизме Власти. Половина книги отдана рецензиям на прорывные книги о Власти. Посредством этих блестящих рецензий раскрываются маски, в которые рядится Власть. Речь идет о понятиях «Государство», «Элита» и «Институты». В частности, меня порадовали, например, рецензии:

— на Макиавелли ( «Государь» и, особенно, на «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»);

— на Гобсса («Левиафан») и Локка («Два трактата о правлении»). Жаль только , на мой взгляд, что у авторов не пошло дальше, а ведь там есть еще и Шарль Луи Монтескье, чьи идеи легли в основу американской Конституции;

— на Вильфредо Парето («Социалистические системы»)

— на бунтаря американской социологии Чарльза Райта Миллса («Властная элита»)

— на очень ценимую мною книгу Дугласа Норта, Джона Уоллиса и Барри Вайнгаста «Насилие и социальные порядки».

Но это еще не все, есть еще и другие очень любопытные рецензии на других авторов — пищи для размышлений о природе Власти и ее личинах хватает.

В книге очень много ссылок и цитат на главного авторитета в современной западной теории Власти, профессора Стэндфорского университета Джеффри Пфеффера (три книги «Внешний контроль над организациями: концепция зависимости от ресурсов», «Власть и влияние в организациях», «Власть. Почему у одних она есть, а у других — нет»). Как-то прочитав последние его две книги, я был просто удивлен небывалой степенью цинизма, откровенности и полезности подходов знаменитого профессора.

Уже само название книги Хазина и Щеглова «Лестница в небо» отсылает нас не только к одноименной знаменитой песне британской рок-группы Led Zeppelin или к фильму 1952 года испанского режиссера Луиса Бунюэля, но и к самому начальному смыслу этого понятия — к лестнице из сна Иакова:

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней». (Библия. Бытие. 28:12-16)

Понятно, что в книге речь идет о лестнице Власти, вскарабкиваясь на которую человек обретает Царствие над людьми и событиями. Красивое сравнение с божественной ангельской лестницей неслучайно, потому что требует совершенно особого типа людей, которые могут взойти не нее — людей Власти. А это совершенно особый человеческий психотип. Но, увы, не ангельский, а скорее демонический. С пожирающим внутренним огнем жажды Власти и радости от обладания ей.

«После своего падения Хрущев говорил, что всем пресыщаешься: едой, женщинами, даже водкой, только власть — такая штука, что чем ее больше имеешь, тем больше ее хочется…» (Восленский М.С. Номенклатура. М: «Захаров», 2005). Фото peoples.ru

Вот как описывает радости Власти один из самых ее лучших отечественных исследователей. Речь идет о бежавшем за рубеж в 1972 году члене номенклатуры ЦК КПСС Михаиле Восленском. В его знаменитой книге «Номенклатура» (впервые вышла в 1980 году) он буквально препарировал ту оборотную сторону системы власти, сложившуюся в СССР, и описал новый общественный класс «номенклатура». Номенклатура как явление оказалась удивительно живучей и пережила даже рухнувший Союз. Так вот, удовольствие от Власти типичного человека Власти времен СССР описывается так:

«Его радость, его единственная страсть — в том, чтобы сидеть у стола с правительственной «вертушкой», визировать проекты решений, которые через пару дней станут законами; неторопливо решать чужие судьбы; любезным тоном произносить по телефону: «Вы, конечно, подумайте, но мне казалось бы, что лучше поступить так», — и потом, откинувшись в своем жестком (чтобы не было геморроя) кресле, знать, что он отдал приказ, и этот приказ будет выполнен. Или приехать на заседание своих подопечных: маститых ученых или видных общественных деятелей с громкими именами, сесть скромно в сторонке — и спокойно, с глубоко скрытым удовольствием наблюдать, как побегут к нему из президиума маститые и видные просить указаний…

После своего падения Хрущев говорил, что всем пресыщаешься: едой, женщинами, даже водкой, только власть — такая штука, что чем ее больше имеешь, тем больше ее хочется…» (Восленский М.С. Номенклатура. М: «Захаров», 2005).

Действительно, Власть — это страшный наркотик. Как пишут авторы книги:

«Обладание настоящий Властью, пребывание на средних и высших ступеньках властной лестницы является высшим наслаждением из всех доступных человеку (только с ее помощью можно пусть на какое-то время, но ощутить себя богом). Лишившись этого удовольствия, бывший человек Власти испытывает мучения, сравнимые по интенсивности разве что с героиновой ломкой…

Людям, никогда не пробовавшим Власти на вкус, невозможно понять глубокой депрессии (доходящей до разных вариантов самоубийства), охватывающей высокопоставленных людей Власти после падения. Казалось бы, что такого — сбережения остались, профессиональная квалификация тоже, живи дальше и радуйся. Однако в такой жизни нет самого главного: нет ощущения себя человеком Власти, нет чувства, что все в мире идет так, как тебе хочется. Так что на самом деле отойти в сторонку и снова стать обычным человеком — невозможно; однажды испробовав Власть, вы вряд ли сможете стать счастливым обывателем».

Неудивительно, что люди, выпавшие из Власти, как правило, долго не живут. Так что, встав на Путь Власти, человек превращается в настоящего Самурая, не терпящего Поражения, и единственный способ продлить себе жизнь — это продлить свое пребывание во Власти, расширять свои владения. Однажды Андрея Дмитриевича Сахарова спросили: «В чем смысл жизни?» Он ответил: «Смысл жизни в экспансии».

Экспансия Власти — вот в чем смысл жизни адепта Власти. Но это не простая задача.

Для этого необходимо постоянно совершенствоваться в искусстве захвата и удержания Власти, быть буквально одержимым Властью в режиме «24/7».

Правила игры во власть

Первая половина книги посвящена описанию правил, по которым играют люди Власти. У нас в житейском обиходе чаще всего их называют аппаратными правилами. Правила эти просты и бесхитростны. Проверены десятилетиями, а то и сотнями лет применения. И «правильные дети из правильных семей» впитывают их на родительских кухнях, можно сказать, «естественным образом». Где-то больше, где-то меньше, но они в аппаратных интригах довольно подкованы (а если что, отец подскажет). Человеку с улицы приходится нарабатывать этот опыт «на собственной шкуре». Какие-либо практические пособия отсутствуют, но, если порыться в Сети, то можно найти какие-то элементы этой аппаратной мозаики, например, как «держать подчиненных в тонусе» (или аппаратный самоучитель от Владимира Владимировича Путина).

Авторы книги довольно удачно сформировали некий Кодекс этих правил, по которым ведутся аппаратные игры, и если их очень кратко пересказывать, то вот они:

«Власть — это деятельность властных группировок по использованию ресурсов контролируемых ими организаций с целью захвата других, еще больших ресурсов, а следовательно и еще большей власти. Ресурсы — все, что позволяет контролировать поведение людей. Это не только деньги и материальные ценности, но и привилегии, должности, информация (за исключением общедоступной), доступ к влиятельным людям и т.д. и т.п.

Власть — это вечное поле боя между конкурирующими властными группировками. В большинстве случаев властные группировки строятся феодальным способом (отсюда и терминология в книги строится через средневековые понятия «вассал» (слуга) и «сюзерен» (хозяин).

Властная группировка — группа людей, связанных отношением личной преданности, и действующая как единое целое (все добытые членами группы ресурсы поступают в распоряжение группировки). Благодаря этому властная группировка получает способность задействовать против других людей и групп все свои ресурсы, что в большинстве случаев позволяет навязывать им свою волю.

Три общих правила Власти

  1. К власти рвутся бандой. Одиночки обречены.
  2. Вассал моего вассала — не мой вассал. У каждого вассала только один сюзерен. Ему он и приносит вассальную присягу. У сюзерена может быть множество вассалов. Но вассалы вассалов — не его личные вассалы.
  3. Omerta. «Молчание — золото». Любая утечка информации о вашей группировке может быть использована против вашей группировки. В молчании — сила.

Три правила Власти для вассала

  1. Одержимость. Вассал, как человек Власти, должен болеть Властью. Про сюзерена это даже не обсуждается. Тем и отличаются люди Власти от других людей.
  2. Ничего личного. Внутри вассалов всегда есть конкуренция за отношение сюзерена. Никакой расслабленности даже среди своих.
  3. Сюзерен моего сюзерена — не мой сюзерен. Отношения «через голову» сюзерена всегда должны быть под контролем сюзерена.

Три правила Власти для сюзерена

  1. Вассалы вкалывают за сюзерена, у которого основная работа — борьба за Власть.
  2. Доверяй вассалам, но постоянно проверяй и провоцируй. Держи их постоянно в тонусе.
  3. Короля играет свита. Чем больше у вас вассалов (и вассалов у ваших вассалов) и чем лучшие позиции в организации они занимают, тем сильнее ваша властная группировка.

Поверьте, это очень маленькая доля правил, раскрываемых в книге. Очень-очень много других правил для более высоких уровней властной лестницы и, конечно же, других нюансов, жизненных примеров и советов. Книга дельная, потенциальный российский бестселлер — в общем, рекомендую.

Альберт Бикбов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Аналитика

Новости партнеров