Рустем Хузин: «Бердыеву повезло с «Рубином»
В последний день весны завершился чемпионат ПФЛ, второго дивизиона по-старому. Нижнекамский «Нефтехимик» еще до окончания турнира застолбил за собой первое место, вернувшись на привычное место в ФНЛ. А вывел нижнекамцев наверх Рустем Хузин, 44-летний специалист, успевший и поиграть, и потренировать во второй, первой и высшей лигах отечественного футбола. Родившийся 30 января 1972 года в Казани, Хузин играл защитником в «Рубине», «Роторе», Ладе», «Амкаре». Как игрок, был жестким и неуступчивым. Всегда боролся до конца, во многом благодаря этому был капитаном почти во всех командах, в которых играл. В последние 9 лет он работает тренером. О секретах своей профессии, отношениях с «Рубином», перспективах «Нефтехимика» и отказе от работы в… Азербайджане Рустем рассказал корреспонденту «Реального времени».
В каждой лиге по-разному
— Игровое прошлое помогает вам в профессии тренера?
— Конечно, ведь в каждой лиге своя специфика, везде немножко по-другому, что во второй, что в первой, что в высшей лиге. Везде разные исполнители, везде разный футбол. В ФНЛ (1-я лига по-новому) он быстрее, чем в ПФЛ (2-я лига), не говоря уже о премьер-лиге. Разница еще и в том, что в ПФЛ нет иностранцев, одни россияне играют. В ФНЛ есть подпитка легионерами, в этой лиге все команды ищут квалифицированных футболистов, более креативных прежде всего в нападении. Там достаточно много защитников. В РФПЛ, понятное дело, очень сильные иностранцы, там другие возможности…
— Это совпадение или тенденция, когда нынешней весной два молодых тренера, вы и Роберт Евдокимов, воспитанник «Нефтехимика», выведший оренбургский «Газовик» в РФПЛ, добились столь значимого успеха, повысив статус своих клубов?
— Роберт — нижнекамский, хотя никогда не работал в родном городе, больше играл в Набережных Челнах, потом работал в Альметьевске и Оренбурге тренером. В «Рубине», куда его пригласили из Челнов, мы даже жили в одном номере на базе, как два молодых игрока, вместе отметились в составе студенческой российской сборной на Универсиаде, потом он еще раз был в «Рубине» времен Игоря Волчка, но тогда не подошел и вернулся в «КАМАЗ». Как игрок, он был яркий, креативный, на действия которого, как на стержень, нанизывалась вся игра в средней линии. Что касается тренерской работы Евдокимова, то она не может не вызывать уважения, но наш успех на разных уровнях этой весной ни о чем не говорит. Любой мог оказаться на нашем месте, например тот же Андрей Ситчихин, нынешний наставник молодежного состава «Рубина», поднявший команду на второе место в молодежном первенстве РФПЛ. Он и в Нижнекамске выводил «Нефтехимик» наверх.
«Выход в ФНЛ — это один из моих тренерских трофеев»
— Возвращение «Нефтехимика» в ФНЛ можно назвать одним из главных достижений в вашей тренерской карьере?
— Я думаю, что да. Это один из моих тренерских трофеев.
— Не сложно было возвращаться в «Нефтехимик», откуда вы уже уходили?
— Да, я второй раз работаю наставником нижнекамской команды. Нет, никаких сложностей не было. Просто доказал, что все это не просто стечение обстоятельств…
Возвращение «Нефтехимика» в ФНЛ — это один из моих тренерских трофеев
— Согласны, что в вашей футбольной биографии три города — Казань, Пермь и Нижнекамск — занимают особое место?
— Конечно, играл-то я еще только в Волгограде и Димитровграде. В «Ротор» я пришел совсем молодым, 21 год был, из второй лиги («Рубин») в высшую («Ротор»). Как раз в Волгограде у меня ребенок родился… Другое дело, что с «Ротором» не все у меня было гладко, а тем более удачно. В любом случае это была часть моей игровой карьеры. По мне, лучше играть постоянно во второй лиге, чем сидеть на лавке в высшей. Уйдя из «Ротора» в «Ладу» (Димитровград), я многое потерял — в деньгах, быту. Но я так решил для себя. Для меня это был определенный толчок в дальнейшей карьере. Потом был пермский «Амкар», затем я вернулся во вторую лигу в родной «Рубин». И в Казани мы вышли сначала в первую, а потом и в высшую лигу! Снова уехал в Пермь, где опять же повторил путь из первой лиги в высшую. Знакомое дело…
— В «Роторе» вас посадил в запас главный тренер Виктор Прокопенко, сейчас в роли тренера вы изменили свое мнение о его решении? Психология игрока и тренера сильно различается…
— Конечно, сейчас я хорошо понимаю Прокопенко. Мое мнение изменилось. Тренер никогда не посадит в запас игрока, который играет на должном уровне. Сейчас я сам говорю об этом своим подопечным. Не ищите проблему в тренере, а ищите в себе.
Конфликтов с игроками не было
— А бывают у тренера такие конфликты с футболистами, после которых просто рука не поднимается поставить игрока на матч? Нет никакого желания, пускай игрок нужный, квалифицированный…
— По крайней мере, у меня в этом сезоне не было конфликтов с футболистами. Почему? А потому, что очень сильно варьировал состав игроками основного и резервного составов. Все игроки команды были задействованы. Один футболист мог забить гол или сделать голевую передачу, а в следующем туре он не попадал в заявку. Все зависело от команды соперника. Многое зависит от того, как тренировался тот или иной игрок до игры с очередным соперником.
У меня в этом сезоне не было конфликтов с футболистами. Почему? А потому, что очень сильно варьировал состав игроками основного и резервного составов. Все игроки команды были задействованы.
— Пару лет назад вы говорили, что система взаимоотношений «Нефтехимика» с «Рубином» полностью разрушена. Сейчас ситуация изменилась?
— Да, все, связь восстановилась. Думаю в ближайшее время команда ФНЛ «Нефтехимик» пополнится молодыми игроками «Рубина». Только «КАМАЗ» вне игры. Насколько я знаю, у «Рубина» нет таких тесных, близких отношений с челнинцами, как с нижнекамцами.
— Хочу проверить старую информацию. Когда в 2013 году вы покидали «Амкар», у пермского клуба перед вами был долг по зарплате за полгода?
— Да, так и было. Но затем «Амкар» погасил все долги.
— Но как вы жили без зарплаты полгода?
— Никто мне не помогал. Зарплата главного тренера была достаточной, чтобы безбедно прожить определенное время. Конечно, была определенная заначка.
Мог поработать в Азербайджане…
— В декабре 2013 года, когда из «Рубина» уволили Курбана Бердыева, Алексей Сафонов, назвавшись вашим агентом, написал в Twitter, что именно Хузин является основным претендентом на пост главного тренера казанского клуба. Это правда?
— У меня никогда в жизни не было никакого агента! Ни тогда, когда я был футболистом, ни сейчас в роли тренера. Это утка.
— Но в декабре 2014 года вы могли стать главным тренером одного из клубов премьер-лиги Азербайджана?
— Это правда. Было дело, но не срослось. Во-первых, потому, что это все было только на уровне разговоров-переговоров с руководителями клуба. А во-вторых, и это главное, мы не сошлись во мнении по принципам построения футбольной команды, как и что делать.
Мой контракт с нижнекамским клубом закончился 31 мая… На данный момент я свободный художник…
— Вы играли у Курбана Бердыева в «Рубине», куда он пришел безвестным специалистом, сделал команду двукратным чемпионом России, потом был уволен, пришел в «Ростов», и вывел за год скромный клуб в Лигу чемпионов. Вас не удивляют такие метаморфозы?
— Начнем с того, что свое имя Бердыев сделал именно в «Рубине». Стечение обстоятельств, тренеру очень сильно повезло, что его пригласил в Казань Ильгиз Фахриев. Но самое важное — это то, что в то время на пути Бердыева был такой человек, как Камиль Исхаков, мэр Казани, президент клуба. Это была колоссальная, мощная поддержка для тренера. Это здорово, когда тренеру доверяют и поддерживают. Имея за своей спиной такой прочный фундамент в лице Исхакова, такое доверие, тренер добился успеха. Сначала вывел «Рубин» в высшую лигу, где в первый же сезон занял третье место. Так Бердыев набрался опыта, набил себе шишки, какие только возможно, а в последующем тот опыт, который он получил с «Рубином», помог ему в дальнейшей работе.
— Как вы думаете, настанет тот момент, когда главным тренером «Рубина» станет его воспитанник Рустем Хузин?
— Вопрос в лоб… Я на это очень надеюсь.
— Ваш друг Ахметгалиев много лет мечтал поработать в родной команде, и стал, наконец, начальником команды молодежного состава…
— Думаю, это не работа для Айрата, начальник команды. Он слишком много пропустил, работая в строительном бизнесе… Но это судьба, не у каждого бывает шанс.
Есть над чем работать
— А вы сами кем себя ощущаете на данный момент: молодым тренером, опытным?
— Есть над чем работать. Даже опытные волки, проработавшие не один год, не раз становившиеся чемпионами России, ищут место для совершенства. Футбол идет вперед, надо постоянно искать новые ходы для команды и тренера в организации игры, в атаке, в обороне. Совершенствование футбола идет постоянно, для меня это никакой не секрет, не идеал. Останавливаться на достигнутом я не собираюсь, это будет неправильно. Тренер должен постоянно выдавать результат. Еще много над чем работать.
— Значит, следует ждать от «Нефтехимика» в новом сезоне прогресса?
— Мой контракт с нижнекамским клубом закончился 31 мая. Останусь я в команде или нет, решать руководству клуба, пока я не говорил на эту тему. Как пойдет разговор, я не знаю. На данный момент я свободный художник…
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.