Рустам Минниханов: «Исламская столица России? Я думаю, что мы не претендуем...»

Рустам Минниханов: «Исламская столица России? Я думаю, что мы не претендуем...»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

В рамках открывшегося сегодня в Казани заседания группы стратегического видения «Россия — исламский мир» представители 30 стран и ведущие российские эксперты обсудили перспективы сотрудничества России и мусульманских государств. Участники встречи сошлись во мнении, что модель взаимодействия разных религий и национальностей, действующая в Татарстане, является примером для всего мира, а также отметили пользу сотрудничества российских банков, в числе которых ПАО «Татфондбанк», с Исламским банком развития. Корреспондент «Реального времени», присутствовавший на мероприятии, также выяснил, каким «оружием» против терроризма в скором времени обзаведется наша республика и станет ли Казань исламской столицей России.

Мощный удар по террористам и «разморозка» группы стратегического видения

Сегодня в Казанской Ратуше состоялось второе заседание группы стратегического видения «Россия — исламский мир» в обновленном составе — первая встреча после временной заморозки деятельности группы состоялась в 2015 году в Москве. Почти год назад по поручению Владимира Путина Рустам Минниханов возобновил работу этого инструмента российской дипломатии. Первое заседание в Москве в июне 2015 года открывал министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров. В этот раз его в Казани представлял Михаил Богданов, замминистра иностранных дел РФ.

Он и зачитал приветствие Владимира Путина. В своем обращении президент заверил, что в лице России исламский мир всегда найдет надежного союзника.

— Хотел бы подтвердить, что в лице России исламский мир всегда найдет надежного союзника, готового оказать содействие в решении насущных проблем. Мы поддерживаем активную позицию мусульманских стран по закреплению в международных отношениях принципов справедливости и верховенства права, — говорится в сообщении президента.

Также Владимир Путин упомянул мощный удар по террористам, нанесенный при участии России, несмотря на который террористы и их пособники по-прежнему пытаются дестабилизировать ситуацию и подорвать международные усилия по мирному урегулированию.

«Секретное» оружие Татарстана против терроризма

Главной темой для обсуждения на минувшем заседании стала борьба с терроризмом. Все спикеры, выступавшие на встрече, сошлись во мнении, что над современным миром нависла угроза глобального масштаба — стремительное увеличение сторонников экстремизма и терроризма.

— Мы живем в такое время, когда ислам ассоциируется с террором или какими-то другими последствиями. Ислам всегда был и остается толерантным и никакого превосходства над кем-то он не ставит. Представителям ислама надо объединиться и защитить наши позиции, — прокомментировал щекотливую тему Минниханов.

Довольно откровенно о террористической угрозе на заседании рассказала единственная женщина за столом — президент Эмиратского политического центра Эбтесам Аль-Кетби. Гостья приехала, как она выразилась, из «региона мира, в котором сейчас льется кровь». И Аль-Кетби стала свидетелем того, как между собой сражаются представители одной и той же религии, борются шииты и сунниты, борются мусульмане, христиане и представители других религий.

— Нельзя справиться с экстремизмом и терроризмом, не покончив с теми причинами, которые их порождают. Конечно, мы боремся, ведем войну, но пока выхода не видно. А причины — это бедность, отсутствие справедливости, двойные стандарты в действиях ряда стран. Также нерешенность палестинской проблемы, сирийской и иракской, ситуация в Йемене и так далее, — высказалась представитель ОАЭ.

По ее словам, ислам у людей похитили силы, которые в открытую заявляют о том, что они якобы являются настоящими мусульманами. И в первую очередь от этого страдает ислам.

— У России есть великолепный шанс сейчас сыграть важную роль в решении наших исламских проблем, но Россия должна действовать осторожно. Те военные удары, которые наносятся в Сирии, которые иногда ведут к гибели мирного населения, они приносят вред России, — сообщила Эбтесам Аль-Кетби. — Мы впечатлены прекрасной природой вашей страны, гостеприимством и добротой татарского народа, глубиной мусульманских традиций и тем, что у ваших мусульман нет никакого чувства превосходства или стремления к экстремизму.

К слову, в ближайшее время Татарстан обзаведется своеобразным «оружием» по борьбе с распространением экстремизма: речь идет об открытии Болгарской исламской академии. Какую роль она сыграет в противодействии терроризму, рассказал председатель ДУМ РТ, муфтий Камиль хазрат Самигуллин.

— Молодежь попадает под влияние радикальных взглядов зачастую в результате бездумного интернет-серфинга по сомнительным ресурсам или же во время обучения в зарубежных центрах, с которыми, к сожалению, сегодня российско-мусульманскому образованию тяжело тягаться. Решением вопроса станет создание в России мирового центра исламского образования — Болгарской исламской академии, — высказался Самигуллин. — В советский период традиционное мусульманское обучение было прервано, богословы подверглись насильственным репрессиям. Воссоздание в Болгаре крупнейшего духовного исламского центра России станет серьезным шагом в реализации комплекса мер по противодействию экстремизму и распространению чуждой идеологии.

Казань станет исламской столицей России?

Во время заседания практически каждый спикер отметил, что российский опыт межконфессиональных и межнациональных отношений является уникальным и важным для всего мира. Но особенно участники мероприятия выделяли опыт Татарстана. По словам заместителя министра иностранных дел РФ Михаила Богданова, очень важно делиться опытом РТ с другими странами, и то, что делают Татарстан и руководство республики, положительно отразится на сотрудничестве России с мусульманскими странами. Позицию Богданова поддержал директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД РФ Вениамин Попов.

— Наш уникальный опыт сейчас необходим для того, чтобы преодолеть те кризисные явления, которые существуют в мире. Лучшее свидетельство — это, наверное, Казань и Болгар. Там рядом стоят мусульманские мечети и православные храмы. Это говорит о том, насколько осуществлена идея дружбы между различными народами с разным вероисповеданием, а сейчас это один из главных вопросов, — прокомментировал Попов.

В свою очередь, Рустам Минниханов сообщил, что успешность и динамичное развитие РТ во многом объясняются гармоничными межнациональными отношениями. Также президент РТ ответил на вопрос «Реального времени» о том, сможет ли Казань стать исламской столицей России.

— Я думаю, что Казань есть Казань, мы не претендуем, потому что у нас еще есть и другие города России, где проживают наши братья-мусульмане. Но Казань как площадка имеет свои особенности, свою историю, — сообщил Минниханов.

Говоря о площадках, президент уточнил, что прежде всего это KazanSummit, где обсуждались прикладные вещи в части экономики и финансов. Также, по словам Минниханова, более 20 млн мусульман должны обладать возможностью общаться и интегрироваться, и стратегическая группа «Россия — исламский мир» как раз является хорошей базой для этого.

«В классическом банкинге много проблем, а исламский банкинг очень правильный»

Одним из итогов сегодняшнего заседания стало подписание ряда меморандумов о взаимопонимании. В первую очередь соглашение было подписано между Исламским банком развития и ЦБ РФ, затем последовало подписание документа между тем же Исламским банком, «Сбербанком», «Татфондбанком» и «Внешэкономбанком».

Президент Группы Исламского банка развития Ахмад Мохамед Али аль-Мадани заявил, что исламский банкинг сыграет важную роль в укреплении финансовой системы России и его банк готов оказать содействие РФ в разработке законодательства для ведения исламского банкинга.

— Исламский банк развития может предоставить помощь, чтобы внести изменения в действующее российское законодательство, с тем чтобы исламский банкинг мог играть более эффективную роль в вашей экономике. Ведущие российские банки сейчас стремятся воспользоваться теми возможностями, которыми обладает исламский банкинг, в особенности в том, что касается взаимовыгодных инвестиций, раздела рисков, — прокомментировал президент Группы Исламского банка развития.

По словам председателя правления ПАО «Татфондбанк» Роберта Мусина, чей банк, к слову, не так давно открыл первый в России Центр партнерского банкинга, прежде, чем начать успешную реализацию проекта, российской стороне придется пройти долгий путь.

— Необходимо формировать культуру в России, причем учиться надо не только клиентам, но и нам — самим банкирам. Нам нужно пройти достаточно большой путь, и здесь совместная работа с исламскими банками развития очень важна — это целые группы, в том числе включающие в себя обучение персонала. Несмотря на то, что мы надеемся на наш казанский университет, российский исламский университет, академию в Булгаре, в ближайшее время, наверное, мы будем посылать своих специалистов в Малайзию и другие страны для обучения и для того, чтобы мы в ближайшее время смогли проводить первые сделки, — высказался Мусин.

По словам Рустама Минниханова, сейчас существуют определенные сложности по доступности финансов, связанные с политическими разногласиями с нашими партнерами из Европы и Соединенных Штатов, однако это не касается партнеров России, которые представляют исламский мир.

— Мы спокойно можем работать, и те инструменты, которые предлагаются исламским банкингом, они наиболее устойчивые, мы не видим каких-то проблем в исламском банкинге. Если в классическом много проблем, то исламский банкинг очень консервативный, очень правильный. Я уверен, что этот инструмент привнесет в нашу страну только пользу, — подытожил президент.


1/98
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
Лина Саримова, фото Романа Хасаева

Новости партнеров