Не балы и разврат, а «становление гения»

В Казани прошло общественное обсуждение концепции развития музея Льва Толстого

Не балы и разврат, а «становление гения»
Фото: Динар Фатыхов

В понедельник, 28 октября, казанский музей Льва Николаевича Толстого был в центре внимания. В этот раз в связи с публичным обсуждением концепции его развития. На встрече присутствовали представители Министерства культуры РТ, Национального музея Татарстана, краеведы, журналисты и общественные деятели. Среди гостей был директор Государственного музея Л.Н. Толстого Владимир Толстой и директор Музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая. Они подписали соглашения о сотрудничестве, привезли временную экспозицию и подарили казанскому музею несколько экспонатов. На презентации новой концепции рассказали о зонировании музея, планах по образовательной программе, важности изучения казанского периода Толстого и обвинили журналистов в распространении «стереотипов» о писателе.

«Совершенствование социокультурной реальности»

По словам директора казанского музея Толстого Лии Бушканец, история создания музея была непростой и началась еще в середине XX века. Но реальные шаги по его основанию сделали казанские интеллигенты, обратившиеся к тогдашнему президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. «Создание музея — это ответ на потребности общественности», — подчеркнула Бушканец.

Основную аудиторию Лия Ефимовна видит в детях и подростках, которые изучают произведения Толстого по школьной программе. Это рассказ «После бала» и роман «Война и мир». Бушканец предполагает с помощью музея «формировать интерес и причастность к жизни и творчеству Толстого». А уже через эту причастность формировать российскую идентичность и патриотизм. «Потому что Толстой — это центральная фигура нашей культуры», — отметила директор казанского музея.

Директор Национального музея РТ Алиса Вяткина и директор Государственного музея Л.Н. Толстого Владимир Толстой во время подписания соглашения о сотрудничестве. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Кроме школьников, Бушканец предлагает охватить жителей республики и туристов. Особенно тех, которые специально приезжают в Ясную Поляну, Хамовники и в московский музей писателя. «В данном случае мы должны говорить не только о самом здании музея, но и о том, что сейчас называется «совершенствование социокультурной реальности», — пояснила Лия Ефимовна. В этом случае речь шла о том, что музей должен заниматься образовательной и просветительской деятельностью.

Третья группа посетителей в концепции развития — это специалисты по творчеству Толстого из России и из-за рубежа. Бушканец отметила, что из 82 лет жизни писатель 6,5 провел в Казани. Но по ее словам, казанский период плохо изучен. «В Зоринской биографии Толстого казанскому периоду посвящено полстраницы. Хотя это важнейший период формирования писателя», — добавила Бушканец. Она также отметила, что становление Льва Николаевича как личности происходит именно в Казани, и этот процесс, по ее словам, нужно обязательно отразить в экспозиции. Кроме этого, Лия Ефимовна предлагает проводить регулярные конференции по изучению казанского периода писателя, в котором много «белых пятен». А также выпустить энциклопедию «Толстой и Казань», книги и монографии о писателе.

Директор Музея Л.Н. Толстого в Казани Лия Бушканец. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Во время саммита БРИКС генеральный секретарь Шанхайской организации содружества Чжан Мин сказал, что Казань известна прежде всего тем, что здесь учились Владимир Ленин и Лев Толстой. «Таким образом, возникает еще одна очень важная цель, я бы назвала ее политической, в связи со значимостью Толстого в мире и среди стран, которые очень важны сейчас для России. Это страны БРИКС и ШОС», — добавила Лия Бушканец и предложила четвертую целевую аудиторию музея — иностранных туристов из дружественных стран.

Толстовский туризм в Казани

Дальше на обсуждение был представлен план зонирования музея. Здесь отражены помещения для постоянно действующих экспозиций, служебные помещения, конференц-зал, библиотека и выставочное пространство. В первом флигеле будет центр для одаренных детей, служебные кабинеты для сотрудников и архив. Второй флигель — это служба приема гостей, администратор, касса, сувенирная продукция, служба безопасности. В третьем флигеле будет кафе с кухней дома Толстого. Кроме этого, Лия Бушканец предложила высадить сад по образцу того, что был здесь во времена жизни Льва Николаевича. В саду можно учить дворянским играм, проводить концерты и свадьбы, поставить шкафы для буккроссинга.

Разработчики концепции музея Толстого в Казани подсчитали, что пропускная способность здания чуть меньше 100 тыс. человек в год. Цифра отличная, но с официальным открытием музея люди не пойдут туда толпами. Их нужно привлекать. А вот эта часть концепции развития оказалась очень слабой. Нет постоянной экспозиции, а день рождения и день памяти Толстого не привлекут посетителей. Хотя Бушканец добавила, что сейчас музей проводит экскурсии по дому и толстовским местам в Казани, а также лекции. В общей сложности за год на этом заработали 300 тыс. рублей.

Директор Музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Представители музея планируют выстраивать партнерские отношения с Институтом филологии и межкультурной коммуникации КФУ для развития образовательного туризма. То есть туристы приезжают город посмотреть и лекции послушать. Аналогичные отношения хотят выстраивать с Казанской консерваторией. Ее сотрудники готовы воссоздать программу концертов, в которых участвовал Толстой. Но для этого в музее должен быть рояль. А его нет.

Креативное письмо для одаренных детей, неодаренные — пишут дома

Лия Бушканец несколько раз подчеркнула, что у нее есть идея создания детского гуманитарного университета для школьников и учителей. Предполагается, что в нем будут проходить мастерские по креативному письму для одаренных детей. Тут, конечно, встает несколько вопросов: как будут искать одаренных детей, каковы вообще критерии одаренности и кто будет вешать этот ярлык? И логично узнать, почему неодаренных детей вычеркнули из этого списка?

Соосновательница школы литературных мастерских Creative Writing School Наталья Осипова. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Соосновательница школы литературных мастерских Creative Writing School Наталья Осипова, которая тоже присутствовала на обсуждении, предложила проводить писательские мастерские для всех, кто хочет научиться писать. Она отметила, что это было бы символично, поскольку Лев Толстой в Казани тоже был начинающим писателем. Но ее предложение не встретило восторга у представителей музея. Это довольно странно, поскольку желаемые 100 тысяч посетителей в год вряд ли можно собрать силами туристов из стран БРИКС, толстоведами и одаренными детьми. В целом взрослая аудитория, у которой в последнее время довольно большой запрос на интеллектуальный досуг, зачастую исключается из культурной жизни города. И это проблема не только концепции развития музея Толстого в Казани.

Срочно отфотошопить Толстого!

Два самых распространенных факта о жизни Толстого в Казани — то, что он не окончил Казанский университет, и то, что приобрел гонорею после посещения публичного дома. Популярность этих фактов (особенно последнего) подтверждает и Лия Ефимовна. Она возмутилась, что посетителей интересует не самый приятный эпизод из жизни писателя, а вовсе не «становление его гения». Бушканец назвала это «стереотипами», хотя это факты. Отчисление Толстого из университета подтверждено документами, а о гонорее он пишет в своем дневнике, который начал вести, пребывая на лечении от венерического заболевания в казанской клинике.

Виновниками распространения стереотипов, по мнению Бушканец, стали в том числе и журналисты. Она сослалась на статью «Реального времени» годовалой давности, в которой Бушканец не понравился заголовок — «Был ли студент Лев Толстой балагуром и развратником?». По словам Лии Ефимовны, рассказывать нужно о другом — о том, что в Казани писатель сформировался как личность, и уехал он отсюда с посеянным зерном гениальности. На что архитектор и исследователь казанской истории Сергей Саначин отметил, что «становление гения» в Казани еще нужно научно доказать. Но тем не менее Бушканец собирается «противостоять этой общественной ситуации».

Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Судя по всему, здесь может сложиться ситуация, которая произошла с Мусой Джалилем, когда показывают не человека с его противоречиями, а икону. Аналогичная история была с Маяковским, который до развала СССР был рупором революции. И только в 1990-х общественность узнала, что за внешностью брутального высокого «рупора» скрывался очень ранимый и чувствительный человек. Именно эта человеческая черта вызвала волну интереса к его творчеству. Отфотошопить и обелить казанскую биографию Толстого, конечно же, можно. Но что это даст? Фальшь, которую довольно быстро считают как взрослые, так и дети.

«Сложная форма социальной жизни»

Еще один стереотип, с которым планируют бороться в музее, — это образ жизни дворян. По мнению Бушканец, у людей, которые приходят в музей, «искаженное представление о дворянской жизни»: «Когда они нам говорят, что Толстой прозябал на балах, приходится объяснять, что бал — это сложная форма социальной жизни. Такое ложное представление о дворянской культуре и дворянской жизни у нас создается со школы. И это обязательно нужно корректировать», — добавила Лия Ефимовна.

Показывать жизнь дворян будут через быт Юшковых. То есть, помимо документов и дневников Толстого, в музее хотят воссоздать типологическую обстановку дворянского дома. Тут Сергей Саначин отметил, что, вообще-то, Лев Толстой не жил в доме, в котором обитали Юшковы и остальные дети семейства Толстого. Юный Лев Николаевич жил в соседнем здании, которое не сохранилось. Саначин добавил, что этот факт обязательно должен быть отражен в экспозиции музея или в информационном содержании. Кроме этого, он предложил обозначить, как выглядел дом Юшковых на тот момент, когда в Казани жил Толстой. Строение было гораздо меньше и даже немного другого вида.

Архитектор и исследователь казанской истории Сергей Саначин. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

В любом случае все это начнет функционировать только тогда, когда в музее появится постоянная экспозиция. Сейчас она на стадии формирования. Сотрудники музея надеются на помощь «старших братьев» — музей-усадьбу «Ясная Поляна» и Государственный музей Льва Толстого в Москве. Но даже если они предоставят экспонаты, то еще нужно провести экспертизу здания, чтобы оценить объем работ по адаптации дома под музей, оснастить мебелью и создать необходимые условия для экспонирования. Ну и, конечно, получить на все это деньги.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров