«Не будут, не будут!»: Патрушев убедил «молочников» держать цены на сливочное масло?

Цены на сливочное масло поставили на паузу: в правительстве нашли меры для сдерживания

«Не будут, не будут!»: Патрушев убедил «молочников» держать цены на сливочное масло?
Фото: Реальное время

К 1 ноября татарстанским производителям молочной продукции предстоит снова подписывать контракты на реализацию сливочного масла с торговыми сетями. До этого два крупных игрока — «Казанский молочный комбинат» и «Зеленодольский молочный комбинат» — дважды с начала осени поднимали цены, после чего масло взлетело в цене на 30%, а брендовые марки и вовсе на 50%, как и по всей стране. На этом фоне зампред правительства РФ Дмитрий Патрушев распорядился в конце октября увеличить импорт масла, а ФАС поручили контролировать цены на полках магазинов. «Теперь не будут, не будут больше расти», — заверил «Реальное время» владелец «Ува–молока» Александр Емшанов. Но какие ценники появятся в ноябре — покажет время.

«Все четко поняли, что сделать»

Татарстанские производители согласились остановить дальнейшее повышение цен на молочную продукцию, и прежде всего на подорожавшее сливочное масло. «Не будут, не будут больше расти», — заявил «Реальному времени» владелец «Ува–молока» Александр Емшанов (работает под марками «Милково», «Бэрэкэтле» и «Молочная фамилия»). — Можете четко сказать: будет все хорошо! Цены стабилизировались, объемы есть, больше нет повода для паники». Обсуждается возможность сдерживания роста цен с остальными переработчиками молока, на которых приходится больше половины продаж молочной продукции в Казани.

Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

«Агросила» не сокращала и не планирует сокращать поставки сливочного масла в торговые сети, сообщили «Реальному времени» в компании. «Это не особый случай», — ответила на звонок «Реального времени» глава холдинга Светлана Барсукова.

За 9 месяцев текущего года ООО «Агросила-Молоко», входящее в состав холдинга, выпустило 621 тонну сливочного масла. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство увеличено на 19%. По состоянию на 22 октября, запасы сливочного масла на предприятии составляют 67 тонн. «С дефицитом сырья для производства ООО «Агросила-Молоко» не сталкивается, поскольку основной объем молока поступает от собственных агрофирм холдинга, — пояснили в компании. — Повышение цен на сливочное масло в первую очередь обусловлено ростом себестоимости производства».

«Молочники» под разными предлогами стремятся избежать комментариев по этому поводу, ссылаясь на то, что «это больше политическая тема».

«В среду было совещание с вице-премьером РФ Дмитрием Патрушевым. На нем все четко поняли, что сделать, как мне кажется», — пояснил «Реальному времени» соучредитель и директор компании «Азбука сыра» Алексей Фатыхов (работает на бывших активах ВАМИН в Арском районе). По его мнению, после установок Патрушева, прозвучавших в адрес всех участников продовольственного рынка, комментировать больше нечего. «Поэтому я не понимаю, что еще комментировать», — ответил он.

Как взлетали цены на масло в Казани

Розничные цены на сливочное масло стали разгоняться с наступлением осени. Как рассказывало «Реальное время», с 1 сентября крупнейшие торговые сети пересмотрели закупочные цены на молочную продукцию с повышенным содержанием молочного жира (сливочное масло, сливки, сметана, йогурты, сыры), в результате чего розничные цены выросли до 30%. Сильнее всего подорожало сливочное масло жирностью 72,5% — брикет массой в 180 граммов приблизился к 200 рублям вместо прежних 119 рублей.

По словам представителей торговых сетей, два крупных игрока, «Казанский молочный комбинат» (входит в ГК «КОМОС») и «Зеленодольский молочный комбинат» (входит в «Ак Барс Холдинг»), дважды с начала осени поднимали цены на сливочное масло жирностью 72,5%. «Сначала поступило уведомление о повышении закупочных цен с 1 сентября — на 10—15%, потом еще одно — с 1 октября. В результате цена на сливочное масло выросла на 30%», — рассказал один из собеседников «Реального времени». Из-за постоянного пересмотра цен некоторые производители перешли на краткосрочные договоры — сроком на один-два месяца, после чего цены меняются.

Мария Зверева / realnoevremya.ru

Максимальное повышение торговые сети ощутили на брендовые марки. По словам представителя казанской сети, поставщик уведомил о предстоящем повышении почти на 50%. «Тогда мы отказались от этого продукта и заменили бюджетным маслом «Елмай» (производится на Высокогорском молочном комбинате)», — рассказал представитель казанской торговой сети. По его мнению, продавать пачку масла по цене в 250 рублей нецелесообразно, так как казанские покупатели перестанут приобретать такой дорогой продукт и будут искать дешевую замену. Благодаря этому сеть сохранила присутствие сливочного масла на полке, так как остальные производители выкатили сопоставимые закупочные цены.

— Причины роста цен на сливочное масло лежат на стороне производителей — с начала года закупочные цены на него повышались несколько раз, в общей сложности более чем на 31%, — сообщил «Реальному времени» председатель АКОРТ Игорь Караваев.

По его словам, в сентябре закупочная стоимость масла для торговых сетей выросла на 8%.

При этом представитель небольшой торговой сети Казани заявил, что производители проводят избирательную политику. Так, одна из крупных конкурирующих сетей почти весь месяц продает масло по пониженной цене, равнозначной отпускной. «Непонятно, откуда у них взялась такая цена. Они говорят, будто продают остатки, скопившиеся с начала года. Но что-то не верится», — рассуждает он.

«Как с куриным яйцом»: почему «взбрыкнули» цены на масло

Переработчики молока добивались повышения цен еще с мая, когда сами повысили закупочные цены на сырое молоко. Но быстро договориться с федеральными торговыми сетями не получалось. В результате первая небольшая корректировка цен на полке произошла летом, но оказалась незаметной для покупателей. «Не все сети быстро принимают решения, и к тому же это социальный продукт. Здесь требуется больше времени на обоснование роста стоимости», — рассказывал «Реальному времени» топ-менеджер крупного молочного холдинга.

И тут не обошлось без схватки: кто кого положит на лопатки. Если торговая сеть не принимала предложения о повышении цены, тогда производитель прекращал отгрузку сливочного масла, и сеть рисковала остаться с пустыми полками. Конечно, ни о каком дефиците сливочного масла речи не может идти. Если его нет в продаже — значит, ретейлер не договорился с поставщиком об условиях реализации, а точнее, не смог поделить маржу от подросшей цены. Так, «Руспродсоюз» считает, что торговые сети продают сливочное масло с наценкой в 70%. Но в АКОРТ винят производителей. «Розничные цены на масло растут медленнее закупочных, поскольку торговые сети не перекладывают весь объем подорожания на плечи потребителей, а растягивают его во времени, избегая резкого повышения цен», — сообщили в АКОРТ.

Мария Зверева / realnoevremya.ru

Договаривались поставщики с сетями по-разному. «Предприятия не могут работать себе в убыток. Торговые сети, как конечный продавец, всегда стараются сдерживать. Их в меньшей степени интересует, сколько мы покупаем молока, какая рентабельность. Они могут только негодовать: «Вот у вас опять цены растут!», — рассказывал топ-менеджер одного из переработчиков. Тогда он предрекал дальнейший рост цен до конца 2024 года. На тот момент пачка масла выросла до 190 рублей, или перевалила почти за тысячу рублей за килограмм. Это дороже килограмма говядины, чего до сих пор не случалось.

Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров считает повышение цен на молоко обоснованным. «В ценовой ситуации наблюдается рост, и это прежде всего связано с увеличением себестоимости продукции. На сегодняшний день средняя цена у сельскохозяйственных организаций составляет 38,00 рублей/кг, что на 30,49% выше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (29,12 рубля), — сообщил он журналистам в субботу при открытии сельскохозяйственной ярмарки в агропромпарке «Казань».

В АКОРТ утверждают, что в Татарстане сложились самые низкие цены на масло. «Средняя полочная цена масла сливочного «первой цены» в крупных торговых сетях — членах АКОРТ составила 866 руб. за килограмм. Татарстан входит в топ-10 регионов с наименьшими темпами роста цен на сливочное масло, согласно данным Росстата: средняя розничная цена сливочного масла в Татарстане — 877,8 рубля за килограмм. В целом по стране, по тем же данным, килограмм сливочного масла стоит 1 056 рублей за килограмм».

Патрушев «смажет» цены импортом, а ФАС — кнутом

Федеральный Минсельхоз отреагировал на повышение цен крайними мерами. На прошлой неделе Дмитрий Патрушев собрал у себя в Москве крупных производителей сливочного масла и ретейлеров и объявил, что для стабилизации цен «активизирован импорт из нескольких стран». Но попросил продолжать наращивать производство в стране. «Молочная отрасль — это социально значимое направление агропромышленного комплекса»,— сообщил Дмитрий Патрушев, напомнив, что государство предоставляет производителям господдержку.

взято с сайта kremlin.ru

Одновременно с этим федеральные власти подключили административные ресурсы. ФАС поручили контролировать цены на сливочное масло. Теперь производитель обязан уведомлять территориальные службы ФАС о предстоящем повышении цен до конца 2024 года. «В целях мониторинга цен на отдельные виды социально значимых товаров ФАС России направила запросы крупнейшим производителям сливочного масла. Организации должны представлять в службу информацию о каждом планируемом повышении отпускных цен на указанную продукцию до конца 2024 года», — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе УФАС по РТ.

Для чего? Как пояснили в ведомстве, на основе предоставляемых данных служба проведет анализ обоснованности повышения оптово-отпускных цен. В случае выявления необоснованного повышения цен ФАС России будет применять меры антимонопольного реагирования. Кроме того, ФАС России ведет работу по заключению на региональном уровне соглашений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации c хозяйствующими субъектами в порядке, предусмотренном Постановлением правительства Российской Федерации от 26.04.2023 №662.

Сейчас некоторые татарстанские производители молочной продукции готовятся к переподписанию новых контрактов на реализацию сливочного масла, так что «патрушевские» цены появится на полках в ноябре, говорят сетевики.

Позднее министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров дал более подробный комментарий в связи с ситуацией:

— Сегодня ситуация с наличием сливочного масла на складах и прилавках магазинов стабильная. Все предприятия работают в штатном режиме, рынок полностью обеспечен сливочным маслом.

В Татарстане во всех магазинах представлен широкий ассортимент масла, предпосылки к товарному дефициту отсутствуют.

Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

За 8 месяцев 2024 года во всех категориях хозяйств произведено 1 млн. 537,9 тыс. тонн молока, что на 59,6 тыс. тонн (+104%) больше к уровню аналогичного периода прошлого года. За этот же период производство сливочного масла достигло 14 335,3 тонны, тогда как потребление составило 9 733,333 тонны. Остальное масло реализуется за пределами республики. Это свидетельствует о том, что предпосылок к дефициту как сырья, так и конечной продукции в виде сливочного масла нет.

На сегодняшний день крупные предприятия республики сохраняют объем производства, а некоторые даже их увеличивают. Альметьевский молочный комбинат за девять месяцев нарастил объем производства на 18,2%, «Алабуга Сотэ» увеличила производство на 4%, объемы выпуска у АО «ЗМК», АО «Агросила», ВМК «Елмай» и СХПССК «Фаиза» остались на прежнем уровне.

В ценовой ситуации наблюдается рост, и это прежде всего связано с увеличением себестоимости продукции. На сегодняшний день средняя цена у сельскохозяйственных организаций составляет 38,00 рублей/кг, что на 30,49% выше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (29,12 рублей).

Следует отметить, что в структуре себестоимости производства сливочного масла основное место занимает сырье — сырое молоко, поэтому повышение цен на него непосредственно сказывается на стоимости конечного продукта.

В свою очередь, себестоимость производства 1 кг молока на сегодняшний день достигла 30 рублей. Выросли расходы, связанные с обеспечением кормов, премиксов, кормовых добавок и биологической защитой предприятий. Производители молока, так же как и переработчики, отмечают увеличение затрат, связанных с оплатой труда, ростом ключевой ставки до 21%, логистическими затратами, а также с повышением цен на энергоносители».

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьАгропром Татарстан

Новости партнеров