Российской авиации нужны отечественные комплектующие и кадры: АО «Туполев» выходит на серийное производство

Эксперты «Реального времени» — о перспективах авиапрома и новшествах, которые продемонстрируют гостям саммита БРИКС

Российской авиации нужны отечественные комплектующие и кадры: АО «Туполев» выходит на серийное производство
Фото: Максим Платонов

Символичным оказался визит в Казань в первый день саммита БРИКС первого вице-премьера России Дениса Мантурова. Он осмотрел новые цеха Казанского авиазавода, самолеты и вертолеты, оценил ход работ по импортозамещению и ознакомился с экспонатами, которые будут представлены высоким гостям республики на выставке «Сделано в Татарстане». Подробнее об отечественных новинках авиационной техники, гарантиях успешного импортозамещения в отрасли и перспективах российского самолетостроения — в материале «Реального времени».

План — 20 самолетов в год

Первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров вместе с раисом Татарстана Рустамом Миннихановым накануне побывал на авиастроительных предприятиях госкорпорации «Ростех». На АО «Туполев» осмотрел строящиеся и модернизируемые цеха и оценил степень их готовности. Из 24 объектов запущены 9, а оставшиеся 15 должны быть сданы до конца 2026 года.

— С вводом в эксплуатацию всех запланированных объектов предприятие существенно сократит сроки по выпуску продукции. Новые помещения и оборудование позволят нам выйти на серийное производство гражданских воздушных судов и обеспечить строительство 20 самолетов Ту-214 в год, — сообщил управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев.

Как сообщается на официальном портале правительства России, Мантуров осмотрел новое высокотехнологичное оборудование для изготовления крупногабаритных деталей самолетов — российский портальный пятикоординатный фрезерный обрабатывающий центр, который позволяет изготавливать комплектующие из алюминиевых сплавов, в том числе детали крыла с максимальным размером до 24 метров.

Мантуров осмотрел новое высокотехнологичное оборудование. предоставлено пресс-службой правительства России

Потяжелевший «Ансат»

На Казанском вертолетном заводе Денису Мантурову продемонстрировали основные производственные цеха, где выпускаются вертолеты семейства Ми-8/17, многоцелевые Ми-38 и легкие вертолеты «Ансат», а также опытный образец легкого однодвигательного вертолета Ми-34М1, оснащенный двигателем ВК-650. Замглавы правительства также осмотрел строящийся корпус механосборочного производства, вертолеты Ми-8МТВ-1 и новейшие многоцелевые Ми-38.

Денису Мантурову доложили о реализации программы модернизации вертолета «Ансат». Максим Платонов / realnoevremya.ru

Дениса Мантурова проинформировали об успешном выполнении программы импортозамещения — о том, что на вертолете «Ансат» заменены на отечественные все иностранные компоненты системы управления и автопилота и установлены российские двигатели ВК-650В. Ему также доложили о реализации программы модернизации «Ансата», направленной на увеличение его взлетной массы, установку противообледенительной системы и увеличение дальности полета до 640 км (до 800 км с дополнительным топливным баком).

«Ситуация стала меняться»

— Самолетный двигатель считается венцом мировой инженерной мысли, — ответил на предложение «Реального времени» оценить первые результаты импортозамещения в отечественном самолето— и вертолетостроении и последствия изменений, происходящих на казанских авиастроительных предприятиях, заведующий кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. — К сожалению, позиции России в этой области были во многом утрачены, и только в последнем десятилетии ситуация стала меняться.

Он напомнил, что на НПК «Пермские моторы» готовятся к серийному выпуску нового отечественного турбовентиляторного двигателя пятого поколения ПД-14 и разрабатывают двухконтурный турбовентиляторный двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 и двигатель ПД-8 для «Суперджета» (последний был оснащен французским двигателем, который сегодня сложно полноценно обслуживать).

Лопатин отметил, что двигатель во многом определяет качественные и количественные характеристики самолета — он должен быть эффективным и иметь надежный ресурс. По его мнению, тот факт, что в России удалось возродить производство самолетных двигателей, внушает оптимизм в отношении всей отрасли и уверенность в том, что планы по выпуску новых летательных аппаратов будут выполнены:

— На самом деле ведь самолеты строит достаточно много стран — более двадцати. А вот двигатели строят, имеют полный цикл производства, только пять стран в мире. Соответственно, наша страна эти компетенции имеет.

«Можем напрячься и сделать, когда надо»

— В области самолетостроения уже давались большие обещания, которые не выполнялись, — напомнил эксперт «Реального времени», доктор политических наук, профессор Владимир Беляев. — ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» под руководством Михаила Погосяна начала строительство самолетов во многом за счет импортных компонентов, и это привело к тому, что мы не смогли выпустить даже опытные образцы.

Беляев подчеркнул: необходимо не только двигатели, но и все остальные системы заменить на отечественные — или импортозамещение не состоится, а российские самолетостроение и вертолетостроение останутся зависимыми от импорта. Эксперт напомнил, что еще в 90-х годах прошлого века руководство нашей республики ставило вопрос об отказе от «Боингов» и строительстве российских самолетов.

— Если все сегодняшние обещания будут выполнены, и при этом все, абсолютно все, детали, компоненты и устройства будут нашими, можно будет говорить о возрождении авиации, — считает он. — В истории нашего государства были периоды, когда мы производили больше 100 самолетов в год. Да, это было во время Великой Отечественной войны, но тем не менее было же! Значит, мы все-таки можем напрячься и сделать, когда надо! И вот этот план выпускать 20 самолетов в год, он осуществим при определенных условиях, в том числе при полном наборе российских комплектующих.

Предложить достойную заработную плату и уважение

Эксперты «Реального времени» отметили, выполнение планов по импортозамещению в области самолето— и вертолетостроения невозможно, если не обеспечить производство квалифицированными кадрами.

— Специалистов в области самолетостроения, вертолетостроения, двигателестроения в России готовит достаточное количество университетов, — говорит Алексей Лопатин. — Имеются и образовательные центры. Но нужно еще, чтобы у ребят, которые оканчивают университеты, была достойная заработная плата. Потому что авиационный конструктор, конструктор-двигателист — это профессии, которые требуют огромных знаний во многих областях. Учиться этим специальностям трудно, их абитуриенты выбирают осознанно, и если им не предложить достойную заработную плату и реальный соцпакет, который предполагает не талоны на бесплатное питание, а например, возможность получить жилье, они уйдут в другие отрасли, где все это получат.

Инна Серова / realnoevremya.ru

Вопрос о достойной заработной плате, причем не только для инженерных работников, но и для тех, кто стоит у конвейера, считает первостепенным и Владимир Беляев. Только он считает важным и еще один аспект — кроме денег, работникам нужно уважение:

— Рабочим надо нормально платить и относиться к ним хорошо. Очень важно, чтобы мотивация была не только материальная, но и нравственная, чтобы на производстве не было хамства и произвола, чтобы над работодателями был контроль. Это должно стать также стимулом для роста нашего авиастроения. И тогда не надо будет искать трудовых мигрантов, чтобы заполнить пустующие рабочие места.

Инна Серова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьМашиностроениеОбществоВласть Татарстан Город КазаньКазанский вертолетный заводТуполевКазанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева

Новости партнеров