Краткий гид по дневникам
Описательные и исповедальные эгодокументы людей разных эпох
Дневник — один из трех важнейших типов эгодокументов, то есть автобиографических текстов, которые исходят от конкретного человека и написаны от первого лица. Еще два — письма и мемуары. В дневнике описание событий, как правило, практически синхронно самим событиям. Во всяком случае, есть установка на минимальный временной разрыв. Литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова совместно с филологом, исследователем дневников и мемуаров, старшим научным сотрудником Института мировой литературы РАН, лектором и автором курсов в Creative Writing School и Arzamas Екатериной Ляминой подготовили краткий гид по дневникам.
Ведем мы свои дневники или нет, дневники чужие важны нам сразу во многих отношениях. Они рассказывают о том, как конкретный человек жил изо дня в день в конкретных условиях, часто — ужасных. И тем не менее ведение дневника его поддерживало и давало силы не просто влачить существование, а еще и писать о своей жизни, тем самым утверждая ее ценность. Причем писать не на публику, а в первую очередь для себя. Кроме этого, любой дневник — это неповторимый, индивидуальный взгляд и голос в потоке времени. Звучание этого голоса зачастую поражает даже сильнее, чем кинохроника или великий роман.
Дневник легко опознать даже по внешнему виду. Он естественным образом разделен на фрагменты (дни или части дня, то есть утро, вечер, ночь). Эти фрагменты, как правило, датированы, порой указан день недели или место, где сделана запись. Иногда дневники ведутся регулярно, иногда — с большими пропусками.
Функция дневника двойная. С одной стороны, его автор фиксирует то, что произошло с ним или вокруг него, а с другой, хотя это бывает и не во всех дневниках, так или иначе интерпретирует произошедшее. Исходя из этого, дневники можно разделить на два основных типа. Конечно, в одном дневнике могут встречаться записи обоих типов. Кроме того, автор может со временем перейти от одной манеры к другой.
Дневники описательные
Здесь преобладает фактография, регистрация событий. Иногда это делается вообще в манере протокола — без эмоций, предельно коротко, часто с сокращениями повторяющихся слов. Иногда автор может писать более подробно и, помимо внешних событий (поездок, достопримечательностей, здоровья, встреч, бесед) касаться и событий внутренней жизни — размышлений, снов, предчувствий и т. д.
Сэмюэль Пипс. «Домой, ужинать и в постель. Из дневника», «Азбука» (16+)
Дневники Сэмюэля Пипса — стенографические записи образованного лондонца, чиновника Морского министерства, любителя искусств. Впервые расшифрованы и опубликованы в 1825 г. и с тех пор не покидают верхние строчки рейтингов автобиографических произведений. Частично переведены на русский. Этот уникальный исторический документ, охватывающий многие важные события Англии XVII века, включая Реставрацию, казнь Карла I, Великую чуму и Лондонский пожар. Пипс вел записи в течение девяти лет. Он не только детально описывал политические события и придворные интриги, но и передал атмосферу повседневной жизни, наблюдения о театре, науке и семейных отношениях. Его откровенные заметки раскрывают сложный моральный облик автора, который, не скрывая своих недостатков, предлагает честный взгляд на свою эпоху. Легкий стиль, юмор и богатство бытовых деталей делают его дневники важным свидетельством времени.
«Художественный театр после революции. Дневники и записи. Федор Михальский. 1920—1924. Алексей Гаврилов. 1927—1932», «Артист. Режиссер. Театр (А.р.т.)» (16+)
Дневник Алексея Гаврилова 1927—1928 годов — записи милиционера, охранявшего МХАТ, о «театре изнутри». Он рассказывает об отношениях режиссеров, актеров, администраторов, о кухне постановок, о публике в зрительном зале и самих спектаклях, которые он видел все без исключения. Об авторе почти ничего не известно, но театрал он страстный — за два сезона посмотрел булгаковские «Дни Турбиных» 166 раз. Записи фиксируют мельчайшие детали постановок, нюансы актерской игры, курьезные инциденты с публикой и атмосферу того времени. Гаврилов с точностью описывает работу театральных служб, а также происшествия в фойе и зрительном зале, подмечая реакции и поведение зрителей. Впервые дневники Гаврилова были опубликованы в 1988 году.
Мария Васильчикова. «Берлинский дневник 1940—1945», «Полиграфресурсы» (16+)
Это блестящие, с юмором и самоиронией записи русской аристократки-эмигрантки, человека исключительной воли и смелости, одной из организаторов заговора 20 июля 1944 года с целью убийства Гитлера. Васильчикова, работая в армейских кругах, близко столкнулась с сопротивлением Третьему рейху, что делает ее записи важным источником информации о настроениях в нацистской Германии. Особое внимание уделяется повседневной жизни в условиях войны, налетам и разрушениям, быту и внутренним переживаниям.
Любовь Шапорина. «Дневник. Том 1. 1898—1945» и «Дневник. Том 2. 1946—1967», НЛО (16+)
Эти многолетние записи петроградской/ленинградской художницы, создательницы Театра марионеток, поражают прямотой и честностью, в том числе в описании массовых репрессий и блокады Ленинграда. Впервые увидели свет в 2011 году. Дневник Любови Шапориной — уникальный исторический документ, охватывающий события с конца XIX века до 1960-х годов. Эти записи, наполненные личными переживаниями и критическими замечаниями, раскрывают драматическую картину жизни в Советской России. Шапорина не щадит советский режим, смело критикуя политическую и социальную систему. Не потеряв веры в свои идеалы и нравственные принципы, Шапорина отразила борьбу интеллигенции за выживание в условиях репрессий и жестоких реалий времени.
Дневники исповедальные, аналитические
Автор здесь сосредоточен на познании своего внутреннего мира и, как правило, ставит перед собой задачу духовного развития. Тут, понятным образом, много писательских дневников.
Андрей Тургенев. «Дневник. 1796—1803»
Это записи молодого дворянина, интеллектуала, переводчика Шиллера и Шекспира, разрывающегося между страстью к нравственной высоте и чистоте и страстями более приземленными. Дневники Андрея Тургенева представляют собой ценный историко-литературный материал, отражающий переход от классицизма к романтизму в России. Несмотря на короткую жизнь и малое количество опубликованных произведений, письма и дневники Тургенева исследовались выдающимися филологами, такими как Юрий Лотман и Александр Веселовский. Эти тексты дают уникальное понимание эмоциональных и культурных матриц эпохи, где личные переживания героя пересекаются с литературными образцами Гете, Руссо и Карамзина. Тургенев, оказавшийся в запутанных любовных и семейных отношениях, нашел отражение своего внутреннего мира в литературе, что делает его фигуру особенно интересной для изучения как «пилотного экземпляра романтической эпохи». Дневники Андрея Тургенева опубликованы лишь частично.
Дневники Льва Толстого (16+)
Дневники Льва Толстого 12 томов из полного собрания сочинений (90 томов) охватывают более шести десятилетий его жизни начиная с 1847 года и раскрывают уникальный процесс саморефлексии великого писателя. Эти записи фиксируют его размышления о прочитанном, стремления к самосовершенствованию и постоянные попытки контролировать свои мысли, чувства и действия. Дневник становится полем битвы между стремлением к моральной и духовной чистоте и реальностью, где Толстой не раз терпит поражение в своих устремлениях. Несмотря на эпизодичность и пропуски в записях, дневники отражают кризисные периоды жизни писателя, часто совпадающие с творческими взлетами или внутренними разногласиями.
Софья Толстая. «Дневники. 1862—1910», «Захаров» (16+)
Дневники Софьи Андреевны Толстой представляют собой уникальный и откровенный источник о жизни и внутреннем мире жены великого писателя Льва Николаевича Толстого. Эти записи охватывают почти полвека и раскрывают сложные, порой болезненные аспекты их отношений. Софья Андреевна не только фиксирует свои переживания и заботы о семье, но и делится глубокими размышлениями о жизни, войне и личной жертве. Этот труд служит зеркалом семейных отношений, в которых эмоциональные страдания автора вызывают симпатию и сопереживание. Дневники иллюстрируют как личную драму, так и историческую значимость, позволяя читателю лучше понять философию и творчество Толстого через призму его семейной жизни.
Вирджиния Вулф. «Дневник писательницы», «Рудомино» (16+)
Это сборник личных записей и писем Вирджинии Вулф. Записи охватывают период с 1915 и до 1941 года. В дневнике отражены не только личные переживания писательницы, но и ее литературные размышления, процесс создания произведений и беспокойства о том, как они будут восприняты читателями и критиками. Читатель может увидеть уязвимость Вулф, постоянно колеблющейся между творческим вдохновением и страхом неудачи. Особое внимание уделяется цикличности творческого процесса от замысла и работы над текстом до получения первых отзывов. Дневники дополняют письма к Литтону Стрейчи. Они показывают более легкую и живую сторону Вулф, которая еще не была известной писательницей. Этот сборник позволяет глубже понять личность Вирджинии Вулф, ее внутренний мир и литературный путь, приближая писательницу к современному читателю.
Протоиерей Александр Шмеман. «Дневники. 1973—1983», «Русский путь» (16+)
Дневники протоиерея Александра Шмемана — это сочетание личных размышлений и глубокого религиозного осмысления жизни, написанное в 1970—1980-х годах. Эти записи, изначально не предназначенные для публикации, были найдены после его смерти и впоследствии стали значимой частью духовной литературы. В них отец Александр обсуждает широкий спектр тем — от повседневных наблюдений до философских и богословских размышлений, демонстрируя редкую глубину и искренность. Прозрачный и лаконичный язык автора напоминает о лучших традициях русской литературы. Автор исследует радость веры и человеческие отношения, подчеркивая важность внутреннего мира и духовного роста.
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.